Урок Тайна Алых парусов


Литература Класс 6
Тема урока: Тайна «Алых парусов»
Цель урока:
Образовательная: обобщить материал о жизни и творчестве А. Грина; сформировать понятие о произведении такого жанра как феерия; совершенствовать умение анализировать произведение; дать характеристику героям, аргументировать свой ответ; делать выводы.
Воспитательная: воспитывать чувства добра, ответственности, веры, надежды, любви к людям и жизни, показать Грина как писателя- романтика, с верой в то что человек сам способен творить чудеса.
Развивающая: развивать способность высказывать свое мнение, развивать память, воображение, творческое мышление, развивать монологическую речь, развивать умение вести диалог в группе.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, реализация творческого потенциала.
Регулятивные: умение ставить цель, устно формировать и характеризировать, оценивать результаты, осуществлять рефлексию по итогам изучения темы.
Коммуникативные: умение формировать суждение, работать в группе, слушать мнение собеседника, грамотно вести дискуссию, использовать правила общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, презентация, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Живя в Крыму, вы наверное много раз бывали у моря и видели, какое оно всегда разное: то ласковое и теплое, нежится у берега, то бурное, пенистое, гребни волн высоко поднимаются и с шумом ударяются о берег; часто бывает искристым и дорожка от солнца лежит посреди моря. Если вы хоть раз мечтали о море, о приключениях на прекрасных яхтах, вы поймете мир Грина, полюбите его мир: полный романтики, полный тайн, поймете, что несбыточное возможно.
«Слова Даниила Гранта»: слайд.
1. Что же сам автор говорит о жанре своего произведения «повесть- феерия»?
2. Словарная работа
Словарь Ожегова.
Википедия.
БСЭ.
3. Анализ повести. Работа в группах.
Первая группа. Ассоль, Лонгрен, жители Коперны.
Расскажите о матери Ассоль.
Почему никто из жителей не помог Марии? (И сами бедные, не было ни одной- семьи, где бы она не одолжила чай, сахар, хлеб.)
Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.
Почему жители Коперны не любили Лонгрена. (История Меннерса)
Как дети относились к Ассоль? (Вычеркнули из своего круга общения)
Вторая группа. Эгль и его волшебная сказка.
Встреча Ассоль и Эгля.
Эгль- известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.
Портрет Эгля.
Портрет Ассоль.
«Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсоном…»
Имя Ассоль. («Так странно, так музыкально, как свист от стрелы или шум морской раковины. Это имя не чуждо Прекрасной Неизвестности. К чему нарушать очарование? Я милая, поэт в душе…» В лице было… невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.»
Сказка волшебника Эгля.
Рассказ молодого нищего в таверне о разговоре дочери с отцом.
Что изменилось в жизни Ассоль после встречи с Эглем?
Третья группа. Артур Грей.
Утверждение автора «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.»
С чем сравнивает желание Артура Грея автор? (с Юлием Цезарем)
Кто были его родители? («отец и мать были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества»)(« Отец занимался госделами, мать жила в полусне обеспечености»)
Какая судьба ждала Грея? («Прожить жизнь так и умереть чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести.»)
Поясните слова автора «Грей родился с живой душой.»Почему с детства у него не было друзей. (Отец удалил всех детей «низкого общества»)
Поясните слова автора «Грей жил в своем мире.»Дружба с Бетси.
«Картина стала нужным словом в беседе души с жизнью, без которой трудно понять себя»
О чем мечтал Грей? (стр. 41 «Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение лиц, встреч, событий, безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе- то Южный Крест, то Медведица, и все материки- в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с её книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитым шелковым локоном, в замшевой ладанке на твердой груди.»)
Чем удивил всю семью Грей? («В 15 лет «тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря»)
Как изменился Грей по словам капитана шхуны «Ансельм»? («шел к цели со стиснутыми зубами», «выносил напряженный труд с решительным напряжением воли», «неумение заменялось привычкой»)
Грей- капитан. (В 20 лет купил трехмачтовый галиот «Секрет»)
Четвёртая группа. Дорогами «Секрета».
Решение 20 летнего Грея. (Плавать самому)
Какой корабль купил Грей? (Трехмачтовый галиот в 260 тонн «Секрет»)
Дорогами «Секрет», развитие сюжета. (Капитан Грей плавал 4 года, пока судьба не привела его в Лисс «Корабль встал на рейде недалеко от маяка. Грей глухо затосковал, без всякой причины, не понимая тоски. Дело не развлекало его (он осмотрел корабль и навел порядок). Читал книгу, долго возражая автору. Решил поехать на природу- на рыбалку с матросом Летикой (т.к. он был необычным- умел на ходу сочинять стихи).
Огни Коперны. (Тут остановил лодку капитан. «Это место у обрыва ему понравилось». (Именно сюда, к обрыву, приходила Ассоль).
Какой был капитан? («Дельный, непохожий, загвозистый, впрочем, люблю его,- сказал Летика)
«Встреча» Грея и Ассоль. Кольцо.
Разговор в трактире сына Меннерса. (Молодой веснушчатый Хин Меннерс «внешне завертелся и даже ухмыльнулся слегка». «Корабельная Ассоль. Она полоумная».)Решение Грея. («С этого времени его уже не покидало чувство поразительных открытий. Дух немедленного действия овладел им».)«Боевые приготовления» на «Секрете». «Его план сложился мгновенно и выпукло» еще после беседы в трактире. «Теперь он действовал решительно и спокойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути». «Все эти дни был на высоте духовного зрения».
а) паруса;
б) музыка;
в) команда прониклась «грэизмом»;
г) ответ боцману Атвуду: «Я еду к жене»;
д) чтобы успокоиться самому, считал до 1000.
Алый «Секрет». «Я прихожу к той, что ждет меня и только меня… благодаря ей я понял одну нехитрую истину. «Она в том чтобы делать чудеса своими руками».
11.Что происходило в Каперне? «Такое волнение, такая поголовная смута… какие не уступят эффекту землетрясения». «Со страхом отошли от нее, и она осталась средь пустоты».
Задание 1.
Постройте ассоциативную цепочку связанную со словом «тайна».

Задание 2. Разделите в 2 колонки понятия о мечте и о фантазии.
Мечта Фантазии
1. Верить в реализацию, в осуществление мечты.
2. Мечтает об осуществлении мечты.
3. Борется, преодолевает препятствия к достижению мечты. 1. «Не верить, а только надеяться»
2. Надежда, что когда- нибудь это осуществится.
3. Не борется.
Учитель. Сделайте вывод. Почему мечта Грея сбылась?
Вывод (ученики).
Сбываются только те мечты, ради которых действуют, стремятся, борятся. Фантазии же остаются фантазиями.
Какая мечта была у Ассоль? (Чтобы приплыл корабль с алыми парусами и увез ее из Коперны, где люди ее не понимали, «она была друга, живое стихотворение»)
Учитель. Какой прием применяет А. Грин в этом произведении?
Пример 1. Слова Эгля что люди в Коперне не поют песен, не рассказывают сказок.
Пример 2. «То, что от любви- здесь немыслимо».
Пример 3. Музыка, корабль с алыми парусами произвели на жителей эффект землетрясения.
Пример 4. «Имя Ассоль произносили с испугом». «Женщины, уж если которая начинала трещать- яд забирался в голову».
(Контраст. Антитеза. Принцип контраста основан на противопоставлении, мечта- реальность. Жители Коперны живут без мечты, а реальность сурова.)Учитель: А. Грин с помощью принципа контраста, антитезы, показывают проблему противопоставления мечты- будничности.
Коперна с ее жителями, выступают антиподом Ассоль и Грэя.
Ассоль ждет исполнения своей мечты.
Артур Грэй сам воплощает свою жизнь.
Корабль с алыми парусами- символ победы в разрешении этой проблемы.
Серая Коперна, из которой корабль с алыми парусами забирает из серой жизнь Ассоль, вместе с Грэем они уплывают.
Вопрос. Нужно ли людям мечтать?
Об этом говорит капитан Грэй: «Но есть не меньше чудеса: улыбка, веселье, прощение, и- вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим- значит владеть всем».
Задание 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнения раскрывают суть сравнения?
парус цвета глубокой радости;
он рдел, как улыбка, прелесть духовного отражения;
она счастлива, с лицом не менее алым, чем ее чудо;
- совершенно алый как ранняя утренняя заря;
алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
туман рассеялся и вылился по реям в легкие формы, полные роз.
Задание 5. Было задано заранее. Найти афоризмы о счастье. Заранее написать на алых стикерах..
1. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» -Платон.
2. «Если бессчастия бояться, то и счастья не будет» -Петр I.
3. «Право на счастье составляет неотъемлемое право человека» - К.Д. Ушинский.
4. «Человек создан для счастья, как птица для полета» -В.Г.Короленко.
5. «Счастья дается тому, кто много трудится» -Леонардо да Винчи.
Задание 6. 1)Прокомментировать строки о счастье, прикрепить их на доску на белые паруса парусника. Вы уже приложили руки к созданию счастья- для себя, для других.
2) В чем тайна этой книги?
Если есть вера, надежда, любовь, то обязательно добьешься своей цели.
В названии, так как «Алые паруса» - символ победы, мечты, чуда.
Учитель: К. Паустовский сказал: «Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого чувства- умения мечтать и любить.
Этим свойством обладал А. Грин Что же помогло писателю в жизни несмотря на сложные испытания не озлобится, не ожесточится, оставаться человеком? Писатель любил жизнь, верил в людей, умел мечтать, верил в чудеса. А.С. Грин создал свой мир, свою воображаемую страну «Гринландию».
«А. Грин- один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня радости жизни.». «Рыцарем мечты входит Грин в сознание своих читателей,»- писал В. Вихров.
А.С. Грин остается одним из любимейших авторов молодежи всех времен.
•Виртуальное путешествие по музею Грина;
•Каждый год накануне дня рождения Александра Грина, близ Старого Крыма на горе Агармыш поднимают алые паруса- символ знаменитого произведения Грина. Поэты из разных уголков Крыма, России читают свои новые стихи в доме- музее Грина, в рамках программы «Поэтический венок А. Грину». Ученица нашей школы Минчик Валентина заняла второе место в Международном конкурсе, посвященному 150-летию выпуска книги «Аллые паруса». И участники празднования прошли по «гриновской тропе», по которой писатель ходил «из Старого Крыма в поселок Коктебель- в гости к поэту и художнику Максиму Волошину.
РЕФЛЕКСИЯ-1. Какой у нас сегодня был урок?
увлекательная
рабата
открытия
книги
2.Ассоциативная таблица «Алые паруса». Какая это книга?

1. Как можно отблагодарить писателя за радость прочтения чудесной книги? За тайну которую он нам открыл: делать чудеса своими рука, надеяться, любить, верить в чудо?
2. А. Грин писал, что для него музыка- это язык души. Предлагаю вам спеть песню о Грэе и Ассоль. Слайд.
3. Давайте послушаем замечательную музыку и побываем на виртуальной экскурсии в музее А. Грина.
Призы на память (Кораблики с алыми парусами (см приложение)Приложение

Сенкан. Ассоль.
1. Ассоль2. Добрая, непосредственная
3. Любин, верит, надеется
4. Ждет корабль с алыми парусами
5. Дочь матроса
Сенкан. Грэй.
1. Грэй, умный
2. Смелый
3. Учится, трудится, достигает
4. Делает чудеса своими руками
5. Капитан


265725-548064