НАРОДНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ


НАРОДНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
С.А.Филиппова
г. Липецк
Народно-песенное творчество русского народа – это удивительное явление по своей художественной красоте и по содержанию. Оно пронизывает весь быт человека, сопровождая его на протяжении всей жизни.
С первых дней своего рождения дети слышали колыбельные песни, пестушки. Взрослея, они стали принимать участие в хороводных и плясовых песнях, в традиционных обрядах, например, в святочных и масленичных обрядах, а в кругу сверстников — в играх, многие из которых сопровождались пением.
Ввиду того, что изначально в крестьянском быту не было раздвоения на «исполнителей» и «зрителей»: каждый мог быть и был тем и другим — в зависимости от ситуации. Поэтому любой деревенский житель знал обрядовый уклад своего села, участвовал в посиделках, в различных обрядовых действах. Так, соприкасаясь с народной песней в будни и праздники, пропуская ее через душу, сердце и сознание, человек формировался как целостная личность. Согласно данным исследователей, в народно-песенной традиции задолго до возникновения педагогики как академической науки, была выработана система воспитания, включающая все жизненные этапы человека от его рождения до перехода в мир иной. И далеко не последнее место в народной педагогике занимала песня. [1, с.10]
Работая на протяжении 25 лет в качестве преподавателя фольклорного ансамбля «Жемчужинка» в детской музыкальной школе МОУ ДОД №10 города Липецка, мною выработана оригинальная методика обучения детей. Она направлена на планомерное постижение детьми русской народной песни, как в традиционном звучании, с сохранением характерных приемов интонирования, лада, метроритма, диалекта, так и песен разных локальных певческих традициях в общерусском звучании. И позволила мне пронаблюдать определенные изменения в сознании и поведении учащихся.
Как только дети соприкасаются с музыкальным фольклором, они начинает по-другому воспринимать окружающую среду, чувствовать ее, по-иному понимать музыку, развивается их наблюдательность, творческое воображение. Кроме того, традиционные детские песни активно развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их общее физиологическое состояние, легкие, дыхание, голосовой аппарат. Поэтому на вопрос скептиков о том, насколько важно в педагогическом отношении предоставлять народной песне играть существенную роль в деле общего музыкального образования, следует с уверенностью ответить: «Да!» По нашему убеждению, она должна занимать в нем базовое место.
Существенно, что подобное предположение основывается не только эстетической красотой напевов, а соображениями о их педагогической необходимости в становлении общего и музыкального развития учащихся. Огромное значение, безусловно, имеет то, что музыкальный фольклор представляет собой синтезированный творческий вид деятельности. Он развивает способности к импровизации, варьированию, формирует координацию движений (хореография), навыки игры на различных народных инструментах, целый комплекс «почвенного» художественного мышления Роль народных традиций в воспитании и становлении личности на современном этапе может быть еще более ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить в действие все его разносторонние возможности. [2, с.42] В лице детских музыкальных школ и школ искусств, занимающихся песенным фольклором, современное общество приобретает будущих слушателей, ценителей музыки в ее истинном, духовном значении.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности, является сохранение, изучение и исполнение лучших народных песенных образцов в разных песенных традициях. Многие исследователи справедливо отмечают способность фольклорной песни чутко отзываться на творческие, социокультурные запросы людей, их духовные потребности. [2. c.53]
Современные научные исследования сосредотачиваются на вопросах влияния песенной сферы на поведение человека. Особенно это важно для периода детства, когда формируются основы личности. Эксперименты показали, что преимущества ребенка, имеющего песенный опыт по отношению к тем, кто его не получил, — поистине революционные. Развитие детей, получившее начальное музыкальное образование, отличается от тех детей, которые не занимались музыкой. Без сомнения, влияние музыки на формирующееся сознание гораздо шире, чем просто ее эстетическое воздействие. Интересен опыт Макаренко Н.И., результаты которого были опубликованы в 1996 году в журнале «Физиология человека». По данным исследователя, дети, до 7 лет получившие песенный опыт, обладали более тесными связями между работой правого и левого полушария мозга. Работа их мозговых полушарий характеризуется как более согласованная, слаженная. Исследователь доказала, что более заметная координация работы мозговых полушарий раскрывает намного больше способностей и талантов у детей. [3, с. 58] В современной педагогике известно, что музыка развивает и математическое мышление. Пространственные способности, нужные в математике, интенсивно развиваются в ходе занятий музыкой, в том числе, пения.
Таким образом, формирующее воздействие народно-песенного творчества очевидно, но большинство родителей не задумываются и не знают о том, что песенное творчество развивает в ребенке поведенческие качества, мышление, сенсорную сферу, даже если его и не готовить в музыканты. [3, с. 113]
Напротив, родители, понимающие роль, например, музыкального фольклора в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными.
Следует сказать, что народно-песенная сфера наиболее благоприятна для развивающей деятельности ребенка в силу своей естественной органичной природы. Музыкальные школы берут на вооружение песенные традиции и обычаи народа как музыкально-педагогическою основу.
Таким образом, осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации фольклорного образования, организационно-методическая основа учебного процесса которых предполагает широкое приобщение учащихся к народно-песенному творчеству. Это может осуществляться либо на фоне их широкого культурно-эстетического развития, либо специального музыкального образования при координации классных, внеклассных и внешкольных форм занятий.
Примечания:
1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении / Б.В. Асафьев. — Л., 1973. — 230 с.
2. Жиров, М С. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты) / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. — Белгород, 2008.
3. Кирнарская. Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. — М.: Таланты-ХХI век, 2004. — 496 с.