Урок литературы Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты «Амурская правда»


Литературное творчество в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты «Амурская правда»
left11430Цели: познакомить учащихся с публикациями времен Великой Отечественной войны на страницах газеты;
выявить основные темы творчества амурских поэтов периода войны;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес к творчеству поэтов-земляков.
Эпиграф к уроку.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Н.Майоров.
(Звучит песня на слова Лебедева – Кумача «Священная война»)
Слово учителя.
Мы достаточно часто цитируем строки поэта военного времени Николая Майорова, но редко задумываемся, что значит «сохраниться в столбцах газет». Но когда прикасаешься к обветшалым, пожелтевшим страницам газет многолетней давности, начинаешь понимать, что можно сохраниться не только в «бронзовых изваяньях», книгах или «набросках на холсте», но и в «столбцах газет». Периодическая печать выполняла и выполняет две основные функции: информировать и пропагандировать.
Война дала мощный толчок взлёту человеческого духа, пробудила к творческой деятельности миллионы советских людей. Чувствуя свою сопричастность с народной судьбой, поэтическое слово стало голосом души миллионов. Эту общую закономерность, характерную для поэзии времён Великой Отечественной войны, подтверждают стихи, опубликованные в газете «Амурская правда» в 1941-1945 годах.
Ученик 1.
Пролистав газетные публикации 1941-1945 годов, мы поняли, что основное чувство, настроение – это боль, «благородная ярость» , когда вся огромная страна поднялась «на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой». С 1943 года эти чувства, настроения сменяются уверенностью в победе.
Ученик 2.
Подавляющее большинство художественных материалов – это стихотворения, для больших литературных жанров, по всей видимости, просто не было времени. Газета не печатала сведений о своих авторах, поэтому многие из них, действительно остались только в «столбцах газет», такие как Е.Смирницкая, Н.Бахтюков, Н.Сидорин и другие.
Ученик 3.
Судьба лишь некоторых из них известна. Константин Овечкин, который в годы войны присылал свои стихотворения в газету «Амурская правда», впоследствии стал известным журналистом, писателем, поэтом.
Свой воинский долг в годы войны Константин Севастьянович выполнял на Дальнем Востоке. С августа по сентябрь 1945 года в составе 12 стрелковой дивизии он принимал участие в кампании против японских войск. Изображая в качестве корреспондента события военные, автор не мог не показать и людей, совершавших военно- трудовой подвиг во имя скорейшего окончания Великой Отечественной войны, не остановить в восхищении свой взгляд на столь близкой ему дальневосточной природе, приметах и отметинах родного края.
Ведущий.
Одна из главных тем в творчестве амурских поэтов – тема Родины, любви к родному краю. В стихотворениях о Родине звучат нежные лирические интонации, создается образ родной земли, богатой и красивой.
Чтец.
Край восточный, лесные просторы,
Где кострами горит сарана,
Где красы несказанной озера,
Благодатных земель сторона.
Ученик 1.
Это строки из стихотворения Николая Сидорина «Край родной».Эта же тема звучит и в стихотворении Константина Овечкина «Думы о родине»:
Чтец 2.
Мне милы в тумане синем горы,
В золотых оттенках небосклон,
А в степные, дальние просторы
Я, как в песни русские, влюблен.
Ведущий 1.
Эта любовь к Родине сродни любви сына к матери, готового защитить ее от любого врага:
Тобой лишь сегодня живу я,
Встречая со всеми пургу.
Тебя от врагов дорогую
Я свято навек сберегу.
И это ль не счастье? – К победе
Пройти по военным путям,
Все радости, горести, беды
С тобой разделить пополам.
Мы ведем бои за счастье жизни,
За веселый смех в твоих домах,
Мы несем твою судьбу, отчизна,
На своих прославленных штыках.
Ведущий 2.
Звучит и тема ненависти к врагу и справедливого возмездия за его преступления. В стихотворении «Отомсти» Е.Смирницкой рисуется картина сожженного села, где когда-то цвел «дивный сад», а теперь «пусто и уныло, пни горелые торчат, словно над могилой…». Но автор не ограничивается лишь изображением разорения и пожарищ. Заканчивает стихотворение призывом:
Пятна крови на снегу
Призывают к мести
Бей же метко по врагу,
Бей его на месте.
10 января 1944г.
Ведущий 1.
Тема воинского подвига – еще одна тема амурской поэзии периода Великое Отечественной Войны. Стихотворение Е. Смирницкой «Светлана» рассказывает о простой девушке, «тихой, скромной и упрямой, с длинной косой». Услышав «голос Родины могучей», Светлана ушла в партизаны и научилась убивать «немца-зверя», за что и была приставлена к награде.
Ученик 1.
Естественно, что особенно много публикаций «Амурская правда» посвящена трудовому подвигу амурчан. Это и понятно: чем еще они могли помочь фронту?
Стихотворение «Наташа», автор Н. Бахтюков, было напечатано в газете «Амурская правда» в 1942 году, и позднее оно вошло в состав сборника «Мы от Амура до Невы живем работой и войною». В нем опубликованы стихи за 1941—1945 гг., увидевшие свет в областной газете.
Неверным было бы считать, что эти стихи посвящены только одной девушке. Образ Наташи — собирательный, обобщенный, воплотивший в себе судьбу многих девчат и женщин-трактористок, которые заменили отцов, братьев и мужей, ушедших на фронт. Среди них: О. И. Бойко — трактористка колхоза им. Кирова в с. Казанка, В. А. Щербина — трактористка из Украинской МТС, Анна Ульченко и Софья Пащенко — трактористки колхоза им. Стаханова, и сотни других женщин, чей патриотизм изо дня в день помогал преодолевать тяготы военного времени, приближая тем самым долгожданную Победу. «Наташа» Н. БахтюковЧтец 1.
Во всех краях, во всех концахСтепь покоряют сталью,Гуляет слава в ЕрковцахПро девушку Наталью.Не первый день, не первый годНа тракторе Наташа,И говорит теперь народ:«Вот фронтовичка наша!»Она «Челябинец» ведет,Как самолет, как поезд,Любого парня обойдет,Заткнет его за пояс.Горит румянец сквозь загар,Расчетливы движенья.В сезон — до тысячи гектар:В работе, как в сраженье!И ей — двадцатая весна,И не одна гармошка,Неразделимых чувств полна,Грустила у окошка.Война пришла на наш порогНа западе далеком,Что миллионами дорогСоединен с востоком.Нас властно призывает степьОтдать все силы фронту!Вот облаков прозрачных цепьУходит к горизонту.И выезжают трактораВ раздолье полевое.Пора, товарищи, пораЗа дело боевое!И трактористка впередиСпешит к своим загонам,А сердце так стучит в груди,Что отдается звоном.Гася свет утренней звезды, Сверкнул восход кинжалом, И лента первой борозды По степи побежала. И все, чем полнилась душа Наташи, песней стало... Земля притихла, не дыша, Под тяжестью металла. И вскоре степь во всех концах Покрылась всходов шалью… Гуляет слава в Ерковцах Про девушку Наталью.
«Орлёнок» Е.Смирницкой, рассказывают о трудовых подвигах в тылу. Девизом всех этих рассказов могли быть строки Н. Бахтюкова: «На севе будь фронтовиком» и слова К. Овечкина:
Пролети над любимым городом.
Здесь работают, любят ждут,
Дни и ночи без устали, гордо
Здесь победу люди куют.
Ученик 2.
Большое место среди художественных материалов занимают сатирические материалы. Высмеивается Гитлер и его армия. Особенно много таких публикаций в газетах 1942 года, часто они сопровождаются карикатурами.
Чтец 2.
Транспорт германский зимою суровой Справится честно с задачею новой,
К свалке вагоны помчатся, стуча,
Нечисть фашистскую прочь волоча.
Стихи амурчан, написанные в годы войны, напоминают потомкам о величии Победы, свершенной советским народом во имя свободы человечества.
(Звучит песня «Священная война»)
Домашнее задание.
1.Учащимся предлагается поискать в подшивках газеты «Ленинский путь»
стихотворения военных лет белогорских поэтов. Выучить понравившееся.
2.Иллюстрировать стихотворение.