Личностно-ориентированная ситуация на уроке литературы в 10 классе по теме «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева».

ориентированный подход при изучении литературы.
Одним из важных направлений современного образования, обеспечивающим индивидуализацию обучения, является копетентностный, личностно – ориентированный подход, деятельностный подход, направленный на развитие личностного потенциала человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Главной целью литературного образования является развитие ребенка как личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. На наш взгляд, литература с ее эмоциональностью и глубоким нравственным содержанием предоставляет широкие возможности для формирования самооценки, самопознания и осмысления внутреннего мира. Именно поэтому мы думаем, что сегодня каждый урок литературы должен стать личностно – ориентированным, на котором учитель должен стремиться к наиболее полному раскрытию возможностей и способностей каждого ученика. На своих уроках мы используем методы и приемы технологии личностно – ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской, которые позволяют:
ввести учащихся в мир ценностей;
помочь в выборе ценностных ориентаций;
помочь определить собственную жизненную позицию;
сформировать многие важные компетенции (информационную, коммуникативную).
Одним из эффективных методов данной технологии является создание личностно – ориентированных ситуаций, цель которых – добиться выражения эмоционального отношения к изучаемому, актуализации нравственных, эстетических и собственных переживаний. Важно организовать диалог с тем, чтобы рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей. Подвести учащихся к анализу и оценке литературного произведения с точки зрения нравственных и культурных ценностей; помочь сформировать самооценку и внутренний мир через идентификацию с литературным героем, осмысление его внутреннего мира – всему этому и способствует личностно – ориентированная ситуация, которую мы организуем на уроке. Не менее эффективным и обязательным элементом личностно – ориентированного урока является разноуровневая работа учащихся. которую мы даем в качестве домашнего задания в форме мини – сочинений, эссе, рецензий по темам и проблемам урока. Практика показывает, что такая форма работы позволяет учащимся выразить свое отношение к описанному в произведении. Приведем пример нашего опыта работы: описание личностно-ориентированной ситуации, сценарий и презентацию урока по литературе в 10 классе.
Личностно-ориентированная ситуация на уроке литературы в 10 классе по теме «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева».
Задачи, ориентированные на развитие личности:
Создать условия для осмысления личности и лирики поэта; в процессе диалога подвести учащихся к высказыванию своего мнения, личностной позиции по обсуждаемым вопросам, способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Развитие ценностного отношения к другим людям, к их чувствам; формирование самооценки через идентификацию с личностью поэта.
Создать такое эмоциональное настроение, чтобы вызвать высокие и добрые чувства; акцентировать внимание на гуманистических ценностях.
Заранее к уроку даются индивидуальные задания на чтение наизусть и анализу стихотворений «денисьевского цикла»: «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Она сидела на полу», «Предопределение», Чему молилась ты с любовью», «О, как убийственно мы любим». Для коллективного диалога подготовлены рабочие материалы с вопросами, которые учащиеся выбирают по желанию и заранее готовят на них ответы.
Дидактические средства: ИКТ, музыка, живопись, использование которых четко распределяется по времени (плотности) на каждом этапе урока, что важно для оптимизации учебной деятельности учащихся разных психологических типов.
Форма урока – лекция
В процессе изложения учебного материала мы ставим двуединую задачу: дать знания и одновременно спроецировать ситуацию, требующую нравственного отклика, личностной оценки. Для организации диалога и рассмотрения проблемы любви в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей после индивидуально – творческих отчетов учащихся по осмыслению лирических стихотворений начинаем обсуждение по ряду вопросов (их учащиеся обдумывают дома):
1.Какой вам представляется лирическая героиня? Какая у нее любовь? 2.Проследить, как облик и душевное состояние героини на фоне развивающихся любовных взаимоотношений: а) какую мы видим ее в самом начале взаимоотношений?
б) как поэт передает изменения, которые произошли с лирической героиней? в) чем завершается драма для героя и героини?
г) что вы можете сказать о лирическом герое, с которым отождествляет себя поэт? д) попытайтесь понять поэта, представить ту трагическую ситуацию и подумать, виноват ли на самом деле герой? 3. Найдите ключевое слово во всех рассмотренных стихотворениях, которые использует поэт для оценки своей любви? Какая любовь предстает перед нами? Отвечая на вопросы, учащиеся высказывают свою личностную позицию, дополняют, дискуссируют. Задача учителя: поддерживать наиболее правильные версии учащихся, не «навязывая» своего, уважительно выслушать ответы, используя ситуацию успеха, одобрения; строить беседу на равных, опираясь на субъектный опыт учащихся.
Таким образом, в результате соотношения монологического и диалогического общения (что является одним из требований личностно ориентированного урока) я стремлюсь вовлечь весь класс в активную и познавательную деятельность, а самое главное, подвести их к размышлениям на вопросы: А как бы вы поступили на месте Тютчева Ф., оказавшись в такой же ситуации, как он? Ваше отношение к Эрнестине, которая не только сумела простить обиду, но и понять, поддержать, а самое главное - сохранить самое ценное – чувство любви? Какие уроки нравственности мы можем извлечь из трагической, но вместе с тем прекрасной истории любви? Какие же ценные качества необходимы для сохранения союза двух любящих людей? В заключение подвожу к выводу: любовная лирика Тютчева Ф. И. учит терпимости, умению понимать и прощать – все это важно для сохранения союза любящих людей.
Урок заканчивается творческим домашним заданием: написать эссе на тему: «Чему меня учит любовная лирика Ф. И. Тютчева?» Практика показала, что в ходе таких уроков учащиеся становятся увереннее, раскрепощеннее: они не только учатся высказывать свою точку зрения, но и выслушивать других, общаться, вести диалог.
Используемая литература:
1. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
2. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.
3. Изучение лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в десятом классе / Н.А.Бодрова. – Самара: Изд–во Самар. обл. ин–та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2001. – 102 с.
4.Вейдле В. Последняя любовь Тютчева // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2002. – № 2. – С. 8–15.
5.Игнатенко Л.А. «Я встретил вас»: Любовная лирика Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева в 10 классе // Лит. в шк. – 1995. – № 2. – С. 79 – 82.
6.Завьялова У. «О, как убийственно мы любим» // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 1997. – № 33. – С. 11.