Формирование музыкальной культуры у дошкольников в процессе преемственности с детской музыкальной школой


«Формирование музыкальной культуры у дошкольников в процессе преемственности с детской музыкальной школой »
Коженкова Л.И., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Теремок», г.Заинск
Музыка – это мир удивительно добрый и приветливый, так хочется, чтобы ребята подружились с ней! Мы очень рады, что в нашем детском саду стало доброй традицией встречать гостей-ребят, занимающихся в детской музыкальной школе.
С сентября 2016 года на базе нашего детского сада открыта инновационная площадка музыкально-эстетического направления в сфере дошкольного образования, где «преемственность» выполняет роль связующего механизма между дошкольным образовательным учреждением и детской музыкальной школой. Одним из основных проектов инновационной площадки является фестиваль-конкурс эстрадного искусства юных исполнителей и ансамблей «ДО-МИ-СОЛЬ-КА». Цель проекта:
Создание системы поиска одаренных и талантливых детей.
Укрепление профессиональных культурных связей между творческими коллективами и исполнителями.
Сохранение и развитие творческого генофонда республики.
Общие задачи музыкального развития детского сада и детской музыкальной школы:
Формирование начал музыкальной и общей духовной культуры.
Приобщение детей к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего, к мировой и национальной музыкальной культуре.
Развитие музыкальных и творческих способностей с учётом возможностей каждого ребёнка посредством различных видов музыкальной деятельности.
Формирование элементов музыкально-эстетического сознания.
 Развитие музыкального мышления.
Ознакомление с музыкальным творчеством на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности – музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций.
Стимулирование творческих проявлений в музыкальной деятельности.
Создание условий для развития музыкальных способностей и творческой активности.
Воспитание эмоциональной культуры.
Цель музыкального образования как педагогического процесса заключается в том, чтобы привить ребёнку любовь к музыке, сформировать и развить его духовную культуру.
Важнейшим условием для достижения целей музыкального образования является формирование у детей потребности в общении с музыкой.
   Высшим показателем овладения содержанием музыкального образования выступает приобретение ребёнком опыта музыкально-творческой деятельности. Опыт музыкально- творческой деятельности ребёнка проявляется в способности самостоятельно применять полученные знания, проявляя при этом изобретательность, оригинальность, фантазию при выполнении творческих задач.
    Большое влияние на формирование основ музыкальной культуры ребёнка оказывают музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения. Основы музыкальной культуры, формируемые в дошкольном возрасте, становятся той базой, на которой происходит дальнейшее музыкальное развитие ребёнка.
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям».
В нашем детском саду деятельность воспитателя направлена на всестороннее развитие детей, в том числе на развитие музыкальных способностей, а учитель музыкальной школы стремится научить ребенка уже специальному качественному исполнительству. Следовательно, в основе решения и тех, и других задач предполагается наличие познавательного интереса самих детей к музыке, музыкальным инструментам, исполнительскому искусству.
Дети дошкольного возраста редко посещают (или вообще не посещают) концерты исполнителей на музыкальных инструментах. Дети не знают, что есть такой инструмент, как, например, балалайка или домра, флейта или виолончель, и как играть на этих инструментах.
Наш детский сад является частым гостем в музыкальной школе. Преподаватели музыкальной школы проводят дни открытых дверей, где детям и родителям нашего детского сада организуют экскурсию по музыкальным классам. Детям предлагают взять в руки инструмент и извлечь звуки. Какой восторг видишь в глазах ребенка, когда он сам извлекает «живой звук». Заканчивается экскурсия концертом, где дети и родители слушают игру на музыкальных инструментах начинающих музыкантов и преподавателей музыкальной школы.
Так же музыкальная школа приходит к нам в детский сад с концертами. Концерты музыкальной школы в детском саду – необходимы.
В детских садах должны звучать народные, классические и современные инструменты, а музыкальному руководителю необходимо уделять больше внимания сотрудничеству с учреждениями культуры. Музыкальные произведения в инструментальном исполнении вводят детей в конкретную историческую эпоху, развивают воображение и фантазию, воздействуют на эмоционально-психологическое состояние детей.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Важным моментом также является заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы дошкольного образовательного учреждения и детской музыкальной школы.
И в завершении своего выступления, хотела бы вам предложить несколько цитат научного исследования: Как музыка может помочь в будущей учебе?
На Всемирном конгрессе ЮНЕСКО в Сеуле в 1999 году был сделан доклад о нобелевских лауреатах за последние 100 лет. Оказалось, что все они занимались творчеством! В основном – музыкой.
Недавние исследования показали, что музыкальное образование способствует развитию левой части головного мозга, а она, как известно, связана с обработкой языка. А потому мы можем утверждать, что музыкальное обучение помогает развитию речи и коммуникативных навыков.
Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти: моторную, ассоциативную, зрительную, слуховую и образную.
Игра на музыкальном инструменте сформирует чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.
Усидчивость и внимательность – главные качества, которые нужны ребёнку для успешного развития. Часы, проведенные за музыкальным инструментом, развивают их.
Последние исследования показывают, что дети, обучающиеся в музыкальной школе, более успешны в тестировании и достигают более высоких результатов в средней школе.
Представьте, сколько задач в одно и то же время должен решить музыкант: читать ноты, считать ритм, играть на инструменте, и при этом оставаться артистом и работать на аудиторию. Выступления на итоговых концертах помогают ребенку научиться контролировать свои эмоции и справляться с волнением.
Нагрузка в музыкальной школе достаточно велика и вопрос досуга вашего ребенка решает радикально. Зато он научится планировать свое свободное время, и тайм-менеджмент будет в будущем для него простой задачей
Литература
1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Г.И. Анисимова, Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 96 с.
2. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Просвещение, 2006. – 115 с.