Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных.»


ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 30
Урок русского языка в 4 «Б»классе
по теме:
«Имя прилагательное как часть речи.
Роль имен прилагательных.»lefttop
Учитель начальных классов:
Островенко Л.С.
г. Астана
2015-2016 учебный год
Ход урока
I.Организация внимания учащихся. Психологический настрой
Урок начинается с психологической разминки:
Встали дружно.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.
II. Минутка чистописания.
Открыли тетради. Записали дату урока. Классная работа.
На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.
  а я о е ы и
ая яя ий ый ой ое ее ые иеПрочитайте хором последнюю строчку чистописания.
-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)
-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы
Дети делят так: Один ученик у доски

-  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
III. Словарно-орфографическая работа.
Игра «Угадай слово».
По описанию узнать о ком идет речь. Записать эти слова, подчеркнуть орфограммы. Один ученик у доски.(приготовить сигнальные карточки)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.(снегирь)
Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит.(дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает.(воробей)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья- белобока, зовут её …… (сорока)
Спинкойзеленоватая, животиком желтоватая.
Черненькая шапочка и полоска шарфика.(синица)
Проверка написанного.
Используют сигнальные карточки с гласными буквами.
( дети – сигнальные карточки, а потом объясняется написание)
- Какие это птицы? (зимующие)
Воспитательный момент. Покормите птиц.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшнаБудет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимоватьЗаодно с людьми. Приучите птиц в морозК своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
- Обратить внимание детей на снимки, которые очень удачно запечатлел наш дедушка, призвать детей быть внимательными по отношению к птицам.
IV. Постановка учебной проблемы. Постановка темы урока.
1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Какие слова помогли узнать о ком идет речь ?( возвратиться к загадкам о птицах)
- А какие признаки можно указать у предмета?
(форму, цвет, вкус, запах, размер, высоту, качество)
- Подберите к каждому из записанных выше существительных подходящее по смыслу прилагательное, запишите эти словосочетания на следующей строке в тетради, выделите окончание и укажите род.
- Взаимопроверка тетрадей (работа в парах) и фронтальная проверка работы.
- Кто может мне определить тему нашего урока?
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Роль имени прилагательного в речи.
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
2. Определение целей урока.
- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
V. Открытие нового знания. Наблюдение над словами именами прилагательными.
1.Поиск решения учебной проблемы.
- Какова роль прилагательного в речи, мы пронаблюдаем, выполнив следующее задание:
На доске:
З.ма, пришла, дует, м.розная, ветер, х.лодный, л.тят, сн.ж.нки, светит, пуш.стые, яркое, со.нце, в.сёлый, в.р.бей, скачет.
- Давайте,дети, вспомним,какая часть речи называется глаголом?
(выбрать все глаголы, записать в первый столбик с заглавной буквы,пропустив одну строчку.Объяснить орфограммы)
- Какая часть речи называется существительным? ( всё также, записать в 3 столбик)
- Что у нас получилось?( простые предложения, нераспр., сост. из одной основы)
- Вам нравятся такие предложения? Почему?
- Давайте вспомним,что мы знаем об имени прилагательном?(находим и вставляем во второй столбик)
-Теперь какие стали предложения?Какова роль прилагательных в речи?
-А можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (озаглавить)
2 -Давайте, ещё раз повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном и его роли в речи (вывешиваю табличку)
- Имя прилагательное – уточняет
– украшает
4.Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением
- А сейчас я предлагаю вам небольшую поэтическую минутку, мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
(Чтение стихотворения сопровождается показом зимних пейзажей, которые сменяются и размещены на доске.По окончании чтения появляется сам текст стихотворения.)
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит-И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, –Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой –В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
-  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью, каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)
2. Подводящая беседа к формулированию правила.
Что мы знаем о прилагательном.
-  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.) Так какую же роль выполняют прилагательные?
- А что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает.Что обозначает?
-С какой частью речи согласуется?
- Как изменяются имена прилагательные?
(по числам, в единственном числе по родам и падежам)
-Какими членами предложения являются имена прилагательные? Какими именно второстепенными?
- Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом- имя прилагательное, а не наоборот?
3.Самостоятельное формулирование правила.
4.Работа с учебником. Чтение правила. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на с.129, прочитайте правило и соотнесите свою точку зрения с научной.
- Нашли упр.272, задание этого упражнения мы будем выполнять по рядам - Из какого произведения эти литературные герои и кто автор этой сказки? (1ряд-старик, 2ряд- старуха, 3ряд- рыбка; выбрать из правого столбика подходящие прилагательные, дополнить 2-3 прилагательными синонимами) (взаимопроверка- работа в парах, вслух по 1 словосочетанию, указать число и род)
- Зачем используются прилагательные в речи?
(Они делают речь яркой, выразительной, конкретной.Они необходимы для описания предмета).
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
5.Первичное закрепление.
Работа с текстом. Отредактируй текст.
(Текст написан без прилагательных)
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.
– Прочитайте текст. Понравился вам он? Какой это текст: описание или повествование?
-  Чего не хватает в тексте-описании?
- Что надо сделать чтобы текст стал «Живым».Давайте отредактируем текст.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)
-Спишите текст, ставя прилагательные в нужном падеже.
- С какой частью речи согласуется прилагательное?
6.Физминутка.
Учащиеся совершают действия описанные в физминутке. Объекты (птенчик, дупло, лиса появляются со строчкой в которой о них говорится)
Мы пришли сегодня в лес.Сколько тут чудес!
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
VI. Закрепление изученного1.Игра «Подари предмету признак».Работа в группах.
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.
1 группа – заяц
2 группа – снегирь
3 группа – ель
4группа – сосулька
5группа - снежинка
Каждый представитель группы зачитывает слова. Учащиеся оценивают свою работу.
2.Выборочное списывание.Разноуровневая самостоятельная работа
-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.
1 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил.
2 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число
3 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковромшелковым стелется,
Но больно холодна. (С.Есенин)
Дети выбирают себе задание по уровню, записывают на листочках (перфокартах) под цифрой 1.
4.Тестирование.
Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать.
Если работали усердно,
Тогда все справитесь на пять.
1 Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет
в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы
а)Кто? Что?
б) Какие? Какая? Какое? Какой?
в) Что делать? Что сделать?
3.Имя прилагательное согласуются са) существительным
б) глаголом
в) не согласуется
4.В какой строке даны только прилагательные:
а) синий, синь, синеть
б) надежда, белый, синий
в) надежный, синенький, синий
5. У прилагательного нет следующего признака:
а) числа б) рода в) времени
( Ребята пишут ответы на тех же листочках под цифрой 2)
2.Проверка. Ответы на слайде по щелчку.
1в 2б 3а 4в 5в
VII. Итог урока
1.Стихотворения об именах прилагательных (дети в коронках)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни вкуса!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь!
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
2.Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?..Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.
Дети записывают 2-3прилагательных
3.Оценки за урок( смайлики-снежинки), перфокарты с ответами детей после проверки получат все учащиеся.
VIII. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось в уроке?
- Все ли у вас получилось на уроке?
- Что вам хочется сказать самому себе?
Белые снежинки - «все на уроке удалось»
Голубые снежинки - «старался, но не все удалось»
Розовые снежинки–«Затруднялся выполнять большинство заданий»
IX. Домашнее задание.
Упр.№277 на с.131(Поисковая задачка.Дополните текст прилагательными, что поможет определить, о ком говорится в данном тексте.)