Литературное чтение Александр Степанович Грин «Алые паруса»


Предмет: литература Класс: 4 Учитель: Эпова О.И.
Тема занятия: Александр Степанович Грин «Алые паруса»
Ссылки: Учебник 4 класса, календарные планы
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; ввести в мир художника; воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление ее достигать.
Ожидаемые результаты: Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь анализировать текст, составлять словесный портрет, собирать и обобщать собранную информацию.
Иметь навыки работы в атмосфере сотрудничества.
Время Стратегии Ресурсы Сдержание урока
Деятельность учителя: что я буду делать?
Деятельность учащихся
мин «Круг радости»
Деление на группы
Тихая музыка для настроя на урок.
Орг. момент
Приветствие. Психологический настрой.
- Я приглашаю вас на традиционный «круг радости». Встанем кругом, дружно, возьмемся за руки. Давайте поздороваемся: пожелаем друг другу крепкого здоровья, больших успехов в учебе, хороших знаний и отметок, надежных и верных друзей. Произнесем хором строчки из песни, которые будут хорошим подарком для каждого из нас и для наших гостей:
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Стремится к своей мечте!
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,
Рады мы всем, кто верит доброте,
Рады мы всем, кто не жалея сил,
Стремится к своей мечте!

Деление на группы.
Деление на группы по цвету карточек. Учащиеся в кругу приветствуют друг друга.
Учащиеся делятся на группы по цвету карточек.
мин КМ «Корзина идей»
Работа по карточкам.
Проверка домашнего задания
- Прочтите текст на карточках. Разделитесь на пары так, чтобы в паре был одинаковый текст. Из какого произведения эти выдержки? Сейчас я проверю знание текста. Я поменяла в тексте некоторые слова, из-за этого смысл текста меняется. Вы должны восстановить текст. Работаете в парах.
- На доске «Корзина идей». В эту корзину мы сейчас соберем все, что знаем об авторе и его повести «Алые паруса»
Дети в парах восстанавливают текст.
Дети пишут на листах маркером основные знания о повести и авторе.
мин Диалоговое обучение
КМ «Интервью»
КМ «Мозговой штурм»
Словесный портрет героев по плану
Определение идеи произведения Сообщение темы урока.
- Сегодня мы должны обобщить все знания о повести «Алые паруса» и создать газету.
На уроке мы побудем корреспондентами. Работать мы будем в группах. Каждая группа будет отвечать за отдельную рубрику.1 группа – «Слово о писателе», 2 группа - «Давайте верить в чудо»(содержание), 3 группа-«Это интересно», 4 группа – «Отзывы о произведении»
На ваших столах лежат правила работы в группе. Вы их уже знаете, однако не мешает их повторить.
Словарь.
- Как вы понимаете слово «корреспондент», чем он занимается?(человек, который собирает информацию для газеты или другого издания) Что такое рубрика? (заголовок раздела в газете, журнале)
Работа по теме урока.
- Обратимся к нашей корзине идей.
Что обозначает эти даты?(1922 год, 1923 год)
- Итак, мы отправляемся в 1923 год, год выхода в свет неповторимой, фееричной повести «Алые паруса». Событие для любителей литературы грандиозное. И, конечно, оно будет отражено в печати. Но для читателей важно не только содержание повести, но и сведения о том, кто написал произведение.
- Как корреспонденты добывают информацию? Сейчас мы будем брать интервью у автора повести. (назначаю одного корреспондента)
- Может быть, кто-то хочет сделать сообщение об авторе?




- Мы собрали материал для первой рубрики нашей газеты «Слово о писателе», а сейчас поработаем над содержанием произведения. Вы уже читали эту повесть. Я просила вас подготовить вопросы по содержанию повести для соседних групп. Давайте проведем «Мозговой штурм». Отвечать надо быстро и четко, не задерживаясь.
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете содержание повести. А кто же главные герои повести?
- Давайте составим словесные портреты героев и сопоставим их.
- Найдите описание Ассоль. Прочитайте. - Как автор дает читателю понять, что Грей добрый, мечтательный и романтичный человек ? Найдите в тексте этот отрывок.
Как относились жители Коперны к Ассоль, к ее мечте? Смогли ли они своим отношением изменить Ассоль? Почему?
Расскажите о главных героях по плану:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ДЕТСТВО
ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ В СЕМЬЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
- А какова идея произведения?

- А у вас есть мечта? На уроке русского языка вы писали сочинение «Моя мечта». Я хотела бы чтобы некоторые ребята зачитали выдержки из своих сочинений.
Каждый из вас, ребята, стремится к своей мечте, а чтобы мечта сбылась, надо обязательно верить в чудо.
« Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.»– Генри Торо. Повторение правил работы в группах.
Определение слов
-Годы создания и публикации повести «Алые паруса»
Дети сообщают основные биографические данные о писателе в виде интервью.
Ученики «дают интервью» об А.С. Грине от имени других писателей
Ответы на вопросы в группах.
Работа в группах: составление характеристик героев по плану.
Ассоль была очень мечтательной и романтичной, а ее вера в чудо была настолько сильна, что ничто не могло повлиять на ее исполнение.
Вера в мечту и чудеса и что каждый способен сотворить чудо. Мечты сбываются.
Несколько учеников читают выдержки из сочинений.
Музыка Релаксация.
Звучит шум моря.
Закройте глаза. Представьте, что перед вами играет волнами море. Вдохните свежий морской воздух, он наполняет ваши легкие. А теперь выдохните его и опять вдохните. Дышите глубоко. Слышите как плещутся волны? Представьте, что на берегу стоит Ассоль и ждет своего Грэя. И обязательно дождется, потому что верит в чудо.
Откройте глаза, продолжим урок.

Под шум моря дети выполняют упражнения.
мин КМ «Постер» Оценочный лист, слайд с текстом и ключом Обобщение материала - Мы собрали информацию о произведении и его авторе. Давайте распределим эту информацию по рубрикам и создадим газету, которая так и будет называться «Алые паруса».
КМ «Постер» - В рубрике «Слово о писателе» расположите всю, имеющуюся у вас информацию об А.С. Грине, сюда же запишите высказывания других писателей о Грине. 2 группа работает над рубрикой «Давайте верить в чудо». В ней нужно отразить сравнительную характеристику героев и идею произведения. - Что должно быть в газете, чтобы ее было интересно читать? Дома вы должны были составить кроссворды и загадки по произведению. Их надо расположить в рубрике «Это интересно». А в рубрике «Отзывы о произведении» вы расположите свои эссе «Почему каждый должен прочитать повесть «Алые паруса».
- Каждая группа должна показать результат своей работы.


-Занимательный материал.
Дети работают над созданием газеты по рубрикам.
Презентация рубрик, составление газеты.




Тестирование с дифференцированным подходом. Тест. Для суммативного оценивания проводится тест по произведению. (раздаю учащимся дифференцированные тесты)
- Всего в тесте 14 вопросов. Те, кто правильно ответит на 5-8вопросов – «3», 9-12 вопросов – оценка «4», 13-14 вопросов – «5». Выполнение теста.
Самопроверка по ключу.
мин Формативное и суммативное оценивание Рефлексия
Обратная связь
Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке и поставить оценку уроку. У каждого на столе — оценочные листы.
Моя активность Есть ли желание продолжать разговор по теме?
  Оценка урока
Справился Не справился Учащиеся подводят итоги урока, высказываясь, что удалось им на уроке, а что – нет.
Суммативное оценивание - Наш урок я хочу завершить стихотворением – посвящением Александру Грину, которое написала Татьяна Верховская.
Лети на алых парусах,Наш солнечный "Секрет!"Спеши на дружеских волнах,Ты обойти весь свет!К далёким синим островам,Что грезились в мечтах.Спеши по маленьким следам,Бегущих по волнам!
Они далёко уведут!На самый край земли!Где нас неведомые ждут,Седые корабли!
И самый мудрый капитан,Средь всех морей один!Он знает Лисс и Зурбаган,Отважный смелый Грин!Он устоял во всех штормах!И свой корабль привёл,В тот край, что виделся в мечтах!И мы за ним идём!Мы славим мужество в мечте!И путь у нас один!Петь о душевной красоте!Как повелел нам Грин!
Дополнительные задания, домашнее задание
Написать сочинение «Что такое счастье?»
Открытый урок по литературе.
Тема: Александр Степанович Грин «Алые паруса».
Учитель: Эпова О. И.