План – конспект урока русского языка в 6 классе Имя прилагательное как часть речи


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Отдел Образования акимата города ТаразаГосударственное учреждение «Средняя школа № 13»
План – конспект урока русского языка
в 6 классе
Имя прилагательное
как часть речи

Учитель Керимбаева И.И.,
I категория



Город Тараз.
2015 год
Цели урока:
1.образовательная: повторить изученное об имени прилагательном как части речи, формировать представление об имени прилагательном ;2.развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;
3. воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, использовать прилагательные в устной и письменной речи.
Ход урока.
1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).
2. Мобилизирующий этап.
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! Это имя прилагательное!
3. Актуализация знаний и умений учащихся. Блиц-опрос по материалу предыдущего урока:
Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?  МОРФОЛОГИЮ.    Что изучает морфология? (Слова как части речи).
-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).Итак, чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
4. Формулирование темы и цели урока- Значит какая тема нашего урока? ( Имя прилагательное)
- А что вы уже знаете об имени прилагательном? - С чего нам нужно начать изучение данной темы? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль) - Это и будут этапы нашего урока. Только в каком порядке мы будем по ним работать?
По опорным фразам сформулируйте цель урока.
Опорные фразы:
1.Повторить изученное об… ( имени прилагательном)
2. Учиться .…… ..….. речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи)
- А какую тему мы запишем в тетради? Имя прилагательное
Минутка чистописания—прилагательное1.В саду пел последний соловей предрассветную песню. Под окном у меня растет
старая береза. Осенью она красива и величественна.
(разбор по членам предложения)
К словам какой части речи прилагается прилагательное? - Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)-На какие вопросы отвечает прилагательное?Какой, какая,какое.какие.чей. Прилагательные согласуются с существительными в роде,числе,падеже.
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».
5.Задание.Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. Знания записываются в колонку «Знаю». Что еще узнали? - Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию. Групповая работа (по 6 человек). Проверка
Знаю(вызов) Хочу узнать(вызов) Узнал(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации
таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал».
Знаю Узнал
Хочу знать
Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения является?
6. «Составление кластера» Применение правила на практике.
1. Составление кластера.
Я начинаю фразу, а вы продолжаете
Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….
Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)

Остановимся на качественных прилагательных. Как мы узнаем качественные прилагательные? (имеют степени сравнения)
Какие? (сравнительную и превосходную степень).
Еще чем они отличаются от других разрядов? (имеют полную и краткую форму)
Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)
От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)– Молодцы! Давайте обобщим. Кто нам расскажет по кластеру об имени прилагательном?
Вывод:Прилагательные  описывают, характеризуют предмет, значит, делают нашу речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.Прилагательные уточняют значение существительного, т.е. позволяют точно определить предмет, о котором идет речь.
7. Отгадайте загадки. Отгадайте, о чем речь в тексте Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:
1.Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.
2.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет, 
Там заметку кладет.
3.Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.
4.Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
5.Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.
6.Земля беленькая
,А птички на ней
Черненькие.
(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
8 .Читаю миниатюру С.Сахарнова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное. . Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.
Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).
Розовое озеро
        Когда наш самолёт пролетал над границей Уганды и Танзании, я увидел, что под крылом лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, розовое озеро.– Смотрите, смотрите, – сказал я соседу, – розовая вода!– Не может быть. – Он пожал плечами и потянулся к окну.    И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, поднялось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи птиц – розовые фламинго. Они до того стояли в воде – испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко!    А впрочем, ничего. Улетит самолёт, успокоятся птицы, вернётся стая, и снова замерцает, закипит бледно-красное замечательное озеро.(С. Сахарнов)Вопросы и задания:
Какое удивительное зрелище наблюдали пассажиры самолёта?Приходилось ли тебе видеть розовых фламинго? Расскажи, какие это птицы. Прочитай отрывок, как розовое озеро превратилось в серое.
Не случайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
9..Задание.Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.1 группа – трава2 группа – горы3 группа – снег4 группа – море
10. Попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».- Что такое синквейн помните?  (пятистрочная стихотворная формаПервая строка – обозначение темы, чаще одно слово Часть речиВторая строка – характеристика темы  (двумя прилагательными)Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)Пятая строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы
Например:
синквейн1.Часть речи2.Краткие и полные3.Дополняют, украшают, уточняют4.Без них очень скучно!Прилагательные 
11. Работа в группах. Музыкальное задание. «Весна»/Алсу/Выписать из песни Задание №11.
Старая-старая сказка, Ночь так длинна, в небе луна, Самая главная тайна Есть у меня одна. Синее-синее море, А над волной свет не земной, Может, узнаю я скоро, Что это вдруг со мной. Улетели белые метели, Почему же мне ночью не до сна, Мы с тобой знакомы две недели, Что же ты со мной делаешь, весна, Что же ты. Чистое-чистое небо, Солнце в руках, льётся река, Всё расскажу я тебе, но Вот только не знаю как. Тихая песня случайно Будет слышна возле окна, Самая главная тайна Есть у меня одна. Улетели белые метели, Почему же мне ночью не до сна,
14. Рефлексия. Какое настроение у вас останется после нашего сегодняшнего урока?
На уроке я работал …Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Материал урока мне был … Из одноклассников на уроке хорошо работали …- А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят…
15. Д/з:2) Вспомнить и записать 4-5 пословиц с именами прилагательными. Определить их синтаксическую функцию в предложении.
На этом наш урок подошел к концу. Я думаю, что на уроке вам не было скучно, вы все вспомнили, что такое имя прилагательное и готовы к новым открытиям.
Спасибо всем за урок. До свидания.