Занятие по курсу Жизнетворчество

Занятие по курсу «Жизнетворчество»

Тема занятия: Учимся дружить


Цели: побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей; формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной и познавательной видов деятельности; способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни; способствовать развитию умения учащихся работать в микрогруппе.
I.Введение в тему.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю, подскажет предлагаемый сюжет. Внимание на экран!
(Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда».)
– Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе.)
– Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.п.)
Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.
(Притча рассказывается под спокойную и тихую мелодию.)
Притча.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну ночь проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
II. Беседа.
– Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
– Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи?
– Ребята, а знаете ли вы еще какие-нибудь пословицы о дружбе?
– Есть ли у вас друзья?
– Что вы делаете вместе со своими друзьями?
– Что вы делаете, чтобы сохранить свою дружбу?
– Можете ли вы сказать, почему человеку нужны друзья?
– Чувствовали вы себя когда-нибудь одинокими?
– Что вам больше всего хотелось, когда вам было одиноко?
– Я хочу вам рассказать историю про маленькую одинокую звезду.
III. Психологическая игра.
Легенда «Одинокая звезда».
В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крохотной звездочки. Она жила высоко в небе, и когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совсем одна. И от этого эй становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, живущему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу – настолько мне одиноко.» старый человек знал, каково это чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни... Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный волшебный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. «Смотри-ка, - сказал старик, - это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд. Это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать. Ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать тебе еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение». Он щелкнул пальцами – и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле.
– И здесь заканчивается эта история. Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки?
(Учитель достает яблоко и кладет его на виду.)
Да, в каждом яблоке есть место для счастливой крошечной звездочки. Давайте внимательно посмотрим, действительно ли есть маленькая звездочка на этом яблоке.
(Учитель разрезает яблоко горизонтально так, чтобы получились две равные половинки, разъединяет эти половинки и показывает детям звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Если у вас больше яблок, разрежьте их, и дайте каждому ребенку по половинке яблока.)
Практическая часть.
Теперь я хотела бы, чтобы 10 человек подошли сюда и образовали звездочку. Встаньте в круг, один ребенок позади другого. Сделайте круг таким тесным, чтобы посередине, вытянув руки, вы могли коснуться друг друга. Там, в середине, наша звездочка очень-очень теплая. Там ее сила, которая необходима, чтобы посылать свет как можно дольше к другим звездам, нам на землю.
Теперь вытяните другую руку назад и представьте себе, что из ваших рук льется свет звезды, чтобы обрадовать другие звезды и детей на земле. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, теплый свет, источаемый вашей звездой.
А теперь покажите мне, как ваша большая звезда медленно перемещается по небу – передвигайтесь по комнате очень мелкими шагами.
Анализ упражнения
– Почему мудрый старик помог звездочке?
– Изменилось ли настроение у маленькой звездочки? Почему? (У нее появились друзья на небе и на земле)
– А что значит быть настоящим другом? (Ученики высказывают свое мнение)
IV. Закрепление социальных понятий.
Задание «Важные слова».
Прочитайте список слов, которые входят в понятие «дружба» и выберите 3 наиболее важных для себя:
Общие интересы;
Споры;
Доверие;
Помощь;
Любовь;
Обожание;
Конфликты;
Понимание;
Защита;
Объясните свой выбор.
Задание «Хороший друг».
Посмотрите на рисунки. Кого из ребят можно считать хорошим другом? Объясните, почему вы так считаете?
Ответьте на вопросы.
1.«Общие интересы», «доверие» - эти слова относятся к пониманию дружба. Какие еще слова относятся к дружбе?__________________________________________________________________
2. Что ты скажешь ребятам, которые считают, что все хотят дружить только с сильными?
V. Коллективная работа (работа в группах) «10 законов дружбы».
Я предлагаю вам, ребята, опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, вывести несколько законов дружбы. Записать их на листе бумаги и вывести на доску.
(Дети советуются, записывают на листах законы дружбы и вывешивают их на доску. Например:
Хранить тайны друзей.
Доверять другу.
Помогать другу.
Защищать друга.
Уважать другаи др.)
– А знаете ли вы, что ученые психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
(Учитель вывешивает на доску плакат с 10 законами дружбы.)
Законы дружбы.
Доверять другу.
Делится новостями, успехами и неудачами.
Уметь хранить чужие секреты.
Радоваться вместе с другом его успехам.
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
Защищать друга.
Не критиковать друга в присутствии других людей.
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.
10.Всегда выполнять свои обещания.
– Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили? В чем отличия?
(Дети читают, находят общие законы и подчеркивают их. Новые законы еще раз прочитывают).
Поделитесь своими мыслями, мне очень интересно узнать ваше мнение.
Кого же можно назвать настоящим другом?
VI. Итог занятия.
Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
Какие законы дружбы вам показались самыми легкими? Тяжелыми?
VII. Рефлексивно-оценочная деятельность.
Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его магнитом на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг.
(Дети прикрепляют на «Лесенке достижений» свои кружки.)
VIII. Анализ рефлексивной деятельности.
Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
Над чем вам еще надо поработать?
Что вы хотите пожелать своим друзьям?
IX. Завершение.
Ребята я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам на всю жизнь. А завершить наше занятие я хотела бы стихами Ф.Алиева:
Хороший друг – как ветер.
При несчастье
Он унесет и горе и беду.
Как листья,
Что осыпаются в ненастье
В осеннем, холодном саду.
А в радость –
Он мощный вал, стоящий
Надежно на пути врагов твоих.
Люблю друзей, надежных, настоящих.
Ценю и воспеваю их!


15