Конспект занятия творческого объединения Я — исследователь Вода. Тайны воды


Тема: Вода. Тайны воды.
Цель: осмысление знаний о воде и её тайнах, поиск ответов на поставленные вопросы через работу с различными источниками информации, применение полученных знаний на практике.
Задачи урока:
* самостоятельно раскрыть «Тайны» воды;
* извлекать необходимую информацию из книг и источников интернета;
* осознавать ценность воды и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
* провести эксперименты с водой
Организация внимания.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем очень важную тему.
Актуализация.
- Посмотрите на экран (слайд2) Что общего между этими предметами? (они все состоят из воды)
- А что вы знаете о воде? Перечислите (дети перечисляют свойства воды, называют состояния воды)
-Молодцы! Как много вы знаете о воде.
- Я обобщила ваши ответы и вот, что получилось (слайд 3)
Постановка задач и темы урока.
- Давайте поиграем. Разделимся на 2 группы. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов: «Знаете ли вы…», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то ваш командир отвечает: «Да», а если не верите, то командир отвечает: «Нет».
- Начинаем (слайд 3,с таблицей вопросов) (я по ходу заполняю таблицу)
- Ребята, у нас в таблице появились и +, и -.
Значит, что-то вы уже знаете, а что-то необходимо выяснить. Вот вы и поставили учебные задачи (слайд 4)
Задачи урока (проговаривают учащиеся) : выяснить издаёт ли вода звуки, можно ли воду пить, имеет ли вода цвет
( слайд 5)
Как решить эти задачи?
- Нам это ещё не известно. А как по-другому можно назвать то, что нам неизвестно? (секрет)
-Как по-иному назвать секрет? (тайна)
-А тайна чего? (показываю на доску) (воды) (слайд 6)
Тема занятия: Тайны воды.
- Чтобы открыть тайну, что мы должны с вами сделать? ( провести исследование)
Что значит исследовать?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
Какие методы есть у исследователя?
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
Понаблюдать
Посмотреть в книгах, энциклопедиях
Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
Получить информацию у компьютера
Провести эксперимент
Какой первый и главный метод использует исследователь?
( Подумать самостоятельно)
Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.
Физминутка. Релаксация с музыкой (слайд 7)
-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас
Работа в группах.
-Откройте глаза. Посмотрите, мы с вами в Академии наук, а каждая ваша группа-маленькая лаборатория, которая будет раскрывать тайну воды.
Проблема: «Верите ли вы, что вода издаёт звуки?»
Изучив материал о звуках воды, мы пришли к выводу, что вода издаёт звуки только тогда, когда находится в движении. Например, ручей может журчать, водопад шуметь, дождь – стучать, а море в спокойную тихую погоду - шептать, а в шторм - реветь.
Проблема: «Верите ли вы, что воду можно есть?»
Давайте рассмотрим содержание воды в различных продуктах и сделаем вывод
(Приложение)
Продукты питания Содержание воды в продукте (%)
Грибы свежие 91
Майонез 25
Икра рыбная 63
Колбаса варёная 71
Крупа гречневая 14
Молоко 88
Мясо 67
Огурцы 95
Томаты 93
Чеснок 70
Рыба 85
Зефир 20
Торт 25
Апельсин 87
Хлеб 34
Вывод: Изучив таблицу, мы сделали вывод, что вода содержится во всех продуктах питания. Продукты мы едим, а значит ________ и воду. Самый высокий процент содержания воды в ___________, а самый низкий в _______________.
Проблема: Верите ли вы, что вода не имеет цвет?
Сделать вывод от чего зависит цвет воды.
Начало предложения Конец предложения
Вода в море красная потому, так как сквозь неё отражается грязь, тина, ил.
Вода имеет коричневый цвет, что разная глубина.
В пасмурный день вода в море серая потому, что в ней присутствуют красные водоросли и кораллы.
В одном из озёр вода чёрного цвета, что хмурое небо такого же цвета.
Если смотреть сверху, то море кажется многоцветным потому, так как торф поглощает вертикально весь свет.
Вывод: Почему некоторые моря вовсе не голубые? Цвет моря во многом зависит от того, что поглощается водой: скалы, водоросли, кораллы, небо и даже глубина.
- Ребята, в США есть солёное розовое озеро. Его розовый цвет зависит от водорослей, которые в нём растут. Однажды фламинго сели на это озеро и пропали. Как вы думаете, почему не было видно птиц? (птицы тоже розового цвета).
Давайте вернёмся к игре и к учебным задачам (открываю таблицу)
- Посмотрите внимательно на таблицу. У кого в процессе работы изменилось мнение?
- Давайте ещё раз вернёмся к учебным задачам ( слайд 15)
-Верно ли, что вода издаёт звуки?
Посмотрите на мой стол. В стакане - вода. Она издаёт звуки? А если я её перелью в другой стакан (переливает). Что будет? Значит, в каком случае вода звучит? (когда она в движении)
-Верите ли вы, что воду можно есть? (ответы детей)
-Верите ли вы, что вода не имеет цвета? От чего зависит цвет воды?
Давайте проведем с вами несколько экспериментов
Эксперимент «Цветные слои»
Нам понадобится:
• сахар,
• 4 стеклянных стакана,
• пищевая краска разных цветов – 3 цвета,
• вода,
• шприц,
• столовая ложка.
В каждый стакан добавляем разное количество сахара:
* 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,
* 2 стакан – 2 ст. ложки сахара,
* 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,
В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Четвертый стакан остается пустым.
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.
• 1ст. – красную краску
• 2ст. – зеленую краску
• 3 ст. – синюю краску
В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 3-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана.
В стакане образуется 3 разноцветных слоя.
Делаем вывод.
Чем больше количество сахара, тем больше повышается плотность воды.
Следовательно, 3-й стакан с краской - его слой в стакане будет самым низким, так как в нем больше всего сахара. Меньше всего сахара в 1-м стакане, поэтому он окажется наверху.
Эксперимент «Цветное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
-Спасибо за занятие, ребята! ( слайд 16)