Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства (Фортепиано)»


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
города Нижневартовска
«Детская музыкальная школа имени Ю.Д.Кузнецова»
Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства (Фортепиано)»
НИЖНЕВАРТОВСК 2015
Разработчик – Ильчибаева Лиана Германовна, преподаватель МАУДО г.Нижневартовска «ДМШ им.Ю.Д.Кузнецова» по классу фортепиано,
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Пояснительная записка:
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом школы на реализацию программы;
Сведения о затратах учебного времени;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Методы обучения;
Материально техническая база для реализации программы.
Содержание учебного предмета:
Учебно-тематический план;
Годовые требования.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Формы и методы контроля, система оценок:
Аттестация: формы, виды, цели, содержание;
Критерии оценок.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства Культуры РФ от 21.11.2013 года №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в ДМШ и ДШИ.
Фортепиано - это самодостаточный музыкальный инструмент с интересной историей, с разнообразными техническими и выразительными возможностями. Богатый фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох.
Формирование навыков игры на фортепиано позволяет в дальнейшем учащимся совершенствовать приобретенные знания и умения в сольном исполнительстве, а также стать полноценными участниками ансамблей разного состава.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей для обучения по данной программе определяется с 6 до 18 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Основы исполнительства (фортепиано)» составляет 1,5 часа. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена).
Срок реализации учебного предмета.
При реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени.
Вид учебной работы, нагрузки..Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1 год 2 год 3 год 4 год полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во недель 16 18 16 18 16 18 16 18 Аудиторные занятия 24 27 24 27 24 27 24 27 204
Самостоятельные занятия 24 27 24 27 24 27 24 27 204
Максимальная нагрузка 48 54 48 54 48 54 48 54 408
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию учебного предмета.
Общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» при четырехлетнем сроке обучения составляет 408 часа, из них 204 – аудиторные занятия, 204 – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий.
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учащимся. Индивидуальная форма занятий позволяет педагогу лучше узнать ученика, его музыкальные и технические возможности. Во время урока педагог не только обучает исполнительскому мастерству, но в то же время воспитывает ученика как музыканта-художника. Репертуар подбирается с учётом возрастных и индивидуальных психологических особенностей личности ребёнка.
Цель учебного предмета.
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета.
Задачами предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» являются:
Ознакомление детей с техническими и выразительными возможностями инструмента;
Приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
Приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
Формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
Воспитание стремления к практическому применению знаний и умений;
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры);
Практический (освоение приемов игры на виолончели);
Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Материально техническая база для реализации программы.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно- тематический план.

Первый год обучения.
I полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники. Знакомство с нотной грамотой.
12
2 четверть Знакомство с музыкальными терминами. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
12
II полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
3 четверть Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Знакомство с приемами звукоизвлечения. Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. 15
4 четверть Развитие навыка чтения нот с листа. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Упражнения и этюды. Произведения на основе русских народных и детских песен, классический репертуар. 12
Второй год обучения.
I полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой. 12
2 четверть Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
12
II полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
3 четверть Инструктивный материал. Мажорные гаммы (до, ре, соль, ля, ми) двумя руками в 2 октавы. Аккорды, арпеджио двумя руками в одну октаву.
15
4 четверть Чтение нот с листа. Транспонирование с сохранением аппликатуры. Динамика. 12
Третий год обучения.
I полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. 12
2 четверть Инструктивный материал. Сочетание различных видов техники. Изучение минорных гамм ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы. 12
II полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
3 четверть Можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.
Расширение образного строя исполняемого репертуара.
15
4 четверть Развития навыка самостоятельного разучивания музыкального текста. 12
Четвертый год обучения.
I полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
1 четверть Дальнейшее развитие навыка музыкально- образного мышления. 12
2 четверть Наличие тенденции свободы игрового аппарата. Работа над фразировкой. 12
II полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий Кол-во часов
3 четверть Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы. 15
4 четверть Совершенствование техники, итоговая аттестация. 12
Годовые требования.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения.
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на фортепиано: работа над постановкой рук, корпуса, организация рациональных игровых движений.
Изучение нотной грамоты, изучение нот в скрипичном и басовом ключах, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения.
Качество звучания, интонация, ритм.
Простейшие упражнения для укрепления правой и левой руки.
Гаммы и трезвучия в 1 октаву. Исполнение народных и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности данной программы.

В течение года необходимо разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Ученик должен знать: музыкальную грамоту (названия и длительности нот), основные понятия о произведениях (темп, ритм, динамика, характер), о композиторах.Контрольные выступления:
В конце первого полугодия прослушивание.
В конце второго полугодия зачет в форме академический концерта.
В конце каждой четверти контрольные уроки.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Гнесина Е. «Фортепианная азбука»
Гедике А. «Танец»
2 вариант
Скарлатти Д. «Ария»
«Маленькие этюды для начинающих»
3 вариант
Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Второй год обучения.
Дальнейшаяработанадпостановкойрук,свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением и ритмом.
Изучение гамм мажорного и минорного лада, ассиметричные штрихи, акценты, триоли, пунктирный ритм.
Развитие навыка чтения нот с листа в присутствии педагога. Умение анализировать музыкальные и технические задачи.
В течение учебного года проработать с учеником 4-5 двухоктавных мажорных и минорных гамм и трезвучий, 8-10 этюдов, 6-8 пьес, 2-3 произведения полифонического стиля,

Ученик должен знать: музыкальную грамоту (названия и длительности нот), основные понятия о произведениях (темп, ритм, динамика, характер), о композиторах (отечественный, зарубежный, национальный).Контрольные выступления: В конце первого и второго полугодия зачет. В конце каждой четверти контрольные уроки.
Примерные исполнительские программы

1 вариантБеркович И. «Этюд Фа мажор»
Майкапар А. «Пастушок»
2 вариант
Гайдн Й. «Анданте Соль мажор»
Гурлит М. «Этюд ля минор»
3 вариант
Моцарт Л. «Волынка»; «Бурре»
Гедике А. «Русская песня»
Третий год обучения.
Дальнейшая работанад развитием музыкальных, технических и исполнительских навыков. Качество звука, изучение более сложного ритма. Комбинированные штрихи. Навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в ансамбле. Расширение образного строя исполняемого репертуара.
В течение учебного года проработать с учеником двухоктавные гаммы и трезвучия до трех знаков (минорные до двух знаков) в умеренном и более подвижном темпе. 4 этюда,4 разнохарактерные пьесы,2 полифонических произведения,1 часть произведения крупной формы,1-2 ансамбля.
К концу учебного года ученик должен знать: пройденные штрихи,динамические оттенки,
различные темпы.
Контрольные выступления: В конце первого и второго полугодия зачет в форме академического концерта с оценкой. В конце каждой четверти контрольные уроки.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Шитте Л. «Этюды» соч.108
Тюрк Д.Г. «Песенка»
2 вариант
Диабелли А. «Сонатина»ДварионасБ. «Прелюдия»
3 вариант
Кулау Ф. «Сонатина» До мажор
Гендель Г.Ф «Ария»
Четвертый год обучения.
Более высокие требованияк качествузвукаи выразительности исполнения. Наличие тенденции свободы игрового аппарата.
В течение учебного года проработать: 6-8 этюдов, 8-10 пьес различного характера, 2-4 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы.
Контрольные выступления: В конце первого полугодия прослушивание, второе полугодие- итоговая аттестация. В конце каждой четверти контрольные уроки.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Шуман Р. Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Лешгорн А. Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
2 вариант
Бах Ф.Э. «Маленькая фантазия»
Свиридов Г.«Ласковая просьба»
3 вариант
Моцарт В. «Сонатина» До мажор
Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условия музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
Формы и методы контроля. Критерии оценок.
1.Текущие: поурочные, контрольные уроки по окончании четверти, зачеты по полугодиям в форме академических концертов и прослушивания
2.Промежуточные: переводные зачеты (академические концерты).
3.Итоговые: выпускной экзамен.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, занятиям музыкой;
Наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
Степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
5 («отлично») технически совершенное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
З («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки учащегося
исполнения на данном этапе обучения.
5. Методическое обеспечение учебного процесса.
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к учащимся. От педагога по специальному инструменту, который является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, умение использовать прогрессивные методы обучения, способствующие формированию индивидуальных способностей учащегося.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой- посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения разнообразные по форме и содержанию. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение, существенным образом влияют на успешность развития ученика. Во всех формах педагогической работы следует руководствоваться принципом постепенности и последовательности. Задачи усложняются по мере музыкального развития детей.
Общее количество музыкальных произведений дается в годовых требованиях. Предполагается. что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения произведения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи- для ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню подготовки обучаемого.
Важным элементом обучения является развития самостоятельной работы ученика.
6.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы:
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973
Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1974 – 336 с.
.Баренбойм Л.А Фортепианная педагогика: Учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения. Часть 1 / Л. А. Баренбойм. -М.: Музгиз, 1937.
Брейтбург А. Значение физиологического учения академика И.П. Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства. Сб. «Вопросы музыкознания», вып. I. M., Музгиз, 1954.
.Брянская Ф.Д. «Навык игры с листа, его структура и принципы развития». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 4 М. «Музыка» 1976 г.
Вебер К. Эд. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. СПб.: Союз художников, 2002.
Выготский Л. С. Психология . – М.: ЭСКСМО-Пресс, 2000. -1008 с.
Генрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М., 1978.
Гизекинг В. Мысли художника «Советская музыка» 1910.
Гофман И.К. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре/ И. Гофман. М.: Музгиз, 1961.
Друскин Я.В. Работа над чтением с листа в классе фортепианного ансамбля: Доклад на педагогических чтениях: Рукопись. М., 1960.
Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста . – М.: Музыка, 1969. – 345 с.
Мазель Л.А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель, В. А. Цукерман. М., 1967.
Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. – 254 с.
Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987
Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособия для вузов. – М.: Академический проект: Трикста, 2008. – 400 с.
Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей 1947.
Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. М.: Музыка, 1987.
Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975
Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"
Щапов, А. П. Фортепианная педагогика / А. П. Щапов. М.: Советская Россия, 1960.
Рекомендованная нотная литература:
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011
Гедике А.40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Лемуан А.Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
ЛешгорнА. Избранные этюды. Соч.65, 66
Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М.: Советский композитор, 1973
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой. М.,1974
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974
Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.Холопова. М.,1996
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993
Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев, Музична Украина, 1973
Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М.Копчевский. М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011