Статья Рейтинговая форма оценивания как одна из альтернативных форм оценивания.


Рейтинговая форма оценивания
как одна из альтернативных форм оценивания.
1.Недостатки пятибалльной системы оценивания.
2.Рейтинг – форма организации контроля.
3.Реализация внедрения рейтинговой системы.
4.Сложности технологии.
5.Практическое применение .6.Приложение.
1.Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
А что мы оцениваем, т.е. считаем приоритетным, на сегодняшний день? Существующая и привычная всем пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний, причем усвоения большей частью экстенсивного (выучил – воспроизвел). По такой же схеме проводиться конкурсный отбор в вузы. Десяти- или двенадцатибалльная система оценивания, по сути, ничего не меняет: приемные комиссии требуют от абитуриентов добротно заученных формулировок, фактов и алгоритмов решений. Таким образом, не замеряются такие важнейшие параметры, как социально полезная работа, научные и творческие достижения, лидерские качества и многое другое.
Кроме того, в 9-11 классах российских школ вводится предпрофильное и профильное обучение. Профильная старшая школа позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным (неформальным) содержанием. Оценки (даже традиционные) становятся неравнозначными; параллельно идет мониторинг профессионального выбора (с учетом личных качеств) и собирается портфолио, демонстрирующее динамику достижений. Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать ее более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения в комплексе.
Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.
Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет
отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)
  дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);
 
недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа
  корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
 
незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам
  определить уровень математической подготовки каждого ученика  на каждом этапе учебного процесса;
 
негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов
  планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;
 
узкий диапазон школьных оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к «3» или к «5»);
большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки
  повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;
 
 
 
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.
2.Рейтинг учащегося – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:
расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития учащихся, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.
Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса.
Функции рейтинговой технологии:
- креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
- рефлексивная (самооценка учебных и личностных достижений);
- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
- коррекционная (корректировка влияний нововведений на развитие).
Условия организации рейтинговой системы оценивания:
- модульная организация учебного процесса;
- постоянное отслеживание уровня знаний;
- многобалльное оценивание обученности учащихся.
Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания, обычно имеют в виду рейтинговую систему оценивания. Рейтинговая система оценивания представляет собой совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе. Обработка результата рейтинговой системы оценивания обеспечивает количественный, так и качественный показатели индивидуальной учебной деятельности ученика, позволяет присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Итак, рейтинг в образовательном процессе включает следующие ключевые понятия:
- рейтинговая оценка (средство оценивания);
- метод рейтинговых оценок (метод оценивания);
- рейтинговая система (форма контроля и оценивания).
В практике обучения рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:
- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу обучающегося и его результаты на экзамене (зачете);
- совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данной четверти, полугодии, семестре;
- заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
- интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий ин Основные требования к созданию рейтинговой системы контроля обученности:
- весь курс изучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
- по окончании изучения каждого раздела проводится достаточно полный контроль с оценкой в баллах;
- в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.
В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, могут рассматриваться:
- отдельная тема или раздел (курс);
- лабораторные работы;
- работы физического практикума;
- решение задач;
- домашние задания;
- письменные контрольные и самостоятельные работы;
- тестирование;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты, участие в школьных научных конференциях, олимпиадах, творческая работа, и т. п.).
Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы учащегося за определенный период обучения (урок, четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ в данной дисциплине (например, изучение теоретического материала, выполнение лабораторных работ, решение физических задач, и т. п.) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов, докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т. п.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг учащегося.
Важным моментом осуществления рейтинговой системы обучения является проведение систематического контроля уровня знаний и умений учащихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 50% от максимального балла.
3. Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки  к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая система оценки знаний позволяет:
Определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса.
Получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения.
Дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.).
Отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.
Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:
Виды работы Количество баллов
Посещение уроков 0,5 балла за урок
Ведение тетради 1 балл за урок
Работа на уроке До 10 баллов
Решение задач До 10 баллов
Сообщение 5-10 баллов
Исследовательская работа в группе До 10 баллов
Самостоятельная исследовательская работа 30-50 баллов
Контрольная работа До 30 баллов
Выполнение домашнего задания 5 баллов
Выполнение заданий из банка зданий Не ограниченно
Доказательство теорем и вывод формул До 10 баллов
Участие в олимпиадах и конкурсах 50-70 баллов
Компьютерное тестирование определяет компьютер
 Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:
Пропуск урока по неуважительной причине -20 баллов
Опоздание на урок по неуважительной причине -10 баллов
Нарушение дисциплины на уроке -10 баллов
 Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Предусмотрена система перевода баллов  в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для выставления оценок в аттестат, классный журнал, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам. Учащиеся, набравшие 85%-100% от максимальной суммы получают «отлично», 71%-85% - «хорошо», 56%-70% - «удовлетворительно». Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти, учащиеся могут купить себе льготы на следующую четверть:
Один раз в неделю не выполнить домашнее задание
+1 балл за контрольную работу
+1 балл за самостоятельную работу
Помощь учителя во время выполнения контрольной работы
Помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы
Право пользоваться при вычислениях микрокалькулятором
Право выходить к доске по желанию
+5 баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок
Один раз в месяц не выполнить домашнее задание
Рассмотрим свойства рейтинговой системы оценивания: открытость, стимулирование, гибкость. Одним из обязательных свойств системы является открытость – ученики должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства "таблица стоимости", или рейтинговый регламент должны быть доступны ученикам. Можно представить их в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика. "Таблицу стоимости" можно варьировать. Так, например, если учитель считает, что ученикам стоит больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности учеников. При поуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.
4.Внедрение рейтинговой системы оценки качества обучения связано с дополнительными трудностями. Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности. Для обеспечения непрерывного контроля над работой учащихся и объективной оценки качества усвоения материала учитель должен провести следующую работу:
- разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули;
- определить уровень усвоения материала каждым обучаемым после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;
- в конце периода обучения выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся:
Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.
Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.
Важной проблемой, требующей внимания педагога, является проблема методически грамотного составления рейтинга. Приведем основные этапы составления рейтинга:
разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:
- отдельная тема или раздел;
- самостоятельный цикл лабораторных работ;
- индивидуальные домашние задания;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения;
составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
в конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули .Прежде чем представить общую схему организации рейтинговой системы, стоит сказать, что рейтинговая шкала значительно более чувствительна, чем балльная (например, пятибалльная). Это позволяет использовать ее для организационных и управленческих решений. Например, в одной из негосударственных школ было принято решение о дифференциации оплаты за обучение детей в зависимости от их успехов, выражаемых рейтингами. В результате одни родители наиболее способных детей были освобождены от оплаты совсем, а родителям детей, создающих наибольшие проблемы и требующих особого усиленного внимания, пришлось доплачивать. В другой негосударственной школе решили ежегодно отчислять 10 учащихся из 300 обучающихся, занимающих нижние строки рейтингового списка, а на их места принимать 10 новичков "с улицы".
Как можно подводить итоги рейтинга? Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов возможны следующие варианты:
а) в равной мере учитывать и оценочные баллы, и дополнительные (но в этом случае есть возможность за счет неучебных действий получать завышенные отметки, не соответствующие действительным знаниям и умениям ученика);
б) можно учитывать только оценочные баллы, а дополнительные – только при спорной отметке (но в этом случае у учеников нет никакого стимула получать дополнительные баллы в большом количестве);
в) учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ограничить максимум последних;
г) учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1 .
Важно, чтобы учитель, использующий рейтинговую шкалу, фиксировал все, что делают ученики, чтобы избежать недоразумений. Объявление рейтингов учеников может быть открытым (например, таблица на стенде в классе) или, что предпочтительнее, закрытым. Во втором случае публично объявляются только максимальный и минимальный рейтинги без имен их обладателей, чтобы каждый ученик мог сориентироваться и представить себе свое собственное положение, после чего принять какие-то решения. Пересчет рейтингов следует производить достаточно часто – лучше всего к концу каждого урока или к началу следующего. Это позволит ученику лучше управлять своим учением и в целом работать продуктивнее.
Необходимо отметить, что при всех своих плюсах внедрение рейтинговой системы сопряжено с рядом рисков психологического и организационного характера.
Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике – не получится ли так, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что в большинстве случаев это не так. Различные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Кроме того, рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования, как уже указывалось выше. Тем не менее, вводить рейтинговую систему имеет смысл только для старшеклассников, которые уже способны к адекватной самооценке и к целенаправленной работе по саморазвитию.
Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т.к. рейтинг учитывает различные виды достижений. Как правило, рейтинговая таблица отражает реальный статус учащегося в коллективе.
В-третьих, индивидуализация может превратиться в индивидуализм: каждый заинтересован только в личном росте и готов на этом пути "ставить палки в колеса" ближайшим товарищам. Но это можно предотвратить, поставив персональные достижения в зависимость от итогов командных выступлений и уровня сплоченности класса.
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинговой системы. Он наиболее часто применяется в учебном процессе американской школы . Суть его – наблюдение деятельности учащихся на уроке и основанные на этом наблюдении парные сравнения. Например, в опыте Ш.А. Амонашвили используется комбинация двух дескриптивных шкал – знаковой и аналоговой, когда родители получают пакет с лучшими работами их детей (аналоговая шкала) и вложенную в него оценку-характеристику, написанную учителем (знаковая шкала) . Это случай одновременного совместного использования двух шкал. В интегральной технологии обучения применяется комбинация числовых шкал – относительной внутри блока уроков и абсолютной при тематическом контроле по его завершении. В технологии А.М. Кушнира основой оценочной системы является комбинация рейтинговой системы, построенной на отслеживании продвижения каждого ученика, и некоторого варианта дескриптивной аналоговой ("папки достижений")
Нетрудно заметить, что достаточно хорошо совмещаются в единой оценочной системе шкалы одного класса: абсолютная количественная с относительной, ранговая (рейтинговая) с той или иной дескриптивной. Относительно успешно можно совместить количественную шкалу с дескриптивной (относительно – потому, что эти шкалы применяются параллельно и независимо друг от друга).
При совместимости рейтинговой шкалы с количественной возникает проблема. Она заключается в том, что порядковая природа рейтинговой шкалы рано или поздно проявляет себя и порождает массу пограничных конфликтов. Чем мельче шаг рейтинга и больше диапазон набираемых значений, тем острее конфликты при переводе рейтинга в балл.
Но все же приведем пример комбинирования рейтинговой и балльной шкал, принадлежащий А.С. Прутченкову. Им была разработана экономическая игра "Лицевой счет".
Игра "Лицевой счет"
Игра проводится для того, чтобы с помощью ведения условного лицевого счета повысить заинтересованность школьников в активной работе на уроке и вне его рамок. Игра моделирует деятельность работника фирмы, который ведет учет поступающих и расходуемых денежных средств. В течение одного урока она занимает 1-2 минуты (на реплику учителя в ходе урока и на подведение итогов счета в конце). Планируемый результат: постоянный интерес к предмету и каждому уроку, прочные навыки ведения простейшей финансовой документации, готовность принять участие в более сложных финансово-экономических играх.
Все участники игры получают возможность учитывать свои основные и дополнительные доходы, а также и расходы. Все ученики получают одну роль – работника, устроившегося на работу по контракту с определенной суммой заработной платы. Учитель принимает на себя роль руководителя фирмы, который принимает на работу, выплачивает заработную плату, а также определяет и выдает премии за хорошую работу и назначает штрафы за нарушения "производственной дисциплины".
Все полученные и израсходованные денежные суммы фиксируются безналичным способом в личном лицевом счете. В этом счете школьник самостоятельно записывает все свои расчеты с учителем в условных игровых денежных единицах (например, монетах), которые в дальнейшем и определяют его рейтинг среди других "работников". Основным источником поступления денежных средств на лицевой счет является "заработная плата", которая устанавливается за активную работу на уроке, качественное выполнение домашних заданий, сообщение дополнительной информации и т.д. (данный список видов деятельности может корректироваться учителем). Эта сумма записывается каждым учеником на свой лицевой счет после "выплаты" денег учителем, то есть в конце урока. Если ученик пропустил урок по уважительной причине, например по болезни, он может получить пособие по временной нетрудоспособности при наличии справки от врача и при условии возмещения недополученных знаний. Величина пособия устанавливается на уровне 50% от полной ставки.
За оригинальные ответы, усвоение материала сверх учебных программ, самостоятельное, инициативное углубление знаний с помощью различных источников выплачиваются денежные премии (дополнительные баллы). Размер премии устанавливается учителем по согласованию со всеми игроками. Учитель имеет право налагать на учеников денежные штрафы за опоздание без уважительной причины и т.д.
В личном лицевом счете указывается, за что получена данная сумма игровых денег и на какие цели она расходуется, если расходуется вообще. При заполнении счета ученик должен соблюдать правило "корреспондирующей записи" – в одной строке счета производится запись только одной суммы, которая либо поступила на счет, либо снята со счета при расходе денег. После каждой операции прихода и расхода денег вычисляется остаток денег на счете.
Основной критерий оценки – сумма на лицевом счете, которая является основанием для выставления дополнительной оценки в классном журнале и, соответственно, в дневнике. Дополнительным критерием может быть аккуратность и правильность заполнения лицевого счета. Учитель может назначать премии именно за эти показатели.
Действия игрока подчинены одной цели – максимизировать получаемые доходы за счет улучшения знаний, получения и сообщения дополнительной информации. Учитель может периодически изменять нормативы (целесообразнее всего в сторону увеличения размера заработной платы и премий). Это можно сделать в виде индексации, которая используется в реальной экономике. Для лицевого счета ученику лучше завести отдельную тетрадь .Лицевой счет может выглядеть так:


Одной из особенностей рейтинговой системы является использование понятия "Идеальный ученик". "Идеальный ученик" – это виртуальная личность, которая "присутствует" в каждой группе, и на всех контрольных мероприятиях "получает" максимально возможные оценки, по какой бы шкале они ни выставлялись – пятибалльной, десятибалльной, стобалльной или др. "Идеальный ученик" – это модель учащегося, который осваивает учебный план во всей полноте. Сравнивая с его "достижениями" достижения настоящих учеников, преподаватель имеет возможность оценить степень освоения каждым конкретным учащимся содержания учебной дисциплины. Текущая рейтинговая оценка идеального ученика, всегда выполняющего требования учебного плана, в течение всего обучения равна 100% Рейтинговое оценивание знаний можно начинать использовать с 5-го класса, например, при проведении уроков-соревнований, уроков-путешествий, игровых уроков, зачетов, при выполнении проектов. Применение творческого рейтинга с 5-го класса активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся на уроках возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.(см приложение)
В 7-9 классах рейтинговую систему оценивания знаний я применяю не только на отдельных уроках, но и при изучении некоторых тем. Например, 7 класс: "Многочлены"; 8 класс: "Функции ", "Квадратные уравнения"; 9 класс: "Неравенства и системы неравенств", "Системы уравнений", "Числовые функции". Рейтинговая система оценки учебных достижений школьников эффективно используется в ходе изучения дополнительных курсов. Например, применяю творческий рейтинг при изучении факультативного курса "Дополнительные вопросы курса алгебры 8 класса", элективного курса "Элементы финансовой математики" (в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе). С помощью рейтинга всегда видно положение данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Профильные 10-11 классы обучаются по зачетной системе с использованием рейтинговой технологии оценивания учебных достижений школьников. На уроках в основном даются задания базового и повышенного уровня, а на факультативе рассматриваются задания более высокого уровня. После прохождения темы проводится тематический зачет, в котором используются дифференцированные задания. В конце полугодия проводятся итоговые зачеты. Ученики, которые хорошо сдавали текущие зачеты, имеют высокий рейтинг, освобождаются от итоговых зачетов. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, повышается качество знаний. Такая система обучения - хорошая подготовка к учебе в высших учебных заведениях.
Рейтинговая система оценки в значительной степени отвечает условиям формирования успешности учащихся профильных классов. Благодаря рейтингу, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем гарантированнее высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной перед учеником учебной задачи. Меняется уровень самооценки школьника, появляется стремление к достижению новых побед. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.
Используемая рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.
Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.
В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей. Ученики с удовольствием выполняют различные творческие работы по математике: информационные, исследовательские проекты, рефераты, доклады, сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы, шарады. Лицеисты принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Они нацелены на творчество, самореализацию, успех.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к  урокам и на дополнительные занятия.
Современные подходы в образовании требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от традиционных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной заинтересованности, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют новые подходы. Дополняясь принципом добровольности в выборе уровня обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
. Литература:
М.В.Калужская "Внедрение рейтингов в старшей школе". М. "Справочник заместителя директора школы". 2009 г.
2.   Капустина Г.Ю. Рейтинговая система – плюсы и минусы/ Г.Ю. Капустина// Рейтинговая система контроля знаний// Тезисы международной научно-практической конференции. Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы – М., 2006. – С. 63-78.
3.   Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. – М.: Чистые пруды, 2006. – 244 с.
4.   Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. – 2004. – №23-24. – С. 36-40.
5.   Кларин М.В. Как легко и с пользой провести аттестацию: психологические рекомендации для администрации и учителей/ М.В. Кларин // Директор школы. – 2005. – №6. – С. 1-8.
6.   Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2010. – 257 с.
7.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 198 с.
8.   Логинова Г.А. Новая форма контроля/ Г.А. Логинова// Народное образование. – 2008. – №4. – С. 119-121.
9.   Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов/ Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Союз, 2012. – 249 с.
10.   Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2009. – 211 с.
11.   Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.
12.   Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). – М.: МПА, 1997. – 150 с.
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id "Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве".
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 - 2009 учебного года.
Приложение
Индивидуальный рейтинговый лист учащегося
Рейтинговый лист
ученика (цы) 10 класса ________________________________
Тема: "ПРОИЗВОДНАЯ" (29 часов), § 37-46
Рейтинговый балл Домаш. работа Текущие ответы
на уроке ДоползадачиПрак-тикумы
Практи-ческая работа Конт-рольная работа Тест Зачет Твор-ческаяработа
1 1-2 3 5 5 15 10 5 5-10
№ урока Дата Не забудь выставить рейтинговые баллы за работу
на уроке в соответствующую графу!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29 Макс. балл 130 20 10 15 25 5 30 10 5 10
Всего
баллов Итоговая оценка
110-130 баллов – "отлично",
90-109 баллов – "хорошо",
70-89 баллов – "удовлетворительно".
Урок по алгебре и началам анализа с использованием
рейтинговой системы оценивания знаний в 11 классе
Схема урока по математике с использованием рейтинговой оценки знаний
Цели урока:
создать условия для практического применения изученного материала, выявления
уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
развивать умения самостоятельно применять знания на практике с учетом уровней усвоения материала, развивать умения анализировать, сравнивать; формировать навыки творческой, познавательной деятельности, способностей к оценочной деятельности;
формировать навыки самоконтроля, самооценки, взаимопомощи; развивать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Технология: уровневая дифференциация с использованием рейтинговой оценки знаний.
Оборудование:
дифференцированные задания каждому ученику;
судовой дневник каждому ученику (рейтинговый лист).
СУДОВОЙ ДНЕВНИК
ученика(цы) 5 класса __________________________________
Этапы регаты Баллы За устный ответ - 1 балл,
за письменные задания
от 1 до 5 баллов.
1. Проверка снаряжения   2. Бухта уравнений   3. Остров смекалки   12-14 баллов - оценка "5".
9-11 баллов - оценка "4".
6-8 баллов - оценка "3".
4. Задачный залив   5. Мыс Успеха   Итоговый балл   Оценка   Структура урока.
Организационный этап. Что такое "регата". Сообщение темы, целей регаты, правила заполнения судового дневника.
Этап актуализации опорных знаний.
Проверка снаряжения. Устная работа: решение примеров, уравнений.
За верно выполненное задание - 1 балл.
Этап применения знаний, умений в сходной и новой ситуациях:
Бухта уравнений. Решение уравнений разного уровня сложности: от 1 до 3 баллов.
Самопроверка по образцу.
Остров смекалки. Устная работа: задания на смекалку (по 1 баллу за верный ответ).
Задачный залив. Решение задач разного уровня сложности: от 2 до 4 баллов.
Работа в парах. Самопроверка, самоконтроль.
Физкультминутка.
Семафорное сообщение (расшифровать слово).
Этап контроля и самоконтроля.
Мыс Успеха. Самостоятельная дифференцированная работа:
I уровень: уравнение - 1 балл, задача - 2 балла;
II уровень: уравнение - 2 балл, задача - 2 балла;
III уровень: уравнение - 2 балл, задача - 3 балла.
Проверка по ответам, самоконтроль.
Информация о домашнем задании (дифференцированная домашняя работа).
Творческое задание: составить условие и решить задачу по теме регаты аналогично задачам, которые решали в классе.
Итог урока. Учащиеся подсчитывают баллы в судовом дневнике, переводят в оценку.
Определяются победители регаты (учащиеся с высокими рейтинговыми баллами).
Рефлексия (например, с помощью "солнышка и тучки").
.
Индивидуальный лист учета баллов учащегося
Тема модуля Тема урока Количество баллов за урок Дополнительные баллы Общая сумма баллов за тему
В сводной ведомости индивидуальных листов учета баллов учащихся проставляются баллы за работу всего класса (табл. 3). По мере прохождения темы подсчитываются баллы и строятся диаграммы рейтинга учащихся:
по неделям (текущий рейтинг - сумма баллов, набранная учащимися по всем видам работ);
по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг - сумма баллов за модуль);
по окончании полугодия или года (максимальный рейтинг - сумма баллов, набранная за полугодие или год).
Сводная ведомость индивидуальных листов учета баллов
Ф. И. учащегося Дата Тема модуля Тема урока Количество баллов за урок Дополнительные баллы Общая сумма баллов за тему
Рейтинг учащегося зависит от количества баллов, набранных как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и при итоговом контроле (по завершении изучения блоков).
Тема: "ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ" (2 урока)
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об общих методах решения
уравнений;
совершенствование навыков решения уравнений различными методами;
проверка ЗУН по теме с помощью тестирования;
развитие навыков самопроверки и самооценки, навыков работы в группах;
воспитание инициативы, самостоятельности, взаимопомощи, поддержки.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
На каждом этапе урока учащиеся будут самостоятельно, работая индивидуально или в группах, оценивать свои знания с помощью рейтинговых баллов, выставляя их в рейтинговые листы.
Рейтинговый лист
Тема: "Общие методы решения уравнений"
Группа №1. Консультант:_____________________
№ п/пФ.И. учащегося Домашняя работа
(учебный проект) Устные упражнения Работа по группам (решение уравнений) Тест Общее
кол-во
баллов Итоговая оценка
Рейтинговый балл 5-10 1 1-6 5-13 1. 2. 3. 4. 5. Оценка
"3"
"4"
"5" 13-18 баллов
19-25 баллов
26-30 баллов
Проверка домашнего задания.
Класс предварительно был разбит на 4 группы, в каждую входят учащиеся с разным уровнем обученности: I уровень – базовый, II уровень – повышенный (по сравнению с базовым), III уровень – высокий.
Каждая группа учащихся должна представить один из методов решения уравнений (теория) и подобранные из материалов ЕГЭ уравнения разного уровня, при решении которых использовался один из выбранных методов:
I метод. Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x), при условии у = h(x)–
монотонная функция.
II метод. Метод разложения на множители.
III метод. Метод введения новой переменной.
IV метод. Функционально-графический метод.
Работа выполнена в виде учебных проектов с презентацией. Учащиеся оценивают свою работу в группе (самооценка, взаимооценка), выставляют баллы в рейтинговый лист.
Предложенные уравнения:
2 группа.
II метод (разложение на множители).1) Решите уравнение: . (В ответе запишите корень уравнения или сумму всех его корней, если их несколько).
Решение. ,

входят в ОДЗ,
Ответ. – 3 .
3 группа.
III метод (введение новой переменной).2) Решите уравнение: .
Решение. ,

Введем новую переменную – не принадлежит ОДЗ.

Ответ.
Устные упражнения (по 1 баллу – за верно решенное уравнение).
Решая уравнения, необходимо указать метод решения.
1) Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
Ответ: х = -0,8; I метод.
2) Решите уравнение
Ответ: х =; II метод.
3) Решите уравнение
Ответ: х=0; IV метод.
Найдите корень или произведение корней, если их несколько,
уравнения
Ответ: III метод. 5) Решите уравнение
Ответ: х=1; I метод.
Решите уравнение
Ответ: х=0, IV метод.
IV. Работа по группам (на карточках – задания разного уровня).
Учащиеся обсуждают решение уравнений в группах, определяют методы решения каждого уравнения, составляют план решения. Учащиеся, которые выбрали I уровень, решают уравнения самостоятельно (с последующей проверкой ответов), учащиеся II и III уровня решают уравнения на доске (по одному ученику от каждой группы).
Задания на карточках: I уровень (1 балл).1. Решите уравнение
Ответ:; (III метод).
2. Решите уравнение
Ответ: х = 2; (I метод).
3. Сколько различных корней имеет уравнение
Ответ: 3. (х1 = –6; х2 = –2; х3 = 1; II метод).
II уровень (2 балла).1. Решите уравнение . Если уравнение имеет
более одного корня, то в ответе укажите их сумму. (II метод)
2. Найдите наибольший корень уравнения (I, III методы)
3. Решите уравнение Если уравнение имеет больше одного корня,
то в ответе укажите произведение его корней. (IV метод)
III уровень (3 балла)
С1. Решите уравнение (II,III методы)
С2. Решите уравнение (III, I, IV методы)
С3 (дополнительно). Решите уравнение
(II, III методы)
Учащиеся проверяют решение уравнений и выставляют баллы за верные ответы. Самопроверка, самоконтроль.
Решение уравнений.
II уровень.1. Решите уравнение . Если уравнение имеет
более одного корня, то в ответе укажите их сумму.
Решение. ,
, .
,

В ОДЗ входит корень х = 8. Ответ. 8.

2. Найдите наибольший корень уравнения
Решение. ОДЗ: х – любое действительное число,
т.к. функция монотонная, то

Введем новую переменную
тогда
– наибольший корень. Ответ. 2.
3. Решите уравнение Если уравнение имеет более одного корня,
то в ответе укажите произведение его корней.
Решение.
1случай. При x>0 функция возрастает, а функция
убывает. Значит, уравнение , если имеет корень, то он
единственный. Находим его подбором: х=4.
2 случай. При x<0 функция убывает, а функция
возрастает. Значит, уравнение , если имеет корень,
то он единственный. Находим его подбором: х = – 4;
Ответ. – 16.
III уровень.1. Решите уравнение
Решение.

(однородное уравнение III степени).
Разделим на
Введем новую переменную t=tgx;

равносильно совокупности уравнений t – 1 = 0; t2 + t + 4=0.
Корень первого уравнения t = 1, у второго уравнения корней нет.
tgx = 1, Ответ.
2. Решите уравнение
Решение. 1) Введем новую переменную
Получаем квадратное уравнение, в котором переменную х будем
считать параметром:


2) на R,
значит, уравнение имеет не более одного
корня. Находим его подбором: х=1.
Ответ. 1; – 2.
VI. Тестирование (задания 1 части оцениваются в 1 балл, задания 2 части – 1-2 балла).
I вариант
ЧАСТЬ 1
1. Найдите сумму корней уравнения

2. Решите уравнение
3. Решите уравнение
4. Решите уравнение
5. Решите уравнение

Если уравнение имеет более одного
корня, то в ответе укажите их сумму.
6. Найдите количество корней уравнения
2sin2x + sin x – 1 = 0, принадлежащих
отрезку [0;2π].
ЧАСТЬ 2
7. Решите уравнение
Если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их сумму.
8. Найдите сумму всех корней уравнения

9. Решите уравнение
Если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их сумму.
С1. Решите уравнение
С2. Найдите все значения х, при которых
выражения
принимают равные значения.
Ответы к тесту.
II вариант
ЧАСТЬ 1
1. Найдите сумму корней уравнения

2. Решите уравнение
3. Решите уравнение .
4. Решите уравнение
5. Решите уравнение

Если уравнение имеет более одного корня,
то в ответе укажите их сумму.
6. Найдите количество корней уравнения
cos2x – 2cos x = 0, принадлежащих
отрезку [0;2π].
ЧАСТЬ 2
7. Решите уравнение
Если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их произведение.
8. Найдите произведение всех корней
уравнения
9. Решите уравнение
Если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их сумму.
С1. Решите уравнение
С2. Найдите все значения х, при которых выражения принимают равные значения.
Задания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. С1С2Вариант I 4 2 –1 4 3 3 4 –1 –2 –1
Вариант II 1 –0,5 1 6 1
2 4 3 –2 –2
Учащиеся записывают ответы для проверки, затем работы сдают.
Самопроверка по ответам. Выставление баллов в рейтинговый лист.
(Оценка за тест: "3" – 5-6 б., "4" – 7-9 б., "5" – 10-13б.)

VII. Подведение итогов урока.

Учащиеся подсчитывают итоговые баллы по теме, переводят в оценку