Конспект урока по русскому языку Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи


Тема: Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.
Цели урока:
Повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Пополнить опыт учащихся в применении имен прилагательных в речи.
Задачи урока:
Учить учащихся распознавать имена прилагательные,      устанавливать их связь с именем существительным;
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развитие кругозора учащихся, орфографической зоркости;
Воспитание любви к русскому языку, уважение к традициям русского народа; воспитание культуры общения, поведения.
Оборудование: учебник «Русский язык», рабочая  тетрадь, мультимедийная презентация, мяч, карточки .Ход урока:
I  Организационный  момент.
Здравствуйте ребята! Мы с вами будем с сегодняшнего урока более подробно изучать часть речи, а какую, вы узнаете позже.
А сейчас проверь, дружок,
                                            Ты готов начать урок?
                                             Всё ль на месте, всё ль в порядке,
                                             Ручка, книжка и тетрадка?
                                             Все ли правильно сидят?
                                             Все ль внимательно глядят?
II Чистописание.
 - Сегодня будем писать букву Д. Дайте характеристику этой буквы.
Напишите строчку букв Дд , обратив внимание на правильное соединение элементов букв.
Прочитайте слова для чистописания:
Дача, дом, дерево, мяч, дорога.
 - Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните гласные буквы.
III Актуализация знаний.
 - Какое слово мы не записали? Опишите его признаки.( мяч)
 - Какой частью речи являются названные слова?
- Кто догадался о чём пой дёт речь на уроке?
- Какую тему мы начинаем изучать?
- Понятие об имени прилагательном. 
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном?
 - Что такое имя прилагательное?
 - Что обозначает имя прилагательное?
 - На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
 - Назовите слово, обозначающее предмет?
- А теперь подберите слово, обозначающее признак предмета.
- Какое составили словосочетание?
- От какого слова зададим вопрос к имени прилагательному?
- С какой частью речи связано имя прилагательное? Приведите примеры.
- Ребята, а сейчас давайте послушаем два текста.
Мой мяч,                                          Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?                            Ты куда помчался вскачь?
Не угнаться за тобой!                                 Жёлтый, красный, голубой,
                                                                        Не угнаться за тобой!
- Чем похожи эти два текста?
- А чем отличаются?
- Какой текст вам больше понравился? Почему?
- Какие слова помогли лучше представить мяч?
- Какой частью речи являются эти слова? На какие вопросы отвечают?
III    Работа с учебником.
Откройте учебник  на с. 26 упр. 54
Назовите выделенные слова. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? С каким словом связаны эти слова?  Проверьте правильность выполнения задания.
(с.26 упр55).
 - Что называют и на какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются?
Выпишите словосочетания. От какого слова ставится вопрос к имени прилагательному?
( Учащиеся выходят к доске)
Хорошо! Работа в группах. А теперь выполните задание
стр 27 упр 56, дописав имена прилагательные (проверка).
- Сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Угадай, и докажи», правила игры заключаются в следующем: я называю вам слова, которые являются разными частями речи, если я произношу имя прилагательное, вы приседаете, если имя существительное вы подпрыгиваете на месте, если глагол, вы кланяетесь, но чтобы все было по честному к каждому слову вы быстро задаете вопрос. Итак, приготовьтесь, сейчас начнем играть.
Слова.
Масло, снежный, собрал, золотистый, огонь, бежать, сапог, резвый, прочитать, заря, учить, скука, чертит, красный, дождь, багровый, занимается, сад, скачут, перелесок, роща, шуршит, прекрасный, любит, этаж, серебряный, решатьIV Физминутка.
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки, приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.
И в последний раз присели, а теперь за парты сели.
V Наблюдение над  ролью  имён  прилагательных.
                                    Вот крупа, молоко, чашка.
                                    Сварилась к завтраку вкусная (кашка)
Самостоятельная работа стр 27 упр 57
Коллективная работа стр 27
Работа у доски стр 28 упр 58
Устная работа стр 29 упр 60
- Чтобы закрепить сегодняшний урок, разгадаем кроссворд.

По горизонтали2. после каких согласных в окончаниях пишется под ударением о, без ударения е4. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?5. Разряд прилагательных, которые обозначают признак предмета через отношение к другому предмету, т.е. называют такой признак, который указывает на отношение к предмету или материалу.7. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают непосредственный признак (свойство) предмета, явления, который может присутствовать в нем в большей или меньшей степени.
По вертикали1. Окончания имен прилагательных 3. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по… 4. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу. 6. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает.
- Повторение определения имени прилагательного.
- Прочитайте стихотворение, подчеркните имена прилагательные.
Имя прилагательное,Мы с тобой дружны.Признаки предметовНазываешь ты.
Солнечное лето,Праздничная ель,Вкусные конфеты,Машенькин портфель.
VIII     Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Какую тему начинаем изучать?
Вспомните свои впечатления и скажите, с каким настроением вы работали на уроке.
Вот и окончен урок. Поварята из вас отличные!
Домашняя работа стр 30 упр 63 Вопросы стр 30