Материаловедение. Волокна растительного происфождения.


Материаловедение.
Волокна растительного происхождения.
5 класс
Тип урока: приобретения новых знаний.
Цель:  формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.
Задачи:  ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать способность работать в паре, группе; воспитывать бережное отношение к дарам  природы.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
Способы изготовления нитей
Свойства волокон и тканей растительного происхождения
Ученик должен уметь:
Различать хлопковую и льняную ткань
Формирование УУД.
Познавательные: уметь анализировать и сравнивать, передавать информацию в выборочном виде, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность получения ткани из растений)
Регулятивные: уметь анализировать свою работу (достижение цели)
Коммуникативные:  уметь строить учебное взаимодействие в паре, группе;
Личностные: умение применять знания на практике.
Методическое оснащение урока.
Материально-техническая база:
Компьютер
Проектор
Дидактическое обеспечение:
Презентация
Учебник
Видеоматериал
Методы обучения:
-проблемное изложение изучаемого материала
-частично-поисковый
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности.
Актуализация знаний и мотивация учащихся.
Учитель: Какую одежду носили люди в старину?
(Ответы учащихся)
Учитель:  Из чего ее шили?
(Ответы учащихся)
Учитель:  Задумывались ли вы над тем, как появилась ткань?
(Ответы учащихся)
Учитель:  Из чего мог получить первую ткань человек?
(Ответы учащихся)
Учитель: Можете  предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Ответы учащихся)
Учитель:  Сформулируем тему урока «Натуральные волокна растительного происхождения»
Учитель:  Что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке?
(Ответы учащихся)
Должны узнать, как получается ткань из растений, какими свойствами обладают х/б и льняные ткани; научиться различать ткани.
Учитель: мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение». Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Задание:
Учитель:   Для того чтобы вы поняли  тему урока внимательно вчитайтесь в неё. Попробуем разобрать смысл каждого слова.
Учитель:  Как понимаете слово «натуральные»?  Натуральный- настоящий, подлинный, природный. (по Ожегову)
Учитель:  Как понимаете смысл словосочетания «Натуральные волокна»? Волокна, которые дает природа.
Учитель:  Разберем словосочетание  «растительного происхождения». Растительный -добываемый из растений. (по Ожегову)
Изучение нового материала.
Для того чтобы узнать как человек  получил первую ткань, мы  поработаем с печатным материалом.
Учитель  раздает распечатанный материал. Каждому нужно ответить на индивидуальный вопрос.
Как появилась ткань.
Задание: Внимательно прочитайте текст.
Потребность человека в одежде появилась тогда, когда люди стали заселяться в более северных районах с холодным климатом.  Здесь стали появляться первые атрибуты одежды человека. В первоначальном варианте одежды это были шкуры животных, скрепленные сухожилиями. Процесс эволюции и развития одежды шел вперед. Одежда животного происхождения перестала устраивать человека, и он стал обращаться к растительности планеты. Путем экспериментов и проб пригодными материалами оказались лен и хлопок.
Первая одежда  для человека из ткани называлась рубище. Это грубо обработанное вручную волокно льна послужило первым материалом, который стал основоположником для изготовлений первых одеяний человека.
Поскольку люди проживали в разных частях планеты, то они использовали различные материалы для ткачества.
Европейская часть в основном пользовалась льняными изделиями. Потому что в этих районах он благоприятно произрастал. Более  юго-восточные части использовали для изготовления тканей хлопок.  Юго-восточная Азия использовала нити, которые образовывали насекомые. Это тутовый шелкопряд, откуда и появился шелк.
Вопросы по тексту.
- Во что одевались первобытные люди?
- На что заменил человек шкуры животных в одежде?
-Какой первый материал получил человек?
-Какое еще растение  использовали для получения ткани?
Работа с учебником.   (стр.84-87)
Сейчас мы разберем материал параграфа для того, чтобы узнать какие растения используют для производства тканей и какими свойствами они обладают.
1 пара читает абзац: Натуральные волокна и ответит на вопросы:
- Какие растения используют для получения тканей?
-Из какой части растения получают волокно?
2 пара читает абзац: Хлопчатник и ответит на вопросы:
-Что такое хлопчатник?
Показать слайд с изображением хлопка.
-Какую часть хлопчатника используют для получения волокна? (плод- коробочка)
Учитель показывает коробочку хлопчатника и слайд  с изображением хлопчатника.
Учитель дает потрогать волокно хлопка и задает вопрос:
- Какие на ощупь волокна хлопка?
- Какие ткани получают из хлопка? Фланель, байка, ситец, сатин, батист, маркизет.
Учащиеся рассматривают образцы тканей.
Учитель:
Ткани, вырабатываемые из хлопка, мягкие, сохраняют тепло- высокая теплозащитность, хорошо впитывают влагу – высокая
гигроскопичность,  пропускают воздух- хорошая воздухопроницаемость,  способны значительное время сохранять свою прочность и приятный внешний вид.
Вывод: Свойства тканей из хлопка зависят от свойств волокна хлопка.
3 пара читает абзац  Лен и ответит на вопросы:
-Какое растение называется льном? Учитель показывает гербарий растения- лен и слайд с изображением растения.
- Какую часть растения используют для получения льняных волокон?
(стебель) Учитель дает потрогать волокно льна и задает вопрос:
- Какие на ощупь волокна льна?
Учитель:
Ткани, вырабатываемые из льна жесткие, очень прочные, прочнее чем хлопок. Так как льняные ткани на ощупь прохладные, то из них шьют летние платья, рубашки, костюмы. Есть недостаток- большая сминаемость. Также как хлопок обладают гигиеническими свойствами: гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.
Вывод: Свойства тканей из льна зависят от свойств волокон льна.
Оценка работы пар учителем.
Физминутка.
Практическая работа.
А сейчас мы выполним небольшую практическую работу, для того чтобы  у вас сложилось представление как из растения получается ткань.
1 группа. Задание:
На столе лежат карточки с этапами обработки хлопкового волокна. Вам нужно восстановить последовательность получения  ткани. Сделайте предположение,  как может идти этот процесс.
Запишите ответы на листочке. Работайте вместе, выберите, кто будет выступать.
2 группа. Задание:
Вам нужно будет рассказать процесс получения ткани из льна.
Запишите ответы на листочке. Работайте вместе, выберите, кто будет выступать.
Выступления групп.
Оценка работы групп учителем.
Просмотр видео.
Учитель: Посмотрите видео «Как делается ткань из льна» и запомните интересные факты для вас.
(Просмотр видео).
О чем было видео?
Какие интересные факты вам запомнились?
По- вашему мнению сложный ли процесс получения ткани из льна?
(сложный, трудоёмкий, дорогостоящий- задействовано много людей, техники)
Исходя из всего перечисленного, о чем должен задуматься человек.
(о бережном отношении к природе, к ее дарам)
Закрепление.
Выпишите свойства, которые относятся хлопковому волокну
Волокно хлопчатника Волокно льна
Свойства: блеск, мягкость, жесткость, извитость, гладкая поверхность,
гигроскопичность, теплозащитность.
Рефлексия.
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…
Сегодня я поняла…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
Молодцы, благодарю вас за работу.
На 2 уроке мы продолжим работу по изучению этой темы, будем выполнять практическую работу.