ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» срок реализации 4-года.











Дополнительная общеразвивающая программа в
области музыкального искусства
по учебному предмету
«Музыкальный инструмент (гитара)»
срок реализации 4-года.





























Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения


Пояснительная записка


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов благодаря универсальности гитары как инструмента, используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
На 4-х летний срок обучения принимаются дети от 8 до 13 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, популярная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.






Срок реализации учебного предмета


При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по выпускной класс составляет 35 недель в год.
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации

Затраты учебного времени
Всего часов

Годы обучения

1-й год
2-й год
3-й год
4-й год


Полугодия

1
2
3
4
5
6
7
8


Количество
недель

16
19
16
19
16
19
16
19


Аудиторные занятия

32
38
32
38
32
38
32
38
280

Самостоятельная
работа

32
38
32
38
32
38
32
38
280

Максимальная учебная нагрузка

64
76
64
76
64
76
64
76
560


Сведения о затратах учебного времени.



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них 280 часов – аудиторные занятия и 280 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемая продолжительность урока в 1 классе 30 минут. Начиная со 2-4 класса продолжительность урока составляет 40 минут.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета

· ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

· формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

· приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

· приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

· формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

· воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Учебный материал распределяется по годам обучения. Каждый год обучения имеет свои задачи и объем времени.


1 год обучения.




Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1-е полугодие

Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального
характера


32


2-е полугодие

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.

38









2 год обучения.


Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1-е полугодие

Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

32


2-е полугодие

Развитие начальных навыков смены позиций и чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

38






3 год обучения.

I полугодие
Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1 четверть


Гаммы: C, G двухоктавные с открытыми струнами. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом барре. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий.


16


2 четверть


Развитие техники барре. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле эстрадной песни и обработок русских народных песен. Бардовская песня.

16






II полугодие


Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

3 четверть

Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). Народное творчество в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
22

4 четверть

2 двухоктавные гаммы, упражнения и этюды. Музыка из кинофильмов и произведения старинных и современных композиторов. Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям. Владение навыками аккомпанемента
16





4 год обучения

I полугодие



Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1 четверть

2 двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А.Сеговии. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.

16

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Аккомпанемент к песням и романсам. Игра в ансамбле

16














II полугодие.


Календарные
сроки
Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

3 четверть

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы.




22


4 четверть


Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибраций и легато. Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

16




Годовые требования


Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют два варианта, разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.


1 год обучения.
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды и ансамбли с педагогом. В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе
Рекомендуемые упражнения и этюды
1.Упражнение на первой и второй струне.
2.Упражнение на трех струнах.
3.Упражнение на шестой струне.
4.Упражнение на басах.
5.Русские народные песни из сборника В. Калинина.
6.Этюды на прием арпеджио.
7.Х.Сагрерас. Этюд ля минор.

Примерные исполнительские программы

1 вариант
И.Рехин. «Колокольный перезвон».
П.Румянцев. Этюд №1 «Мячик».
2 вариант
Л.Иванова. «Тучка».
И.Кюффнер. Экосез.
3 вариант
В.Козлов. Полька «Тип-топ».
Ф.Карулли. Этюд.
4 вариант
М.Каркасси. Этюд.
В.Борисевич. Постановочный этюд №1.
5 вариант
Р.н.п. Коровушка.
Н. Иванова–Крамская. Вальс.
6 вариант
Укр.н.п. Ой, джигуне. Обр. В. Калинина.
В. Калинин. Прелюдия.
По окончании 1-го года обучения (4-х летний срок) сформированы следующие знания, умения и навыки обучающегосяся:
- знает строение инструмента, аппликатуру,
- умеет правильно держать инструмент,
- соблюдает постановку исполнительского аппарата,
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо),
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции.



2 год обучения.

Ознакомление с настройкой инструмента; продолжение развития музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Продолжение освоения нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9-11 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды и ансамбли с педагогом, арпеджио, аккорды. Знакомство с буквенным обозначением тональностей. Аккордовая сетка. Освоение технологии исполнения основных приемов игры при аккомпанементе: «перебор», «щипок», «бой». Игра упражнений на открытых струнах.

Рекомендуемые упражнения пьесы и этюды
1.Упражнение на первых струнах.
2.Русские народные песни из сборника В. Калинина.
3.Упражнение на басах.
4. И.Рехин. Упражнение "Морские волны"
5.Упражнения на прием арпеджио.
6.Этюды на аккорды и арпеджио

Рекомендуемые аккордовые последовательности

Освоение грифа гитары в пределах I позиции. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am; Am-A7-Dm-E-Am; Am-E-Am-Dm-Am и др.

Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», И.С.Бах «Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт «Индейцы».

Примерные исполнительские программы
1 вариант
Л.Иванова. «Избушка в лесу».
В.Надтока. «Дождик».
2 вариант
Г.Перселл. Ария.
М. Каркасси. Андантино.
3 вариант
А.Мори. «Пьеса для мальчика».
Л.Иванова. «Тараканище».
4 вариант
Д. Дюарт. «Мой менуэт».
В. Бортянков. «Частушка».

5 вариант
М. Каркасси. Прелюдия ми минор.
Р.н.п. Во поле берёза стояла. Обр. Е. Ларичева.
6 вариант
М. Каркасси. Аллегретто до мажор.
А. Иванов-Крамской. Пьеса.

Примерный репертуарный список к аккомпанементу
1. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
2. В. Шаинский «Вместе весело шагать», «Кузнечик».
3. Русская народная песня «Коробейники».
4. Русская народная песня «Ой, мороз».

По окончании 2-го года обучения сформированы следующие знания, умения и навыки обучающегося:
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й позиции без применения барре (Am, A7, Dm, D7, E, Em, E7, Em7, C, G),
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов,
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T),
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции,
- применяет на практике натуральные флажолеты.


3 год обучения.

В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни и обработки русских народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9-11 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов обучающегося.

Рекомендуемые последовательности мажорных аккордов во втором классе
С-F-G7 -C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-B7-E A-D-E7 -A
F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-B7 -E D-A-E7-A



Рекомендуемые последовательности минорных аккордов

Am -Dm-E7–Am Em-Am-B7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Bm
Dm-Am-E7-Am Am-Em-B7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Bm-#F7-Bm

Рекомендуемые упражнения и этюды

В третьем классе можно использовать:
-«Ежедневные упражнения» для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Е.Шилина;
-упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;
-Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.

Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах «Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда».

Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин. «Грустная песенка для Лауры».
Л.Иванова. «Маленькая вариация».
2 вариант
Ю.Литовко. «Маленький гитарист».
М. Каркасси. Рондо.
3 вариант
Т.Хренников. «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба.
Ф.Карулли. Рондо.
4 вариант
В. Ерзунов. Этюд №2.
Ф.де Милано. Канцона.
5 вариант
Г.Перселл. Менуэт.
Д. Агуадо. Этюд e–moll.
6 вариант
А.Иванов – Крамской. Прелюдия.
П.Агафошин. Обр. англ. нар. песни «Зеленые рукава».
Примерный репертуарный список к аккомпанементу
1. Е. Шварц «Ваше благородие».
2. И. Дунаевский «Ой, цветет калина».
3. Ю. Шевчук «Осень».
4. Ю. Визбор «Милая моя».
5. А. Барыкин «Букет».
6. А. Рыбников Романс из оперы «Юнона и Авось».
7. Б. Окуджава «Виноградная косточка».

По окончании 3-го года обучения обучающийся:

- играет разнохарактерные мелодии,
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты
- знаком с позиционной игрой,
- владеет приемом барре,
- знает основные музыкальные термины,
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе бардовские песни в тональностях Em, Аm, Dm.


4 год обучения.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 9-11 различных произведений, включая ансамбли и этюды.

Первый уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am, Em-A7-D7-G7-C7-#F7-B7-Em,
отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A7-Dm-G7-C, Am-A7-Dm-E7-Am,
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7-Am,
двойная доминанта: Em-#F7-B7-Em.

Рекомендуемые упражнения и этюды
-упражнения и этюды М.Каркасси,
-упражнения и этюды М.Джулиани,
-этюды Н.Паганини, Ф.Молино, и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета», «Испанский танец», обр. Д. Лермана, М.Теодоракис «Сиртаки», В.Козлов «Неаполитанские ночи», А.Виницкий «Лирическая мелодия».

Примерные исполнительские программы
1 вариант
А.Рамирес. «Странники».
М.Каркасси. Прелюд.
2 вариант
И.Рехин. Маленький блюз.
В.Козлов. Вальс из сюиты «Трик-трак».
3 вариант
Дж.Леннон П.Маккартни. Yesterday («Вчера»).
А.Диабелли. Менуэт«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова.
4 вариант
Л.Шумеев. «Испанские мотивы».
Л.Иванова. «Меланхолический вальс».
5 вариант
А.Виницкий. «Маленький ковбой».
А.Варламов. «То не ветер ветку клонит».
6 вариант
В.А.Моцарт. Аллегро.
М.Шишкин. «Ночь светла».

Примерный репертуарный список к аккомпанементу
1) Русская народная песня «Живет моя отрада».
2) А. Зацепин «Песенка о медведях».
3) Е. Крылатов «Крылатые качели».
4) Б. Фомин «Дорогой длинною».
5) Ю. Лоза «Плот».
6) М. Звездинский «Очарована, околдована».
7) О. Митяев «Изгиб гитары желтой».
8) А. Зацепин «Песня о зайцах».

Для продвинутых учащихся, а также с учетом возрастных возможностей может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например: A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-bB-E7/B-Am/C-A7/#C-Dm- #Do-E7Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
-упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а также современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Таррега, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
-В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах «Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога».
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой.
А.Рыбников. «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».
2 вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр.М.Александровой.
А.Виницкий. «Маленький влюбленный червячок из земляники».
3 вариант
Аргентинская нар. мелодия, обр.М.Л.Анидо.
Н.Кост. «Меланхолия».
4 вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр.С.Руднева.
А.Виницкий. «Курьез».
5 вариант
В.Ерзунов. «Тихая река» Н.Кост. Баркарола.
Б.Калатаунд. Фантангильо.
6 вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика».
Н.Кост. Баркарола.
Примерный репертуарный список к аккопанементу
1) А. Петров «Мохнатый шмель».
2) А. Макаревич «Поворот».
3) Русская народная песня «Степь».
4) В. Баснер «Белой акации гроздья».
5) Ю. Визбор «Милая моя».
6) И. Матвиенко «Позови меня».
7) А. Зацепин «Есть только миг».
8) В. Цой «Белый снег».
По окончании 4-го года обучения обучающийся:
- разучивает пьесы из репертуара классической гитары,
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами,
- использует приемы: арпеджато, glissando, legato, staccato, vibrato,
- подбирает аккомпанимент по слуху,
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.

III. Требования к уровню подготовки обучающегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК


Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля и индивидуальное содержание контрольных мероприятий. Допускается снижение требований по классу с целью формирования у обучающегося положительного отношения к обучению. На текущий контроль выносится одно произведение или аккомпанемент, на промежуточную аттестацию два произведения любой формы, любого характера, содержания и уровня сложности.
Формами текущего контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах или классных концертах. Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых в классе. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности и могут проводиться по мере подготовки в каждой четверти в присутствии педагога.
Промежуточная аттестация в форме зачёта может проводиться каждое полугодие или один раз в конце учебного года, в зависимости от способностей обучающегося и проводится с присутствием педагога секции.
Допускается проведение в течение учебного года отдельных контрольных мероприятий по ансамблю или аккомпанементу.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле. На итоговую аттестацию выносятся три произведения любой формы, любого характера и содержания. Степень сложности программы должна быть доступной для обучающегося. Итоговую аттестацию принимает комиссия.

Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
-степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
При проведении итоговой аттестации главным критерием оценивания является не степень сложности программы и не технические достижения обучающегося, а музыкальность исполнения данной программы – это может быть и сольная программа, соло (вокал) и аккомпанемент, соло и ансамбль или только ансамбль. (Репертуар не является предпрофессиональным).


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации преподавателям
Четырех летний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить обучающегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития обучающегося. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана ученика.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебно-методическая литература
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
5. 5.Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009

6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977 – 2009

2 Методическая литература
8. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
9. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
10. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., 2006, 2010
11. Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
3 Нотная литература
12. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко.- М., 1989
13. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. - М.- Л., 1934
14. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
15. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М., 1983
16. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитмана. - М., 1997
17. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А. Гитман. - М., 1998
18. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
19. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. - М.,1966
20. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. - М., 1967
21. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., 2005.
22. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., 1999, 2004
23. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
24. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., 1983
25. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
26. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., 1983, 1985
27. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е. Ларичев. М., 1972
28. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., 1984, 1986
29. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1983
30. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1984
31. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1980, 1984
32. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1981, 1985
33. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1982, 1986









15