Конспект урока русского языка в 5 классе Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи


Конспект урока русского языка в 5 классе
«Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи»
Цели:
Образовательная:
повторить изученное об имени прилагательном в начальной школе;
учить находить прилагательное в тексте и употреблять в речи;
организовать наблюдение за ролью, которую выполняет прилагательное в речевом высказывании.
Развивающая:
развивать внимание, память, речь учащихся.
Воспитательная:
воспитывать интерес к русскому языку;
воспитывать чувство прекрасного, передаваемое через слово.
Оборудование:
Учебник С. И. Львовой «Русский язык 5 класс», часть 2.
Видеозапись (фрагмент явления 8 (Д. И. Фонвизин «Недоросль»)).
Раздаточный материал: тексты (отрывок из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе») + карточки со знаками «+» и «-».
Проектор, компьютер.
Фотография «Ландыш».
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра (упр. №803), (написать текст про ландыш).
ХОД УРОКА
I. Уточнение знаний учащихся (повторение)
Учитель: Мы с Вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким ее подразделом мы начали знакомство?
Учащиеся: Самостоятельные части речи.
Учитель: Правильно. Для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю вам такое задание:
Выслушав утверждение, определите, истинно оно или ложно? Если высказывание истинное – вы показываете знак «+», если ложное – знак «-».
Все слова русского языка можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.
Все самостоятельные части речи изменяемые.
Грамматические значения слов выражены окончаниями.
Имена существительных обозначают действие.
С помощью существительных мы можем называть не только различные предметы, но и чувства и состояния человека, действия, вещества, совокупности лиц.
(Каждое утверждение проецируется отдельно, сменяя друг друга)
Учитель: Молодцы! Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с этим большим разделом русского языка (лингвистики) «Морфология».
II. Интрига
Учитель: (показывая игрушку). Что вы мне скажите об этом предмете?
Учащиеся: Красивая, большая, …
Учитель: Итак, чтобы охарактеризовать данный предмет, нам потребовалось особая часть речи – какая?
Учащиеся: Имя прилагательное.
Учитель: Правильно. (Объявление темы урока). (Запись в тетрадях).
III.Движение темы
Учитель: Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
(Просмотр фрагмента)
Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, которая дверь?
Правдин: … Вот эта. (показывает).
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Правдин: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
(Видеозапись)
Учитель: Прав ли Митрофан? А какое определение прилагательного дали бы вы?
Учащиеся: Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
Учитель: Какие признаки предмета могут обозначать прилагательные?
Работа с текстом
Учитель: перед вами текст. Прочтите его. Чей это портрет? Только ли о росте Валека, цвета его глаз, одежде вы узнали из текста? Какая часть речи помогла вам?
Задание: (тетрадях)
Выпишите имена прилагательные, которые употребляются в данном тексте.
Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
(В. Г. Короленко)
(Текст лежит у учащихся на парте и спроецирован)
Проверка (парная) 1 учащийся называет выписанные имена прилагательные.
Учитель: На какие вопросы отвечают данные имена прилагательные? Что они обозначают? Какими членами предложения являются?
Учитель: Внимательно слушавшие сценку обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то «приложена». К чему же «приложено» имя прилагательное?
Учащиеся: К имени существительному.
Учитель: Правильно. Посмотрите еще раз на наш текст и назовите существительные, к которым относятся прилагательные.
Учащиеся: Называют: мальчик, рубашонке, штанишек, волосы, глазами.
Учитель: Молодцы! Итак, сделаем вывод: «Имя прилагательное …»
(Вывод спроецирован, один учащийся читает его вслух)
Физминутка
Работа с учебником
Учитель: А теперь обратимся к нашему учебнику и подробнее узнаем об имени прилагательном, (стр. 94-95). Прочитайте правило.
Учащиеся: Читают про себя.
Учитель: Какая информация оказалась для вас новой?
Учащиеся: (Качественное, относительное, притяжательное – постоянные признаки; степень сравнения, краткая и полная форма – непостоянные признаки).
Учитель: С этими понятиями мы будем знакомиться чуть позже. А сейчас я предлагаю вам поработать с упражнением №825 (задание 1.)
Прочитайте текст.
Найдите слова, которые помогают точнее, образнее и ярче описать портрет мальчика.
(Устно)
Учащиеся: …
Учитель: А теперь выполним задание (по выбору)
Выпишите словосочетания, в которых зависимыми словами являются выделенные прилагательные. Задайте к ним вопрос. (Средний уровень)
Выпишите выделенные прилагательные. Используя правило, определите начальную форму, род число и падеж записанных прилагательных. (Высокий уровень)
(Спроецированы)
Проверка выполненной работы
Средний уровень Высокий уровень
Как определить род, число, падеж прилагательных?
(Все эти характеристики дает ему главное слово)
Учитель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. А сейчас посмотрите на фотографию (на доске: «Ландыш»). Что вы скажите об этом цветке?
Учащиеся: Ландыщ красивый …
IV. Домашнее задание
Учитель: Запишем домашнее задание: упражнение №830 (сочинение-миниатюра «Ландыш»).
Учитель: Дома написать небольшой текст, цель которого – воздействовать на читателя, убедить его в том, что ландыш является одним из самых прекрасных цветов. Какая часть речи поможет вам рассказать об этом цветке?
Учащиеся: Имя прилагательное.
V. Итог урока
Учитель: О какой части речи шла речь во время урока?
Учащиеся: Имя прилагательное.
Учитель: Понравилась ли вам эта часть речи? Чем?
Учащиеся: Имя прилагательное дает возможность точно, образно описывать предметы и явления, называть их особенные свойства.
Учитель: Вспомним сценку, где мальчик Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи. В чем смысл маленького спектакля?
Учащиеся: …
Учитель: Но может быть, Митрофан в чем-то прав?
Учащиеся: Имя прилагательное действительно «приложено» к чему-то, в данном случае – к имени существительному.
Учитель: Как вы думаете, мы все знаем об имени прилагательном?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Значит, на следующих уроках мы продолжим наш разговор об имени прилагательном. Нас ждет много интересного – и старого и нового.
VI. Выставление оценок за урок