Местоимение как часть речи. Значение и грамматические особенности местоимений. Лексическая тема: Правила хорошего поведения.



Русский язык 7 класс
Грамматическая тема: Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Лексическая тема: Из истории знаков препинания.
Цель урока: сформировать понятия об обобщающих словах при однородных членах предложения.
Задачи урока: 1) сформировать умения учащихся обучить работе с текстом, различать обобщающие слова при однородных членах предложения.
2) развивать коммуникативные навыки, умения составлять предложения, развивать мышление, умение сравнивать и анализировать;
3) прививать чувство прекрасного.
Тип урока: комбинированный .Оборудование: текст, схемы.
Ход урока
І.Орг. момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
Выборочно проверяется письменная работа.
Письменная работа.
ІІ. Основная часть.
1.Вызов.
ФРУКТЫ – яблоки, груши и виноград.
ЦВЕТЫ – тюльпаны, розы и астры.
ПТИЦЫ – грачи, воробьи, вороны.
Скажите, какие из этих слов имеет более общее значение.
Осмысление.
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, которые являются общимим по значению.
После обобщающего слова перед однородными членами ставится (:) двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов то перед ним ставится (- ) тире.
-
-
-
В вазе стояли цветы: астры, гвоздики, хризантемы. : , , .
-
-
-
В парке, в саду - везде лежала опавшая листва.
, - .
Упр.101 стр.47 Прочитайте текст. Найдите обобщающие слова и однородные члены. Какой знак препинания ставится между ними?
Определите какими членами предложения они являются.
Выполнение упражнений. Упр. 103 стр.48 Спишите предложения, найдите обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
Упр.104 стр.48 Работа с текстом. Прочитайте текст. О чем вы узнали? Выпишите предложения с обобщающим словом. Объясните постановку знаков препинания.
ІІІ. Рефлексия.
Откуда вам это известно, что однородные члены отвечают на один и тот же вопрос?
Что вы думаете о знаках препинания при обобщающих словах?
Можете ли вы объяснить, что обобщающими словами могут быть местоимения и наречия?
Что нужно делать, для того, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами?
ІV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. 1) Изучить правиластр.47 Упр. 102 .стр.47
Урока русского языка 10 класс (ЕМН)
Грамматическая тема: Местоимение как часть речи. Значение и грамматические особенности местоимений.
Лексическая тема: Правила хорошего поведения.
Цель урока: совершенствовать и углубить знания о разрядах местоимений.
Задачи урока: 1) сформировать понятия об употреблении и образовании местоимений и их падежные окончания; усвоить морфологические и синтаксические признаки местоимений.
2) развивать коммуникативные навыки, умения классифицировать местоимения по разрядам, развивать мышление, умение сравнивать; 3) прививать чувство прекрасного и воспитанность.
Тип урока: усвоение нового материала.
Оборудование: таблицы, тесты
Ход урока
І.Орг. момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
ІІ. Основная часть.
1.Вызов.
\- Дать понятие о местоимении. (Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет ).
Какие самые употребительные местоимения?
Каковы общие грамматические особенности местоимения?
Какими членами предложения они являются?
Назовите разряды местоимений.
Слайд №1 Таблица. Учитель вместе с учащимися повторяют пройденный материал.
2.Осмысление. Работа по таблице.
А) Общее грамматическое значение Примеры
Указание на предметы, признаки, количество без называния их. Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело.
Б) Морфологические и синтаксические признаки
Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков. Прочитайте строки А.С.Пушкина. Скажите о ком и о чём идет речь?
Другой… Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба, я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю ты мне послан Богом…
Из какого произведения А.С.Пушкина этот отрывок?
Найдите и подчеркните местоимения.
На какие вопросы они отвечают? Определите разряд местоимений.
Работа с текстом. Стр. 149 Упр. 271 Прочитайте вставляя нужные местоимения по смыслу.
Приветствия
В мире существует много форм различных приветствий.
Тибетцы, например, здороваясь, снимают … головной убор правой рукой. Левую руку … закладывают за ухо да ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются, как правило, тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. Встречая утром … профессора, японский студент кланяется … средним поклоном. Видя … в течении дня, он каждый раз отдаёт … лёгкий поклон.
И всё-таки, как бы не разнились национальные обычаи, международный этикет приветствий примерно одинаков. Люди, встречаясь, в разной форме разными способами желают друг другу доброго утра, дня или вечера, успехов в труде, здоровья, добра и благополучия.
Найдите в тексте предложения с вводными словами.
Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного.
Спишите фразеологизмы, вставляя пропущенные буквы. Укажите число и падеж местоимений.
Брать в сво… руки, брать сво… слова обратно, в сво… время, в сво… очередь, вынести на сво… плечах, знать сво… место как сво… пять пальцев, еа сво… веку, на сво… страх и риск, называть вещи сво… именами, не в сво… тарелке, не видеть дальше сво… носа, не видеть как сво… ушей, сво… глазами, сво… словами, сво… голова в плечах. Закрепление.
ІІІ. Рефлексия.
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Как определить синтаксическую функцию местоимений?
- В чем особенность склонения личных местоимений?
Просклоняйте устно.
ІV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. 1) Изучить *33 стр 147.
Упр. 273 стр.151. Замените выделенные существительные местоимениями. Укажите разряд.
Урок русской литературы 11 класс (ОГН)
Тема: Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Василий и Василиса»
Цель урока: Познакомить с рассказом писателя В.Г.Распутина, способствовать всестороннему анализу текста.
Задачи урока:
1) сформировать понятия о своеобразности и оригинальности прозы Распутина
2) развивать навыки пересказа связного текста, умение определять основную мысль произведений.
3) способствовать воспитанию ответственного отношения и трудолюбия.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: фотографии. интер.доска.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: фотографии. интер.доска.
Используемая стратегия: «Двухчастный дневник»
Шаги Установка
Вызов: Как вы думаете о чём может идти речь в рассказе В.Распутина «Василий и Василиса»?
Какая может быть жизнь у людей, проживающих в таёжных краях? Расскажите о семейной жизни Василия и Василисы.
Почему они жили разной жизнью?
Что повлияло на Василису, так отвергнуть мужа?
2.Чтение текста с записями в форме двухчастного дневника:
Цитата Комментарий
1
2
3 1
2
3
Какие цитаты повлияли на вас?
- Какие чувства у вас вызвал поступок Василисы?
- В чем вы согласны или не согласны с женщиной?
- Какие ассоциации возникли у вас при описании обыденной жизни героев?
Обсуждение работы над текстом:
В парах;
В группе; Разговор Василисы с Александрой. Сон Александры. Прощание Александры.
Презентация работ. Эссе. Выразите своё мнение о рассказе.
Ход урока
І.Орг. момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
ІІ. Основная часть. Сообщение темы, цели и задач урока.

Эпиграф к уроку.
Что должен чувствовать человек,
ради которого жили поколения?
В.Г.Распутин.
Словарная работа. (Слайд)
Прииски, тайга, амбар, чугунки;
Вызов. (побуждение):
Как вы думаете о чём может идти речь в рассказе В.Распутина «Василий и Василиса»?
Какая может быть жизнь у людей, проживающих в таёжных краях?
Осмысление.
Слово учителя с опорой на картинки. Рассказ «Василий и Василиса».
Одно из замечательных произведений В.Распутина, рассказ, от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям.
Всю жизнь рядом живут Василий и Василиса. Рядом но не вместе, потому что тридцать лет он живет в амбаре, а она – в избе, с выросшими детьми, и даже разговора между ними не получается. Не смогла простить Василиса ему давней обиды. Однажды, напившись «он схватил топор, лежавший под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы. В ту ночь у неё случился выкидыш. Вернувшись домой, она растолкала Василия и показала ему на порог: - Выметайся!». Двадцать лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему стал виной Василий, - гибель будущего ребёнка- она не смогла простить. И на войну проводила без слёз, и встретила без радости, и на порог так и не пустила. Он работал на золотых приисках, уходил в тайгу, пытался вновь устроить свою жизнь вместе хромоногой Александрой. Но Василиса как будто этого не замечала.
Многие произведения писателя, рассказываю о быте и буднях простых трудовых людей. В этом рассказе писатель описывает жизнь людей, которые стали друг другу чужими и прожили врозь до самой смерти Василия. Как вы думаете, Правильно поступила Василиса с Василием? Что не даёт Василию уйти совсем? А как по-вашему, простит Василиса грех мужа?
Стратегия «Двухчастный дневник». Работа в парах и индивидуальная работа.
Этапы жизни Комментарий
1.
2.
3.
4.
5. Задание. Обозначить основные композиции в рассказе.
Завязка – семейная жизнь героев, рождение детей.
Развитие событий – этапы жизни: пьяная выходка Василия, обида жены, уход на войну, возвращение с войны.
Кульминация – одиночество.
Развязка – смерть Василия
ІІІ. Рефлексия.
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Что повлияло на творческие способности Распутина?
- Какие человеческие качества носил в себе писатель?
- Какие чувства вы испытали при чтении рассказа?

ІV. Подведение итогов.
Выставление оценок.
V. Домашнее задание. 1) Изучить биографию писателя. Прочитать отрывок из рассказа «Василий и Василиса»
Анализ прочитанного текста.