Урок русского языка на тему Части речи. Закрепление.(4 класс)

Предмет: русский язык
Преподаватель: Н.В.Головина
Тема: Части речи. Закрепление.
Цели:
определить значение частей речи в родном языке
проверить основные знания о частях речи
закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил
развивать познавательный интерес
воспитывать любовь к русскому языку
использовать здоровьесберегающие технологии
Оборудование:
карточки с буквами названия темы урока, названия частей речи для сценки, текстовый материал
Ход урока 1. Организационный момент - Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнемся, пожелаем, друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам! Урок будет особенным. Надеюсь, что вы получите удовлетворение от приобретенных знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головках. Урок русского языка будет проходить под девизом: « Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить» 2. Вводная беседа. Учитель: Было это давным - давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка. ( Выходят 4 ученика.) Попытались как - то слова построиться. Становились и так и эдак – все плохо получается. Нужен командир.
– Кто из вас обозначает предмет? Существительное: Я обозначаю предмет. И отвечаю на вопросы: кто? что? Учитель: Занимай свое место. Ты будешь называться именем существительным.
Глагол: А я обозначаю, действие предметов и отвечаю на вопросы : что делать? что сделать? Учитель: Как мы его назовем? Прилагательное: Я обозначаю признаки предметов и необходимо для красоты описания, отвечаю на вопросы : какой? какая? какое? какие? Учитель: Получай и ты свое название. Местоимение: Я заменяю имена существительные. (Читает стишок.) Я, ты, он, она - Вместе целая страна! Вместе дружная семья! В слове мы сто тысяч я! Учитель: Кто это? 3. Основная часть. Учитель: Командира, который привел слова в порядок, называют (отгадывают ребус) «Морфология». В морфологии очень много частей речи. Сегодня мы вспоминаем основные.
Работа в тетрадях. – Посмотрите на доску, прочитайте предложения. Осень снимала с лесов, полей густые цвета. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Темные краски лета сменялись робким золотом. Стояло холодноватое, крепкое, осеннее утро. Одинокие золотые березы росли на полянке. Лес прощался с солнцем. Световые зайчики играли на листьях. Какое слово спряталось в этих предложениях? (Ноябрь.) - Составьте строчку чистописания из букв этого слова. – А теперь придумайте и запишите предложение со словом ноябрь. В ноябре идет снег, иней лежит на деревьях, стынут лужи. – Разберем по членам предложения. 4. Закрепление об имени существительном. – Слово - главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Давайте об этом послушаем рассказ. Существительное: - Давно живу я в мире этом, Даю название предметам. Я, имя существительное, - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. ( Вручает конверт с заданием.) 1.Выпиши из предложений все имена существительные. 2. Со словами березы, зайчики составьте предложение, разберите по членам предложения.
5. Закрепление об имени прилагательном. Прилагательное: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. - Родилось я с очень покладистым характером и хочу иметь новых друзей. Существительное: С удовольствием, я буду дружить с тобой. Очень рада иметь новых друзей. (Прилагательное с Существительным, взявшись за руки, говорят хором) Вместе - дружба, вместе- служба! ( Вручает конверт с заданием.) 1.Детям раздают карточки (вставить подходящие по смыслу прилагательные, записать предложения.) Наступила осень. Льют дожди. По небу двигались облака. 2. Разобрать по составу : придорожный, желтенький.
6.Закрепление о глаголе.
Глагол:
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады и хлеб растет.
- Я – настоящий богатей среди частей речи. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кет-то связан. Дружу с существительным, местоимением, числительным.
(Вручает конверт с заданием.)
В тексте про листья обозначить все глаголы. (Работа в паре.)
7. Физминутка
Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят!
Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.
(Назовите еще раз глаголы из физминутки.)
8. Закрепление о местоимении.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
Существительное: Будьте любезны, займите на время мое место. Мне надо уйти на некоторое время.
Местоимение: С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, а вы мне поможете?
(Вручает конверт с заданием: заменить в тексте часто повторяющиеся слова на местоимения)
Летом листья подставляли солнцу ладошки и щечки, спинки и животики. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Полетели листья иволгами по ветру. Запрыгали листья белками по сучьям. Понеслись листья куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь!
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Назовите личные местоимения.
9. Подведение итогов.
(Части речи записывают на доске слова)
Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.
Думаешь, поешь, дремлешь, читаешь, видишь.
Интересный, чудесный, новый, прелестный.
- Что вы заметили в словах? (Распределили по частям речи.)
- Кто увидел здесь спрятанную строчку из известного стихотворения? Кто автор этих слов?
(Запись отрывка, разбор)
Игра « Снежки».
(Учитель называет слово, бросает снежок, а дети определяют часть речи)
10. Рефлексия.
- Что у меня получилось неплохо?
- Чему необходимо уделить внимание?
- Над чем мне следует еще работать?
- Какое у меня в конце урока настроение?
11. Итог.
- Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания.



15