Рабочая программа Жизнетворчество 4 класс


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Старочеркасская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старочеркасской СОШ
____________Н.Н. Кривошапкина
М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВУ
на 2014-2015 учебный год
Уровень общего образования (класс):
начальное общее 4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Составитель программы:
Учитель Шмакова Ирина Юрьевна
Программа разработана на основе
авторской программы В.Н. Коновальчук(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана на основе авторской программы Валентины Николаевны Коновальчук «Жизнетворчество» в соответствии с требованиями ФГОС (2009 г.) и призвана расширить и углубить социально-правовую практику младших школьников.
Специфика курса «Жизнетворчество» состоит в том, что в нём представлен целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и созидания мира, его проектирование, преобразование и конструирование доступными младшему школьнику средствами. Основополагающим в построении содержания интегрированного курса «Жизнетворчество» выступает развивающий эффект вариативного развивающего образования, заключающийся в самоорганизации личностной системы, реализуемой в самоутверждении и самореализации, в раскрытии творческого потенциала в деятельности, имеющей креативную направленность.
Он представляет собой объединение в единое целое содержания различных образовательных областей начального обучения (литература, развитие речи, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, физическая культура, ОБЖ, экология).Дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой через усвоение определённого круга проблем теоретического и практического жизнетворчества.
В центре внимания в курсе «Жизнетворчество» выступает личность, не только познающая мир и культуру, но и личность, познающая себя, реализующая свои образовательные потребности и преобразующая окружающий мир.
Таким образом, формирование социально-правовой практики и проективной культуры младших школьников обеспечивается путём освоения ценностей здорового образа жизни, способов поведения и приёмов самоанализа и самопознания, выбора и проектирования личностью собственного пути развития, а также овладения учащимися проективным отношением к миру, собственной жизни, к сотрудничеству с другими людьми.
Цель изучения курса «Жизнетворчество» состоит: в формировании целостного образа творческой личности, становления её как субъекта собственной жизни; созидании личностью самой себя, своих отношений с другими людьми, мира; вариативное, оригинальное конструирование и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.
Личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования, определённые в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования соотносятся с результатами изучения курса «Жизнетворчество».
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Смыслообразование формирование ценностных –ориентации и смыслов учебной деятельности:
познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое отношение к учёбе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учётом достижений);
мотивы познавательных достижений социального признания;
мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическое оценивание:
понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;
знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенциональных, персональных, моральных;
развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;
установка здорового и безопасного образа жизни;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
формы моральной самооценки.
Самопознание:
Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребёнка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:
Я-концепции;
социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);
самооценка.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации):
преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);
уважение иной точки зрения (учёт позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);
обоснование и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета).
Коммуникация как кооперация, сотрудничество:
согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать и аргументировать своё предложение);
ориентация на партнёра по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);
умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).
Коммуникация как условие интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:
слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределение ролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);
коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);
сознание и рефлексивность мышления ребёнка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск;
знаково-символические действия;
структурирование знаний;
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические действия:
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждения;
выдвижение гипотез, их обоснование;
доказательство.
Постановка и решение проблем:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к определению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями);коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:
осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания, самопознания, саморазвития;
принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:
формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъективных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности и ответственности;
способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах;
использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи со взрослыми.
Предметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:
4-й год обучения:
ценностные ориентации;
понимание важности нравственных поступков;
умение детей общаться, выполнять совместную деятельность;
творческое мышление;
ориентация на здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Структура курса.
Введение
Введение в процесс проектной деятельности. Изучение средств и способов деятельности из истории творчества и литературного творчества для организации собственной жизнедеятельности.
Я творю себя
Создание проекта собственной жизнедеятельности. Осознание необходимости знаний человека о себе. Проблема происхождения человека: религиозная, инопланетная, материалистическая. Образ человека. Способы мышления и духовный мир. Здоровый образ жизни. Условия успешной учебы.
Я творю отношения
Создание проекта собственной жизнедеятельности. Отношение к предметам, событиям, другим людям, к себе. Предметность чувств. Радость, доброта, сочувствие, чувство юмора. Сочувствие, милосердие, сопереживание как черты русского национального характера.
Я творю окружающий мир
Создание проекта собственной жизнедеятельности. Природа как источник творчества человека.
Я творю свою жизнь
Материальные и духовные блага природы. Задачи и функции как члена общества в охране природы. Способы творчества. Творчество, полезное людям.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия.
В.Н.Коновальчук, Е.В,Иванкова, И.И.Мачуха «Моё жизнетворчество» четвёртый год обучения. Учебник – тетрадь. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.
В.Н.Коновальчук Программа курса «Жизнетворчество» 1-4 года обучения. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
В.Н.Коновальчук Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
ТСО (средства ИКТ)
Телевизор
Магнитофон
Интерактивная доска
Проектор
Компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Старочеркасской СОШ
от ___ ____________ 20____г.
Заместитель директора по УВР
_________________ Фурсина Е.А.