Почему сбылась мечта Ассоль? Урок-исследование в 6 классе по произведению АлександраГрина «Алые паруса»


Слайд1Почему сбылась мечта Ассоль?
Урок-исследование в 6 классе по произведению Александра Грина «Алые паруса»
Задачи урока: обучение работе с литературным текстом; работе с позитивной познавательной информацией, размещённой в сети Интернет; развитие творческого, изобретательского мышления; воспитание веры в свои силы, возможности, в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных  ценностей.
 
Технологии:  проблемное обучение, технология развития критического мышления, ТРИЗ-технология.
 
Ход урока.
Слайд 1
Уч. Ребята, сегодня мы продолжим изучать произведение А. Грина «Алые паруса»
Послушайте музыку.
  Слайд 2 . «Алые паруса». Музыка и слова из рок-оперыУчитель: О чем эта песня? Что автор хотел сказать ею?
(Песня о мечте. О том что нужно верить…)
Уч.  Именно о мечте мы порговорим на уроке, попытаемся разобраться
Почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет?.(Слайд.3 Почему сбылась мечта Ассоль)
Давайте Посмотим фрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год), в котором Грэй говорит о том, что нужно делать, чтобы чудеса сбывались.
 (Просмотр кинофильма.)
Учитель: Кто согласен с мнением Грэя?
Слайд 4
Давайте еще раз перечитаем его монолог Грэя ,который находится перед вами, и сделаем соответствующие заметки на полях, используя соответствующую таблицу .Монолог Грэя.
…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем. Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?
 
 
Таблица "Инсерт"
   " V "   поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете    " + "   поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;    " - "   поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете    " ? "   поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
 
Уч.1 Кто понял, что нужно делать , чтобы Чудо свершилось? ДА
2.Есть ли здесь информация, которая для вас нова? +
3.А есть ли в тексте то, с чем вы не можете согласиться или вызывает сомнения? –
4.Поднимите руки у кого остались вопросы. ?Учитель. У кого остались вопросы, то к концу урока мы постараемся их разрешить.
Учитель. Ребята , а зависит ли мечта от характера человека?
Чтобы составить мнение о характере  человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру.
II.                Работа с текстом.  Слайд 5
Учитель: Давайте поработаем с текстом. Откроем  в папке «Ассоль» папку «Мир людей».  
Глава 1.
Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?
Глава 2.
Почему Ассоль росла без подруг?
Почему её сверстники «вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?
Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»
Глава 3.
Какой была жизнь Ассоль?
Как вы понимаете слова автора: «В ней две девушки: «…одна была дочь матроса, ремесленника…другая…живое стихотворение»?
Глава 4.
Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?
 Слайд 6 грэй
Теперь перейдём к папке «Мир людей» в электронной книжке «Грэй».
Глава 1.
Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?
Глава 2.
Каким рос Грэй в огромном,  мрачном и величественном доме?
Глава 3.
Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе.
Глава 4.
Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с  15 до 20 лет.
 
Учитель: Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя?
Ответы детей.
Учитель. дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям.  Какая судьба была предначертана Грэю?
Ответы детей.
 
Учитель: Человека характеризует не только его  отношение к  людям, но и отношение к предметам. 
Откроем папку «Мир предметов» в папке «Ассоль».
1, 2 главы.
Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?
Как это её характеризует?
3 глава.
Поделитесь впечатлениями о силе воображения Ассоль.
Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?
Прочитайте, какие сравнения подбирает писатель, описывая цвет парусов («он пылал, как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь»)? Чего добивается автор, ставя в ряд столько сравнений?( Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.) Теперь поработаем с папкой «Мир предметов» в папке «Грэй». Слайд 7
1 глава.
Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?
Почему отец не наложил взыскания на сына?
2 глава. Слайд 8
Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?
3 глава.
Что возил на своём «Секрете» Грэй? Почему?
 Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный  ярких событий.  
 
III.  Работа над развитием воображения.
Учитель: По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Как вы думаете, воображение даётся человеку  с рождения или его можно развивать? Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.
Мы живём  не только в мире людей, но и  в мире предметов.  Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут.  А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в образ того или иного предмета.
 
Слайд 9 Ассоль:  «Корзинка угольщика»,   «Растения»,  «Игрушечная  яхта с алыми парусами».  
Слайд 10 Грэй: «Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».
 IV.     УЧ.         Что необходимо, чтобы сбылась мечта?(верить)
Учитель: Для того, чтобы мечта сбылась, произошло чудо, достаточно в него  только  поверить? Или для этого ещё что-то нужно?
Чтобы ответить на этот  вопрос, поработаем с  папкой «Вера в чудо». Откроем её  в папке  «Ассоль».
 1.Как отреагировал отец Ассоль на добрую шутку Эгля? Почему он не стал разуверять свою дочь?
2.Как вы думаете, случайна ли в книге сцена с нищим, поднявшим на смех  предсказание  собирателя сказок?
 
Теперь проанализируем содержимое папки «Вера в чудо» в папке «Грэй».
1.Как восприняли окружающие Грэя люди его желание заменить паруса на алые? Почему?
УЧ. Подведем итог. Итак, почему сбылась мечта Ассоль?Слайд 11
УЧИТЕЛЬ. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

Рефлексия.У каждого из вас есть мечта. Напишите ее на листке. Давайте, чтобы она сбылась отправим ее в плаванье , прикрепив на паруса надежды.
Уч. Остались ли у вас вопросы по мечте героев?
Понравился вам урок?
VI. Домашнее задание.  Слайд12
2)           Какую сказку о том, что чудеса есть и сбываются, предложили бы миру вы? Допускаются как полные, так и краткие версии.