Конспект НОД Вода и ее свойства.Образовательная область Познавательное развитие


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Родничок»


Конспект
непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Образовательная область – Познавательное развитие.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.


Крылова Светлана Николаевна –
педагог высшей квалификационной категории

Луховицы 2016 г.
Тема: «Вода и ее свойства»
Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
создать условия для исследования воды;
доказать, что вода не имеет формы, вкуса и цвета.
Коррекционно-развивающие:
создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
способствовать развитию интереса к объектам исследования, развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные:
способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
создать условия для стимулирования накопления положительного эмоционального опыта.
Оборудование и материалы: Прозрачные сосуды разной формы.
2.     По 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.
3.     Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем  количество подготовленных цветов гуаши.
4.     Соль, сахар, грейпфрут, лимон.
5.     Большой поднос.
6.     Емкость с достаточным количеством чистой воды.
7.     Чайные ложки по количеству детей.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1.Мотивационно – организационный этап.
- Попрошу я вас ребятки, отгадать мою загадку:
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает.А как наскучит ей летать, На землю падает опять./ ЭТО ВОДА/
- Мы сегодня поговорим о воде.
2.Основной этап.
2.1 Знакомство с новым материалом:
Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? Это жидкость. Ее можно наливать, переливать.
Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Есть ли у воды форма?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).
В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Вывод:  Вода не имеет формы.
2.2 Физминутка: Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
2.3 Знакомство с новым материалом
Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая. Делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.
Далее мы предлагаем детям понюхать воду в пять подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой. Пахнет ли она? Вспомним запахи лимона, жареной картошки, туалетной воды, цветов. Все это действительно имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха. Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!). Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса.
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Дети, а кому нужна вода? (деревьям, птицам, животным, людям). А в школе нужна вода? Для чего?
Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды – всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле? Хватит ли ее всем? (Ответы).
Так как же надо относиться к воде?
Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.
Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?
Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны.
2.4 Рассказ «Как люди речку обидели»
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди. Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости». Вопросы по рассказу: 1. Почему река обиделась на людей?2. Что бы вы сделали на месте Кости?
3.Заключительный этап.
3.1 Подведение итогов.
Что такое вода?
Что вы знаете о воде?
В заключении хочу напомнить: Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!