)Рабочая программа УП.01. «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (домра) дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства ПО.01.«Народные инструменты» (4-летний срок обучения)


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»
Управление культуры администрации г.Железногорска
Рабочая программа
УП.01. «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» (домра)
дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства ПО.01.«Народные инструменты»
(4-летний срок обучения)
Железногорск
2014 г.
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
решением педагогического советадиректор МОУДОД «ЖДШИ»
№ 27 от 11.02.2015 г.__________ Т.И.Харченкова
Разработчики: Фарина В.И., Скрипник Н.Р- преподаватели МОУ ДОД «Железногорская детская школа искусств».
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории, заведующий педагогической практикой ФКПОУ «КМКИС» Гейко Е.А.
Данная рабочая программа по учебному предмету «Музыкальное исполнительство» (домра) является основным компонентом дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для МОУ ДОД «ЖДШИ» и разработана с учётом государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации и сроку обучения в качестве образовательной программы. Цель программы - наиболее полная реализация музыкального потенциала учащихся в современном образовательном пространстве.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка стр. 3;
II. Содержание учебного предмета стр. 5;
III. Требования к уровню подготовки учащихся стр. 12;
IV. Формы и методы контроля, система оценок стр. 13;
V. Методическое обеспечение учебного процесса стр. 19;
VI. Список литературы стр. 20;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. В настоящее время одно из ведущих мест в системе общеразвивающего воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.
В детских школах искусств созданы условия для обучения игре на домре. Классы домры призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры. Педагог класса должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на домре и приобщение их к истокам народной культуры и пропаганде русской народной музыки. Интерес к этому инструменту, возросший за последние несколько лет, даёт основания считать, что домра переживает период своего очередного возрождения. В нотных изданиях появляются интересные переложения для неё, оригинальные современные пьесы, ансамблевые и концертные репертуарные сборники. Домра звучит не только в записях оркестров народных инструментов, но и на эстраде, как полноправный участник разнообразных джазовых и смешанных ансамблей.
Общеразвивающая программа обучения игре на домре является адаптированной, созданной на основе существующих программ. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: народные песни и танцы, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Одним из эффективных способов музыкального развития детей является игра ансамблем, в том числе и с педагогом Она позволяет совместными усилиями создавать художественный образ, развивать гармонический слух и умение детей слушать друг друга, формировать навыки игры ритмичного и синхронного исполнения. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой
Данная программа направлена на решение следующих задач:
- ознакомление детей с инструментом, исполнительскими возможностями и
разнообразием приёмов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретённых на занятиях, в быту 9домашнее музицирование), в досуговой деятельности.
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве; формирование практических умений и навыков игры на домре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального исполнительства.
Программа обучения рассчитана на 4 года. В класс домры принимаются учащиеся в возрасте от 6,5 до 12 лет. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе домры является урок – индивидуальное занятие преподавателя с учеником. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки ученика может быть увеличен.
Помимо индивидуальных занятий с педагогом, предполагается обязательная самостоятельная работа учащегося дома с целью закрепления изученного на уроке музыкального и теоретического материала и для формирования необходимых исполнительских навыков.
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год
4-й год Полугодия
1 2 3 4 5 6 7 8 Количество
недель
16 19 16 19 16 19 16 19 Аудиторные
занятия
32 38 32 38 32 38 32 38 280
Самостоятельная
работа
48 57 48 57 48 57 48 57 420
Максимальная
учебная нагрузка
80 95 80 95 80 95 80 95 700
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учётом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения
I класс
1-е полугодие
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на трёхструнной домре.
Донотный период: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок в позициях — от второй до седьмой). Пиццикато большим пальцем. Знакомство с медиатором. Первоначальные основы музыкальной грамоты. Знакомство с гаммами G-dur, C-dur.
2-е полугодие
Освоение музыкальной грамоты. Игра по нотам (см. рекомендуемую литературу).
Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором.
Гаммы:
—на открытых струнах: E-dur, A-dur, D-dur;
—на закрытых струнах: G-dur, A-dur; C-dur, D-dur и тонические трезвучия в них.
Удар П, переменные удары ПУ, дубль-штрих ПУ, пунктирный ритм П, элементы tremolo. Систематическое чтение нот с листа. Упражнения для развития координации рук.
В течение первого года обучения ученик должен пройти:
4 этюда;
20 песен-попевок (песни-прибаутки) на открытых струнах; (песни-прибаутки) на одной струне — 1-е полугодие;
10-12 песен и пьес разного характера — 2-е полугодие.
Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху знакомых песенок.
Самостоятельная работа:
знание элементарных правил по уходу за инструментом и умение их применять при необходимости;
контроль над свободой исполнительского аппарата;
контроль над свободой игровых движений;
слуховой контроль над качеством звука;
умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы.
Второй год обучения
II класс
Мажорные однооктавные гаммы в первой и во второй позициях на трёх струнах: G-dur, A-dur, F-dur, B-dur,
Штрихи ПП, ПУ, VV, дубль-штрих, триоли, пиццикато большим пальцем, элементы tremolo.
Мажорные однооктавные гаммы на одной струне одним пальцем (смена позиций): C-dur, G-dur, D-dur, F-dur и тонические трезвучия в них.
Знакомство с нюансами.
В течение года ученик должен пройти:
4—6 этюдов в тональностях до двух знаков;
10-12 пьес различного характера;
Чтение нот с листа (4-6 произведений). Подбор по слуху.
Ансамбли.
Самостоятельная работа:
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.;
развитие аппликатурной грамотности. умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть);
работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности);
слуховой контроль и контроль по распределению мышечного напряжения;
обучающийся должен знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
должен знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата.
Третий год обучения
III класс
Мажорные однооктавные гаммы во второй и третьей позициях на трёх струнах от 1, 2, 3-го пальцев: G-dur, A-dur, B-dur, C-dur.
Штрихи в них: ПП, ПУ, VV, дубль-штрих, пиццикато большим пальцем.
Мажорные однооктавные гаммы на одной струне: G-dur, A-dur, C-dur, D-dur, E-dur, F-dur и тонические трезвучия в них.
Штрихи те же. Элементы tremolo, поп legato, позиционное legato. Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 1-5.
Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение года ученик должен пройти:
• 4—6 этюдов в тональностях до трёх знаков;
• 10-12 пьес различного характера;
Чтение нот с листа (4-6 произведений). Подбор по слуху.
Самостоятельная работа:
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного
музыкального произведения и находить способы и методы в работе над
ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать
наиболее удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными
произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на
освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы
над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический
опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств
выразительности.
Четвёртый год обучения
IV класс
Мажорные однооктавные гаммы в четвёртой и пятой позициях на трёх струнах от 1, 2, 3-го пальцев: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur.
Штрихи: все штрихи, пройденные во втором классе, и ритмические группировки (дуоль, триоль).
Мажорные двухоктавные гаммы: E-dur, F-dur, G-dur и тонические
трезвучия в них.
Штрихи staccato, legato
Минорные однооктавные гаммы (натуральный минор) на одной струне: g-moll, a-moll, e-moll (на струне Е).
Штрихи: те же. Красочные приёмы игры. Натуральные и искусственные флажолеты, пиццикато средним пальцем, шумовые эффекты (игра за подставкой, игра на грифе).
Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 6-10.
Знакомство с основными музыкальными терминами.
В течение года ученик должен пройти:
• 4—6 этюдов до четырёх знаков в ключе на различные виды техники;
• 10-12 пьес различных эпох и стилей. Знакомство с циклической формой (сюитой).
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Самостоятельная работа:
Развитие техники (беглости, четкости, ровности и т.д.) - работа над упражнениями, гаммами и этюдами;
чтение с листа музыкальных произведений;
выполнение анализа исполняемых произведений;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности.
Первый класс
Первое полугодие:
Р. Чендева Этюд А-dur;
Р. Чендева Этюд G-dur;
Л. Бекман «Елочка»;
В. Агафонников «Музыкальные игры»;
Русская народная песня «У меня в садочке». Обр. Н Римского-Корсакова;
Э. Левина «Тик-так»;
В. Попонов «Наигрыш»;
Й. Гайдн «Песня»;
Русская народная песня «Улица ты моя»
М. Мусоргский «Вечерняя песенка»
Русская народная песня «Под горкою калина», обр. С. Стемпневского; С. Пожлаков «Первые шаги»;
С. Майкапар «В садике»;
Р. Шуман «Солдатский марш»;
Украинская народная песня «Зайчик», обр. М. Красева;
Русская народная песня «Вдоль да по речке»;
А. Гурилев «Сарафанчик»;
Ф. Шуберт «В путь»;
Р. Ильина «Козлик»;
Русская народная песня «Я на камушке сижу», обр. Н. Римского - Корсакова;
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Гречанинова;
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»;
В. Шаинский. «Про кузнечика»;
Н. Метлов. «Паук и мухи»;
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»;
A.Филиппенко. «Цыплятки»;М. Красев. «Зайчики»;
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»;
Г. Гладков. Песенка львёнка и черепахи из м/ф «Львёнок и черепаха»;
B.А. Моцарт. «Азбука»;
Л. Бейгельман. «Этюд» из первой тетради (по выбору);
A.Даргомыжский. «Казачок»;Р. Ильина. «Козлик»;
Второе полугодие:
Ж.-Б.Люлли. «Жан и Пьерро»;
B.Калинников. «Журавель»;
А. Островский. «Спят усталые игрушки»;
К. В. Глюк. «Весёлый танец»;
П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»;
Ж. Пьерпон. «Бубенчики»;
В. А. Моцарт. «Майская песня»;
П. Чайковский. «Камаринская»;
Русская народная песня «Вы послушайте, ребята», обр. А. Александрова;
Н. Римский-Корсаков. «Песня Левко» из оперы «Майская ночь»;
Бах И. С. Гавот
Второй класс
В. Шаинский «Антошка», обработка Олейникова Н.
Н. Римский-Корсаков « Мазурка »
Л. Бетховен Экосез № 2
П. Чайковский «Камаринская »
В. А. Моцарт. «Майская песня»;
П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»;
Р. Шуман «Веселый крестьянин»
Л. Шитте Этюд С-dur;
А. Польшина Этюд А-dur;
Русская народная песня «Как под яблонькой». Обр. В. Андреева;
Д. Шостакович «Шарманка»;
И.С. Бах «Два менуэта»;
Д. Кабалевский «Вприпрыжку»;
Э. Куртис «Вернись в Сорренто»;
А. Варламов «На заре ты ее не буди»;
В. Егоров «Весенняя прогулка»;
Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени», обр. Ю. Соловьев;
Г. Перселл. Старинный английский матросский танец «Дудочки»;
Русская народная песня «Вдоль да по речке»;
Д. Кабалевский «Игра»;
М. Глинка «Андалузский танец;
К. Молчанов «Вступление» к к/ф «Доживем до понедельника»;
Д. Каччини. «Ave Maria»;
К. Шутенко. «Весёлый заяц»;
М. Глинка. «Ты, соловушка, умолкни»;
Г. Пёрселл. «Ария»;
A. Гречанинов. «Вальс»;
Д. Кабалевский. «Клоуны;
Третий класс:
Г. Тихомиров Этюд;
В. Евдокимов Этюд;
С. Прокофьев «Марш»;
Д. Калевский. «Клоуны»;
А. Зверев «Маленькое рондо»;
К. Вебер «Мазурка»;
А. Дугушин «На ослике»;
Видебург «Буре»;
Е. Дербенко. Сюита «Приключения Буратино» (II и III части);
Русская народная песня «Калинка», обр. Ю. Давидовича;
А. Лядов Вальс –шутка «Музыкальная табакерка»;
В. Купревич «Тульский самовар»;
В. Ефимов Три пьесы из «Веселой сюиты»: «Кто быстрее», «Весельчак», «Веселая кадриль»;
И. С. Бах Ригодон «Весна»;
И. Тамарин «Старинный гобелен»;
П. Шольц «Непрерывное движение»;
М. Балакирев «Полька»;
Д. Каччини. «Ave Maria»;
П. Чайковский. «Игра в лошадки»;
К. Шутенко. «Весёлый заяц»;
Л. Бетховен. Экоссезы №№ 1, 2;
М. Глинка. «Ты, соловушка, умолкни»;
А. Курченко. Скерцино «Мячик»;
Г. Пёрселл. «Ария»;
A.Гречанинов. «Вальс»;
Ю. Соловьёв «Сонатина»;
Н. Римский - Корсаков. «Мазурка»;
B.Шаинский. «Антошка», обр.Н. Олейникова;
Четвёртый класс:
А. Комаровский Этюд;
Ф. Госсек. «Тамбурин»;
Э. Григ. Норвежский танец;
Русская народная песня «Ты, раздолье мое», обр. С. Василенко;
Й. Гайдн. Венгерское рондо
В. Кхель «Скерцо»
Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обр.В. Городовской
И. С. Бах. «Скерцо» из сюиты h-moll
К. В. Глюк. Мелодия
А. Пустоселов «Детский экспромт»
Ф. Кюхлер «Концертино» в стиле А. Вивальди (I, II или III части)
Е. Меццакапо Канцонетта «К маркизе» (114)
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. В. Дителя
Г. Муффат. «Бурре»;
Е. Дербенко. Сюита «Приключения Буратино» (II и III части);
Русская народная песня «Сама садик я садила», обр. М. Красева;
В. Андреев. Вальс «Грёзы»;
А. Цыганков. «Волчок»;
П. Чекалов. Сюита «Васька – футболист»,
«Маскарадный марш», «Песня», «Васька-футболист»;
В. Ф. Бах. «Весной»;
С. Рахманинов. «Русская песня»;
А. Зверев. Рондо «В старинном стиле» или пьеса из «Детского альбома»;
П. Чайковского («Игра в лошадки», «Вальс», «Камаринская»);
В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» («Немецкий танец» или «Менуэт»);
П. Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик»;
И.Дьяконова. «Былина»;
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приёмами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя своё исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- знает сольный и ансамблевый репертуар для домры;
- знает и владеет профессиональной терминологией;
- владеет навыками музыкального анализа произведения;
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Важным элементом учебного процесса в школе искусств является систематический контроль успеваемости учащихся.
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль регулярно осуществляется преподавателем, ведущим предмет (на каждом втором и третьем уроках), в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки. С учётом результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и усвоения им образовательной программы на определённом этапе обучения. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
- контрольные уроки;
- зачёты (недифференцированный и дифференцированный);
- переводные зачёты (дифференцированные);
- академические и классные концерты;
- тематические школьные концерты, фестивали, конкурсы.
Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или её части в присутствии комиссии с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. На техническом зачёте исполняется этюд и гамма с различными (с учётом индивидуальности ученика) техническими формулами Переводной зачёт проводится в конце учебного года, как правило, во второй половине апреля - мае. Исполнение полной учебной программы демонстрирует уровень освоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачёт проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачёты: они представляют публичное исполнение учебной программы или её части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 3 - 4 произведения, возможно ансамблевых, различных по жанру и форме.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся при игре на инструменте, не требующих публичного исполнения и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии. Они включают в себя элементы беседы с учащимися и предполагают обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера с применением системы оценок.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускном классе в соответствии с действующим учебным планом. Допускается исполнение выпускной программы ансамблем.
Итоговая аттестация проводится с применением дифференцированных систем оценок. Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании школы. При неудовлетворительной оценке, полученной учащимся на итоговой аттестации, не может быть выставлена положительная итоговая оценка.
Если экзаменационная оценка ниже, чем годовая, вопрос об итоговой оценке данного учащегося выносится на рассмотрение педагогического совета. Итоговая оценка по предмету выводится на основании годовой и экзаменационной оценок, с учётом оценок промежуточной аттестации, полученных учащимися в течение последнего года обучения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
При выставлении оценки необходимо учитывать следующие показатели:
- передача характера;
- соответствие стиля;
- ощущение формы произведения (фразировка, интонирование - штрихи, артикуляция);
- качество владения и правильное использование приёмов игры;
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.
оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за незнание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Примерные программы академических концертов
1 класс
1 вариант
А. Филиппенко «По малину в сад пойдём»;
А.Карасева «Горшина»;
Ч.н.п. «Пастушок»;
У.н.п. «Журавель» ред. П. Чайковского.
2 вариант
Словацкая народная песня в обр.Э.Зухона и В. Локтева;
Л. Бекман «Ёлочка»;
Н. Бакланова «Детский марш»;
Ч.н.п. «Кукушечка» обр. А.Комаровского;
У.н.п. «Зайчик» обр. М.Красева.
3 вариант
Р.н.п. «Маки-маковочки»;
Н. Будашкин «Будильники»;
Ж.Люлли «Песенка»;
Н.Бакланова «Хоровод».
4 вариант
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Метлов Н. «Паук и мухи»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
5 вариант
А. Филиппенко «Цыплятки»;
Р. Ильина «Козлик»;
В. А. Моцарт «Allegretto»;
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне».
6 вариант
В. Шаинский « Песенка про кузнечика»;
Й. Гайдн «Песенка»;
В. Калинников «Журавель»;
Русская народная песня «Вы послушайте, ребята».

2 класс
1 вариант
Р.н.п. «Пойду ль я выйду ль я» обр. А.Гречанинова;
Д. Шостакович «Маленький марш»;
М. Глинка «Андалузский танец»;
И.Бах «Песня».
2 вариант
Н.Гуляев «Протяжная»;
С.н.п. «Спи, моя милая»;
К. Вебер «Хор охотников»;
В.Моцарт «Менуэт».
3 вариант
Ж. Металлиди «Кукушкин подарок»;
Л. Коган «Новогодняя полька»;
Л.Кравчук Концерт G-dur I часть;
Л. Присс «Потешный марш».
4 вариант
И. С. Бах « Гавот»;
В. Шаинский «Антошка», обработка Н. Олейникова;
Н. Римский-Корсаков «Мазурка»;
Л. Бетховен «Экосез № 2».
5 вариант
П. Чайковский «Камаринская»;
М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»;
В.А. Моцарт «Майская песня»;
Украинская народная песня «Ой, под вишнею».
6 вариант
Г. Перселл «Ария»;
А. Гречанинов «Вальс»;
Д. Кабалевский «Клоуны»;
Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени», обр. Ю.
Соловьёва.
3 класс
1 вариант
Б.н.п. «Янка»;
Л. Присс «Шарманка»;
П. Шольц «Непрерывное движение»;
А. Лядов «Колыбельная».
2 вариант
Й. Гайдн «Анданте»;
Р.н.п. «Я в садочке была» обр. Д. Салиман – Владимирова;
О.Ананьева «Маленькие вариации на русскую тему»;
Дж. Перголези – Ж. Векерлен Пастораль (g-moll).
3 вариант
Р.н.п «Соловьём залётным» обр. Г Камалдинова;
В. Польдяев «Маленький вальс»;
Кюхлер «Концертино в стиле А. Вивальди» II и III части;
Д. Шостакович «Ноктюрн».
4 вариант
Муффат Г « Буре»;
Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части);
Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М;
Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада»;
(«Немецкий танец» или «Менуэт»).
5 вариант
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»;
Дьяконова И. «Былина»;
Бах И.С. «Весной»;
Рахманинов С. «Русская песня».
6 вариант
Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш»,
Песня «Васька-футболист»);
Пёрселл Г. « Ария»
Глинка М. «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»;
Русская народная песня «Белолица, круглолица», обработка
Фурмина С.
Примерные выпускные программы
4 класс
1 вариант
Б.н.п. «Янка»;
Л. Присс «Шарманка»;
П. Шольц «Непрерывное движение»;
А. Лядов «Колыбельная».
2 вариант
Й. Гайдн «Анданте»;
Р.н.п. «Я в садочке была» обр. Д. Салиман – Владимирова;
О.Ананьева «Маленькие вариации на русскую тему»;
Дж. Перголези – Ж. Векерлен Пастораль (g-moll).
3 вариант
Р.н.п «Соловьём залётным» обр. Г Камалдинова;
В. Польдяев «Маленький вальс»;
Кюхлер «Концертино в стиле А. Вивальди» II и III части;
Д. Шостакович «Ноктюрн».
4 вариант
Бах И. С. «Рондо» из сюиты h-moll;
Андреев В. Вальс «Бабочка», обработка Нагорного В., перелож.
Дьяконовой, И.;
Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.
5 вариант
Госсек Ф. «Тамбурин» или Бетховен Л. «Полонез»;
Русская народная песня «Соловьем залетным», обработка
Камалдинова В;
Рахманинов С. «Итальянская полька».
6 вариант
Госсек Ф. «Тамбурин»;
Григ Э. «Норвежский танец»;
Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела».
7 вариант
Гайдн Й. «Венгерское рондо»;
Глюк К.В. «Мелодия»;
Андреев В. Вальс «Бабочка».

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- качество овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей домры, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александров А. Азбука домриста. М., 1963.
Альбом начинающего домриста. Вып. 1. М., 1969. Альбом начинающего домриста. Вып. 2 / Составитель С. Фурмин. М., 1970. Альбом начинающего домриста. Вып. 3/Составитель С. Фурмин.М,. 1971.
Альбом начинающего домриста. Вып. 4 / Составитель С. Фурмин. М., 1972.
Альбом начинающего домриста. Вып. 5/Составитель С. Фурмин. М., 1973.
Альбом начинающего домриста. Вып. 6/Составитель С. Фурмин. М., 1975.
Альбом начинающего домриста. Вып. 7/Составитель С. Фурмин. М., 1975.
Альбом начинающего домриста. Вып. 8 / Составитель С. Фурмин. М., 1976.
Альбом начинающего домриста. Вып. 9 / Составитель С. Фурмин. М., 1977.
Альбом начинающего домриста. Вып. 10/Составитель С. Фурмин. М., 1978.
Альбом начинающего домриста. Вып. 11/Составитель С. Фурмин. М., 1979.
Альбом начинающего домриста. Вып. 12/Составитель С. Фурмин. М., 1980.
Альбом начинающего домриста. Вып. 3/Составитель С. Фурмин. М., 1971.
Альбом начинающего домриста. Вып. 4 / Составитель С. Фурмин. М., 1972.
Альбом начинающего домриста. Вып. 5/Составитель С. Фурмин. М., 1973.
Альбом начинающего домриста. Вып. 6/Составитель С. Фурмин. М., 1975.
Альбом начинающего домриста. Вып. 7/Составитель С. Фурмин. М., 1975.
Альбом начинающего домриста. Вып. 8 / Составитель С. Фурмин. М., 1976.
Альбом начинающего домриста. Вып. 9 / Составитель С. Фурмин. М., 1977.
Альбом начинающего домриста. Вып. 10/Составитель С. Фурмин. М., 1978.
Альбом начинающего домриста. Вып. 11/Составитель С. Фурмин. М., 1979.
Альбом начинающего домриста. Вып. 12/Составитель С. Фурмин. М., 1980.
Ансамбли для русских народных инструментов / Составители А. Шалов, А. Ильин. Л., 1964.
Ансамбли для русских народных инструментов / Составитель И. Дьяконова. М., 1995.
Ансамбли для русских народных инструментов В. Городовской / Альбом ученика — домриста. Вып. 1 / Составители В. Герасимов и С. Литвиненко. Киев, 1971.
Альбом ученика — домриста. Вып. 2 / Составители В. Герасимов и С. Литвиненко. Киев, 1973.
Вольская Т., Гарева И. Технология исполнения красочных приёмов игр на домре. Екатеринбург, 1995.
Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1996.
Домристу — любителю. Вып. 2. М., 1978.
Домристу — любителю. Вып. 3 / Составитель И. Шелмаков. М., 1979.
Домристу — любителю. Вып. 4. М., 1980.
Домристу — любителю. Вып. 5. М., 1981.
Домристу — любителю. Вып. 6. М., 1982.
Домристу — любителю. Вып. 7. М., 1983.
Домристу — любителю. Вып. 8. М., 1984.
Домристу — любителю. Вып. 9. М., 1985.
Домристу — любителю. Вып. 10. М., 1986.
Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трёхструнной домры. М., 2002.
Зверев А. Сборник пьес для трёхструнной домры. СПб., 1998.
Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998.
Составитель Г.Тарасова. М.,1999.
Круглов В. Искусство игры на трёхструнной домре. М., 2001.
Курченко А. «Детский альбом».Пьесы для трёхструнной домры / Составитель И.Дьяконова. М., 1999.
Лёгкие дуэты / Составитель Ю. Ногарева. СПб., 1999.
Педагогический репертуар. Вып. 1 /Составитель Е. Климов. М., 1967.
Педагогический репертуар. Вып. 2 / Составитель Е. Климов. М., 1967.
Педагогический репертуар. Вып. 3 /Составитель И. Шелмаков. М., 1968.
Педагогический репертуар. Вып. 4 / Составитель Е. Климов. М, 1968.
Педагогический репертуар. Вып. 5/ Составитель А. Александров. М., 1969.
Педагогический репертуар. 1—2 класс ДМШ. Вып. 1 / Составитель Е. Климов. М., 1972.
Педагогический репертуар. 1-2 класс ДМШ. Вып. 2 / Составитель А. Александров. М., 1977.
Педагогический репертуар. 1-2 класс ДМШ. Вып. 3 / Составитель А. Александров. М., 1979.
Педагогический репертуар. 1-2 класс ДМШ. Вып. 4 / Составитель А. Александров. М., 1981.
Педагогический репертуар. 1-2 класс ДМШ. Вып. 5 / Составитель А. Александров. М., 1982.
Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып. 1 / Составители А. Александров и Е. Климов. М., 1973.
Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып. 2 / Составитель А. Александров. М., 1977.
Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып. 3 / Составитель А. Александров. М., 1979.
Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып. 4 / Составитель A.Александров. М., 1981.
Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып. 5 / Составитель B.Красноярцев. М., 1982.
Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. М., 1982.
Первые шаги. Вып. 1. М., 1964.
Первые шаги. Вып. 2. М., 1964.
Первые шаги. Вып. 3. М., 1965.
Первые шаги. Вып. 4. М., 1966.
Первые шаги. Вып. 5. М., 1966.
Первые шаги. Вып. 6. М., 1967.
Первые шаги. Вып. 7. М., 1968.
Первые шаги. Вып. 8. М., 1969.
Первые шаги. Вып. 9. М., 1969.
Первые шаги. Вып. 10. М., 1969.
Первые шаги. Вып. 11. М., 1970.
Первые шаги. Вып. 12. М., 1973.
Первые шаги. Вып. 13/ Составитель А. Александров. М., 1974.
Первые шаги. Вып. 14 / Составитель Е. Климов. М., 1975.
Первые шаги. Вып. 15/Составитель В. Викторов. М., 1976.
Репертуар домриста. Вып. 1. М., 1966.
Репертуар домриста. Вып. 2. М., 1966.
Репертуар домриста. Вып. 3. М., 1968.
Репертуар домриста. Вып. 4. М., 1968.
Репертуар домриста. Вып. 5. М., 1970.
Репертуар домриста. Вып. 6. М., 1969.
Репертуар домриста. Вып. 7. М., 1970.
Репертуар домриста. Вып. 8. М., 1972.
Репертуар домриста. Вып. 9 / Составитель С. Фурмин. М., 1973.
Репертуар домриста. Вып. 10 / Составитель Е. Евдокимов. М., 1973.
Репертуар домриста. Вып. 11. М., 1975.
Репертуар домриста. Вып. 12 /Составитель В. Гнутов. М., 1976.
Репертуар домриста. Вып. 14 / Составитель Е. Евдокимов. М., 1978.
Репертуар домриста. Вып. 15 / Составитель В. Лобов. М., 1979.
Репертуар домриста. Вып. 16. М., 1979.
Репертуар домриста. Вып. 17. М., 1980.
Репертуар домриста. Вып. 18. М., 1981.
Репертуар домриста. Вып. 19. М., 1981.
Репертуар домриста. Вып. 20 / Составитель И. Шелмаков. М., 1982.
Репертуар домриста. Вып. 21. М., 1982.
Репертуар домриста. Вып. 22. М., 1983.
Репертуар домриста. Вып. 23 / Составитель В. Круглов. М., 1984.
Репертуар домриста. Вып. 25 / Составитель В. Лобов. М., 1986.
Репертуар домриста. Вып. 30. М., 1991.
Репертуар начинающего домриста. Составитель В. Яковлев. М., 1979.
Репертуар начинающего домриста. Составитель В. Яковлев. М., 1980.
Репертуар начинающего домриста. Вып. 3 / Составитель В. Яковлев. М., 1981.
Сборник пьес / Составитель Г. Омоловская. Минск, 1981.
Сборник пьес для ансамбля домр и фортепьяно. СПб, 1990.
Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984.
Старинные вальсы / Составитель С. Фурмин. М., 1982.
Упражнения, этюды, пьесы /Составитель В. Тихомиров. М., 1964.
Хрестоматия. 1-2 класс ДМШ /Составитель А. Лачинов. М., 1968.
Хрестоматия домриста. 1-2 класс ДМШ / Составитель А. Александров. М., 1971.
Хрестоматия домриста. 1-3 класс ДМШ / Составитель Е. Евдокимов. М., 1985.
.Хрестоматия домриста. 1-3 класс ДМШ / Составитель В. Чунин. М., 1963.
Хрестоматия. 3—4 класс ДМШ / Составитель А. Лачинов. М., 1960.
Хрестоматия домриста. 3 класс ДМШ / Составитель А. Александров. М., 1972.
Чунин В. Гаммы и арпеджио. М., 1967.
Чунин В. Школа игры. М., 1986.
Шалов А. Пьесы в переложении для трёхструнной домры. СПб, 2000.
Шишаков Ю. 12 этюдов. М., 1961.
Этюды. М., 1965.
Этюды. Вып. 1 / Составитель Е. Климов. М., 1962.
Этюды. Вып. 2 / Составитель И. Болдырев. М., 1960.
Этюды. Вып. 3. М., 1961.
Этюды. Вып. 4 / Составитель Е. Климов. М., 1962.
Этюды. Вып. 5 / Составитель Ю. Блинов. М., 1964.
Юный домрист / Составитель Н. Бурдыкина. М., 1999.