Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области искусств ФортепианоМузыкальный инструмент. Фортепиано

муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Юртинская детская музыкальная школа»









Музыкальный инструмент. Фортепиано

Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области искусств
(Основная программа «Фортепиано»)
Срок реализации - 3 года

























Юрты
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Учреждения
на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения;
Репертуарный список;
Годовые требования по гаммам.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008; «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств» от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 апреля 2014 года № 41; дополнительной общеразвивающей программой в области муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» (далее по тексту – Учреждение) от 30.08.2016 г. Приказ №34/2-ОД; «Порядком приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся осваивающих дополнительную общеразвивающую программу в области искусств муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» от 03.09.2015 приказ № 40/1-ОД; «Положением о формах периодичности и порядке организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств в муниципальном казённом учреждении дополнительного образовании «Юртинская детская музыкальная школа»; «Порядком и формой проведения итоговой аттестации учащихся завершающих освоение дополнительных общеразвивающих программ в области искусств муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» от 04.06.2015 г. приказ № 29-ОД; Уставом Учреждения, с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся Учреждения; на основе примерной программы «Фортепиано» г.Москва 2012г., адаптированной программы «Фортепиано» разработанной преподавателем Антоновой М.Б. в 2012 году.
Данная программа помогает понять какое место и роль играет предмет «Музыкальный инструмент. Фортепиано» в детской музыкальной школе.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивость слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы.
Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда и решающим. От того насколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ – будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная и студенческая самодеятельность или домашнее музицирование.
Центром музыкального воспитания и образование детей остаются ДМШ. Дать общее музыкальное образование, воспитать подготовленного слушателя, активного участника самодеятельности, обучить игре на музыкальных инструментах, развить творческие задатки – эти задачи по-прежнему определяют направления работы детских музыкальных школ.
Интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся в ходе обучения их игре на фортепиано – развитие, требуемое как специальная, чётко определённая цель, в этом специфика обучения на отделении фортепиано.
Учитывая главные задачи музыкальной школы сегодня, а именно: общеразвивающее эстетическое воспитание детей и подготовка наиболее одарённых к будущей профессии – необходимо сочетание в программах традиционно академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики, т.е. применение дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровневых программ; организация учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащегося; развитие способностей посредством творческих заданий; качественный отбор учебного материала; использование произведений современных композиторов и популярной музыки, что позволит значительно расширить традиционный репертуарный перечень типовых программ.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Срок освоения программы для учащихся составляет 3 года. Возраст учащихся 12– 17 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» – 2 час в неделю (40 минут), в год – 66 часов, за весь срок обучения – 198 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Цель этой программы – наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике. С одной стороны, она должна способствовать подъёму музыкальной культуры и отвечать запросам самых широких общественных слоёв и различных социальных групп нашего общества, а с другой – обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания способных учащихся. Программа охватывает основную массу учащихся, обладающих «средними», но поддающимися развитию, и хорошими музыкально-слуховыми данными, достаточным уровнем мышления.
Новизна данной программы в том, что она, базируясь на лучших достижениях предыдущих программ, развивая и закрепляя их академическую направленность, предлагает более широкое и демократичное понимание учебно-воспитательных целей предмета и формулирует их следующим образом.
Цель обучения игре на фортепиано – заложить у детей основы культуры музицирования, создать условия для овладения необходимым уровнем функциональной грамотности и художественно – практической компетентности с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого ребенка.
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств» от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа составлена на основе:
Вариативная программа для детских музыкальных школ «Музыкальный инструмент. Фортепиано» составители – Е.И. Гудова, С.А. Чернышов. Москва 2006г.
Методическая разработка «Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы» В.Крюкова, Г.Левченко.
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ. Сост. А.Д.Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова. Москва Всесоюзный методический кабинет 1988г.
Обучение игре на фортепиано. Г.М. Цыпин. Москва «Просвещение» 1984г.
Программа содержит следующие разделы:
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках программы «Фортепиано» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано».
Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано» оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров. Имеется концертный зал с концертным роялем, библиотека и фонотека. Помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
5 класс
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:
2 полифонических произведения;
2 крупной формы;
не менее 4 этюдов;
не менее 5 разнохарактерных пьес (в том числе выученных самостоятельно)
Критерий контрольных требований:
культура звука, свобода движений;
слуховое восприятие;
волевое участие;
мышление;
техническое развитие;
эмоции;
увеличение объёмов.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах и переводном экзамене.
Чимароза Д. Соната ля минор.
Кирнбергер И. Полонез.
Глазунов А. Миниатюра.

Циполи Д. Прелюдия и фугетта.
Глазунов А. Лёгкая соната.
Амиров Ф. Лирический танец.

Бах И.С. Инвенция ля минор.
Выгодский Н. Вариации на тему Паганини.
Гладковский А.Прелюдия (Ария).
6 класс
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:
2 полифонических произведения;
2 крупной формы;
не менее 4 этюдов;
не менее 5 разнохарактерных пьес (в том числе выученных самостоятельно)
Критерий контрольных требований:
культура звука, свобода движений;
слуховое восприятие;
волевое участие;
мышление;
техническое развитие;
эмоции;
увеличение объёмов.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах и переводном экзамене.
Бах И.С. Сарабанда из французской сюиты до минор.
Чимароза Д. Соната ля мажор.
Ребиков В. Вальс №4.

Бах И.С. Инвенция ми минор.
Клементи М. Соната соч.26 №3.
Дмитриев Н. Экспромт №1 соч.27.

Гендель Г.Ф. Каприччио
Моцарт В.А. Лёгкая соната до мажор.
Лист Ф. Маленькая пьеса.

7 класс
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:
1 полифонических произведения;
1 крупной формы;
не менее 4 этюдов;
не менее 4 разнохарактерных пьес (в том числе выученных самостоятельно)
Критерий контрольных требований: программа по силам в свободном, эффектном исполнении
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на выпускном прослушивании.
Бах И.С. Трёхголосная инвенция ми минор.
Скарлатти Д. Соната ми минор
Кабалевский Д. Прелюдия соч.38, №20.
Дакен К. Кукушка (рондо).

Скарлатти Д. Фугетта.
Гайдн Й. Соната ре мажор (№37)
Чайковский П. Апрель. Подснежник. «Времена года»
Шуберт Ф. Музыкальный момент соч.94, №3.

Шостакович Д. Прелюдия и фуга соч.87, №1
Моцарт В.А. Фантазия ре минор.
Дебюсси К. Кукольный кэк-уок.
Щедрин Р. Юмореска.
2. РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Цели и задачи обучения игре на фортепиано реализуются через конкретный музыкальный материал. Индивидуальный подход к выбору программы ученика заложен в самой форме взаимодействия ученика и учителя – индивидуальном занятии. Но множество индивидуальных подходов в области формирования репертуара, а также огромное количество музыки не исключает единства принципов в выборе художественного материала. Важнейшие принципы в формировании репертуара ученика:
сохранение академического репертуарного комплекса;
доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам;
разнообразие репертуара по содержанию, форме, стилям и видам фортепианных фактур.
высокий художественный уровень качества музыкального материала.
Перечисленные принципы выстраивания репертуара в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений должны быть дополнены ясным видением конечной цели при работе над каждым произведением. Необходимо сочетать в программе произведения для публичного исполнения, с произведениями для общего развития, выявления перспектив развития, поддержания интереса к работе (т.е. пройденные в порядке ознакомления).
5 КЛАСС

ПОЛИФОНИЯ

1. «Бах И.С. Инвенции и симфонии» Минск «ИТЛ БК» 1993г.
Инвенция до мажор.
Инвенция ре минор.
Инвенция ми минор.
Инвенция фа мажор.
Инвенция ля минор.
2. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 4 класс» сост.: А. Бакулов, К.Срокин. Москва «Музыка» 1999г.
Бах И.С. Маленькая прелюдия ре минор (Вторая тетрадь).
3.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский. Москва. «Музыка» 1978 г.
Бах И.С. Ария из Французской сюиты до минор.
Бах И.С. Буре из Французской сюиты ми бемоль мажор.
Бах И.С. Менуэт из Французской сюиты до минор.
Гендель Г.Ф. Аллеманда.
Лядов А. Канон.
Мясковский Н. Фуга в старинном стиле. Соч.43 №2.
Пахельбель И. Чакона.
Перселл Г. Прелюдия.
Циполи Д. Фугетта ре минор №1.
Циполи Д. Фугетта ре минор №2.
Циполи Д. Фугетта ми минор.
4.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский. Москва «Музыка» 1984 г.
Гендель Г.Ф. Аллеманда из сюиты №11 ре минор.
Маттесон И. Сюита. Фантазия.
5. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс» сост.:Цыганова Г., Королькова И. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
Гедике А. Трёхголосная прелюдия.
6. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Бах И.С. Буррэ из «Французской увертюры».
Кирнбергер И. Полонез.
Маттесон И. Ария.
Маттесон И. Менуэт.
Павлюченко С. Фугетта.
Рамо Ж.-Ф. Два ригодона.
Фишер И. Рондо.
Циполи Д. Прелюдия и фугетта.

КРУПНАЯ ФОРМА

1. «Альбом сонатин для фортепиано» вып. 2. Москва «Музыка» 1980г.
Бетховен Л. Ван Сонатина до мажор.
Бортнянский Д. Соната до мажор.
Бортнянский Д. Соната си бемоль мажор.
Клементи М. Сонатина соч.36, №4 Рондо.
Мартини Дж. Соната (вторая часть) соль минор.
2. «От сонатины к сонате» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
Вебер К. Сонатина.
Клементи М. Сонатина соч.36, №2.
Клементи М. Сонатина соч.36, №3.
Кулау Ф. Сонатина соч.20, №1.
3. «Фортепиано 4 класс» Сост. Милич Б. Москва «Кифара» 2005г.
Щуровский Ю. Украинская соната.
4.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» выпуск 1.Сост.Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
Бах Ф. Э. Соната фа мажор (Первая часть).
Вебер К. Андантн с вариациями соч. 3 №4.
Клементи М. Сонатина соч.38, №2 (Вторая часть).
Моцарт В.А. Сонатина до мажор.
Сандони Дж. Соната ре минор.
Скарлатти Д. Соната ре мажор.
Чимароза Д. Соната си бемоль мажор.
Чимароза Д. Соната соль мажор.
5.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1980г.
Бетховен Л. Шесть лёгких вариаций на швейцарскую тему.
Гайдн Й. Соната-партита.
Гайдн Й. Сонатина соль мажор.
Глазунов А. Сонатина ля минор.
Клементи М. Сонатина соч. 37, №1.
Моцарт В.А. Сонатина ля мажор.
Пешетти Дж. Сонатина до мажор.
Чимароза Д. Соната ля минор.
6. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 4
класс»сост. Цыганова Г., Королькова И. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
Гуммель И. Рондо.
Щуровский Ю. Тема с вариациями.
7. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Бенда Г. Сонатина соль мажор.
Беренс. Г. Сонатина соч.81, №3.
Гайдн Й. Романс с вариациями.
Глазунов А. Лёгкая соната.
Диабелли А. Сонатина ля минор.
Дусек Я.Л. Сонатина соч.20 №5 (рондо).
Кулау Ф. Сонатина соч. 88 №1 (Рондо).
Маневич А. Вариации на армянскую тему.
Чимароза Д. Соната ми бемоль мажор.
Шпиндлер Ф. Сонатина соч. 157.

ПЬЕСЫ

1. «Дебют. Концертный репертуар юного пианиста» вып.1Минск «ИТЛ
БК» 1994г.
Шопен Ф. Кантабиле.
2. «Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 5 – 6 классы» Сост.
С.Барсукова Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
Глиэр Р. Вальс.
Глиэр Р. Листок из альбома соч.31, №11.
Глиэр Романс.
Гречанинов А. Осенняя песня.
Лядов А. Багатель соч.53, №1.
Пахульский Г. Листок из альбома.
Пахульский Г. Фантастическая сказка.
Ребиков В. Вальс №4.
Ребиков В. Осенние листья соч.29,№3
Ребиков В. Элегия соч.5, №3.
3. «Музицирование для детей и взрослых» Сост. Барахтин Ю. Новосибирск
«Окарина» 2007г.
1. Шуберт Ф. Ave Maria.
4. «Музицирование для детей и взрослых» вып.2 Сост. Барахтин Ю.
Новосибирск. «Окарина» 2008г.
Баневич С. Дорога. Фантазия из музыки к т/ф «Никколо Паганини».
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».
Джоплин С. Артист эстрады.
Чайковский П. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».
Шмитц М. Меланхолический романс.
Шмитц М. Романтическое интермеццо.
5. «Музицирование для детей и взрослых»вып.3 Барахтин Ю. Новосибирск
«Окарина» 2008г.
Боккерини Л. Менуэт.
Дашкевич В. Шерлок Холмс из к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
Джоплин С. Рэгтайм.
Качанте Р. Красавица.
Конфри З. Котёнок на клавишах.
Уоррен Г. Поезд на Чуттанугу.
Шмитц М. Рэг «Воспоминание».
6. «Фортепиано 4 класс» Сост. Милич Б. Москва «Кифара» 2005г.
Регер М. Не слишком ли задорно?
7. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Пьесы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984 г.
Амиров Ф. Баллада.
Барток Б. Три детские пьесы.
Бах Ф. Э. Сольфеджио.
Бетховен Л. Четыре багатели соч.119 №1
Бетховен Л. Четыре багатели соч.119 №11.
Бетховен Л. Четыре багатели соч.119 №2.
Бетховен Л. Четыре багатели соч.119 №9.
Глинка М. Мазурка.
Глинка М. Прощальный вальс.
Гречанинов А. Скорбь соч. 112 №11.
Калинников В. Грустная песенка.
Кюи Ц. Вальсик.
Мендельсон Ф. Две детские пьесы соч.72 №4.
Мендельсон Ф. Две детские пьесы соч.72 №5.
Моцарт В. Три немецких танца.
Прокофьев С. Утро соч. 65 №1.
8. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Амиров Ф. Лирический танец.
Блинов Ю. Бежит ручей.
Глазунов А. Миниатюра.
Попатенко Т. Полька.
Ходжаев П. Прелюдия.
Шуберт Ф. Вальс.

ЭТЮДЫ

1. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 4 класс»
сост.: А. Бакулов, К.Срокин. Москва «Музыка» 1999г.
Парцхаладзе М. В цирке.
2. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5
класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
Беренс Г. Этюд соч.88,№10.
Бертини А. Этюд соч.29, №8.
Геллер С. Этюд соч.45, №15.
Кабалевский Д. Этюд соч.27, №3.
Лешгорн А. Этюд соч.66. №28.
Черни К. Этюд (редакция Гермера №20).
Шмит Г. Этюд соч.3, №1.
Шмит Г. Этюд соч.3, №6.
3. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1980г.
Беренс Г. Этюд соч.61, №18.
Беренс Г. Этюд соч.88 №17.
Бертини А. Этюд соч.29, №13.
Бертини А. Этюд соч.29, №18.
Бургмюллер Ф. соч.109, №8.
Геллер С. Этюд соч.45, №14.
Мошковский М. Соч.91, №5.
Раввина А. Гармонический этюд соч.50, №5.
Черни К. Этюд соч.636. №23.
Черни К. Этюд соч.636. №3.
4. «Черни К. Школа беглости Соч.299» Москва «Музыка» 1979г.
Этюд №1.
Этюд №2.
Этюд №3.
Этюд №4.
Этюд №5.
5. «Фортепианная техника» Сост. Натансон В. Дельнова В. Малинников В.
Москва «Музыка» 1982г.
Майкапар С. Стаккато-прелюдия.
Черни К. Этюд ля бемоль мажор.
6. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Бертини Г. Этюд соч.29, №12.
Бертини Г. Этюд соч.29, №18.
Бертини Г. Этюд соч.32, №26.
Городинский Б. Этюд соль мажор.
Дювернуа Ж. Этюд до мажор.
Лемба А. Этюд фа мажор.
Парцхаладзе М. Этюд соль минор.
Шитте Л. Этюд соч.68, №7.
7. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс» Сост. Цыганова Г., Королькова И. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
1. Шитте Л. Этюд соч. 68, №8.

6 КЛАСС

ПОЛИФОНИЯ

1. «Бах И.С. Инвенции и симфонии» Минск «ИТЛ ИБ» 1993г.
Инвенция ре мажор.
Инвенция ми минор.
Инвенция соль мажор.
Инвенция си минор.
2.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано
Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984 г.
Лядов А. Сарабанда.
3.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.
Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва
«Музыка» 1978 г.
1. Бах И.С. Сарабанда из французской сюиты до минор.
2. Кабалевский Д. Летним утром на лужайке. Прелюдия и двухголосная
фуга соч.61.
3. Павлюченко С. Фугетта.
4.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.
Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва
«Музыка» 1983г.
Бах И.С. Гавот в форме рондо.
Бах И.С. Гавот из Французской сюиты соль мажор.
Бах И.С. Куранта из Французской сюиты соль мажор.
Бах И.С. Фуга соль мажор.
Гендель Г.Ф. Аллеманда из сюиты №8 фа минор.
Гендель Г.Ф. Каприччио.
Дюбюк А. Фугато.
Кабалевский Д. Вечерняя песня за рекой (Прелюдия и трёхголосная фуга).
Кригер И. Дубль из партиты ре минор.
Кригер И. Куранта из партиты ре минор.
Кригер И. Сарабанда из партиты ре минор.
Пирумов А. Эхо.
Франк С. Канон.
Циполи Д. Сарабанда.
Чюрленис М. Фугетта.
5.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
Бах И.С. Хоральная прелюдия ре минор.
Букстехуде Д. Хоральная прелюдия.
Кребс И.Л. Преамбула и хоральная обработка (№11).
Фишер И.К. Прелюдия и фуга.
Фрескобальди Дж. Фуга до мажор.
Фрескобальди Дж. Фуга ля минор.
Хачатурян А. Фуга.
Чюрлёнис М. Фуга-хорал.
Чюрлёнис. М. Канон ля бемоль мажор.
6. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Гендель Г.Ф. Аллеманда из Сюиты ре минор.
Гендель Г.Ф. Жига из Сюиты ре минор.

КРУПНАЯ ФОРМА

1. «Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 2. Москва «Музыка» 1980г.
Бетховен Л.ван Сонатина соч.49, №2.
2. «Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 3. Москва «Музыка» 1982 г.
1. Бах Ф.Э. Соната до мажор.
Бетховен Л.ван Лёгкая соната соль минор.
Бетховен Л.ван Сонатина фа минор.
Моцарт В.А. Лёгкая соната до мажор.
Чимароза Д. Соната ля мажор.
3. «От сонатины к сонате» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
Клементи М. Сонатина до мажор соч.36 №3
4. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано
Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский
Москва «Музыка» 1981 г.
Кулау Ф. Сонатина соч. 59, №1 (Первая часть)
5.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.
Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский
Москва «Музыка» 1980г.
1. Кулау Ф. Сонатина соч.20. №3 (первая и вторая части).
6.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано
Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский
Москва «Музыка» 1978 г.
Ваньхаль Я. Соната.
Гайдн Й. Песня с вариациями «La Roxelanе».
Гречанинов А. Сонатина соч.110, №2.
Кабалевский Д. Лёгкие вариации соч. 40, №2
Мясковский Н. Соната соч. 82 (первая часть).
Скарлатти Д. Соната ре минор.
Чимароза Д. Соната.
7.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1979г.
Бах Ф.Э. Соната си минор.
Бетховен Л. Соната №20 соч.49, №2.
Галлес Х. Соната фа минор.
Гурилёв А. Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
Клементи М. Соната соч.26 №3.
8. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Выгодский Н. Вариации на тему Паганини.
Гурилёв А. Русская песня с вариациями. («Пряди, моя пряха»).

ПЬЕСЫ

1. «Дебют Концертный репертуар юного пианиста» Вып.1 Минск «ИТЛ
БК» 1994г.
Бетховен Л. Элизе.
2. «Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 5 – 6 классы» Сост. С.А.
Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
1. Григ Э. Поэтическая картинка №1.
Глиэр Р. Прелюдия.
Глиэр Р. Эскиз.
Гречанинов А. Звёздная ночь.
Гречанинов А. Прелюдия.
Григ Э. Поэтическая картинка №3.
Григ Э. Поэтическая картинка №6.
Дмитриев Н. Экспромт си минор соч.27.
Дмитриев Н. Экспромт фа минор соч.27.
Кюи Ц. Модерато.
Лист Ф. Маленькая пьеса.
Лядов А. Прелюдия соч.40, №3.
Пахульский Г. Листок из альбома соч.16, №3.
3. «Музицирование для детей и взрослых» вып.3 Барахтин Ю.
Новосибирск «Окарина» 2008г.
1. Госсек Ф. Тамбурин.
4. «Фортепиано 6 класс» Сост. Милич Б. Минск 1977г.
Альбенс И. Прелюдия.
Гречанинов А. Жалоба.
Лысенко Н. Грустный напев.
Лядов А. Багатель.
Мусоргский М. Слеза.
Парцхаладзе М. Танец.
Пахульский Г. Листок из альбома.
Прокофьев С. Тарантелла.
Ревуцкий Л. Вальс.
Сильванский Н. Ноктюрн.
Скорик М.Народный танец.
Сметана Б. Анданте.
Спендиаров А. Колыбельная.
Степовой Я. Прелюдия.
Хачатурян А. Музыкальная картина.
Чайковский П. Песня жаворонка.
Шуберт Ф. Скерцо.
5. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Пьесы 6
класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981 г.
Гаврилин В. Генерал идёт.
Григ Э. Кобольд соч. 71, №3.
Дебюсси К. Маленький негритёнок.
Лядов А. Прелюдия соч.36 №3.
Регер М. Бурлетта соч. 44, №2.
Регер М. Листок из альбома соч. 44, №1.
Свиридов Г. Грустная песня.
Чайковский П. Март. Песнь жаворонка. «Времена года».
Чайковский П. Песенка без слов.
6. «Юный пианист Выпуск 3 6 – 7 класс» Сост.Ройзман Л., Натансон В.
Москва «Советский композитор» 1975г.
Кабалевский Д. Рондо-токката соч.60, №4.
Парцхаладзе М. В цирке.
Прокофьев С. Пьеса №1 из цикла «Мимолётности» соч. 22, №1.
Прокофьев С. Пьеса №10 из цикла «Мимолётности» соч. 22, №10.
Хачатурян А. Музыкальная картинка.
Шостакович Д. Вальс-шутка.
Щедрин Р. Вариация Царь-Девицы из балета «Конёк-горбунок».
Щедрин Р. Танец Царя-Гороха из балета «Конёк-горбунок».

ЭТЮДЫ

1. «Фортепианная техника» Сост. Натансон В. Дельнова В. Малинников В.
Москва «Музыка» 1982г.
1. Хачатурян А. Этюд.
Бертини А. Этюд си-бемоль мажор.
Дювернуа Ж. Этюд ре мажор.
Кабалевский Д. Этюд фа мажор.
Келер Л. Этюд до мажор.
Лешгорн А. Этюд фа-диез минор.
2. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5
класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983 г.
Беренс Г. Соч.61, №32.
Мошковский М. соч.91, №1.
3. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5
класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1980 г.
Крамер И. Этюд (редакция Г.Бюлова, №7).
4. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6
класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1982 г.
Фохт И. Этюд ми минор.
Фохт И. Этюд соль мажор.
Черни К. Этюд на двойные ноты.
Черни К. Этюд ля мажор.
Черни К. Этюд ми мажор.
Черни К. Этюд соч.718, №10.
Шитте Л. Этюд соч.68 №23.
5. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
Беренс Г. Этюд соч.61, №14.
Беренс Г. Этюд соч.88, №11.
Бертини А. Этюд соч.29, №22.
Геллер С. Этюд соч.46, №26.
Лешгорн А. Этюд соч. 66, №14.
Черни К. Этюд ми-бемоль мажор.
Черни К. Этюд соч.636, №11.
Шитте Л. Соч.99, №6.
6. «Черни К. Школа беглости Соч.299» Москва «Музыка» 1979г.
Этюд №7.
Этюд №9.
Этюд №11.
Этюд №12.
Этюд №19.
Этюд № 29.
Этюд №30.
7. «Этюды для фортепиано на разные виды техники 6 класс» Сост. Р.
Гиндин, М. Карафинка. Киев «Музыкальная Украина» 1978 г.
Беркович И. Этюд соль минор (37).
Бертини А. Этюд до мажор (44).
Зиринг В. Хроматический этюд.
Лемба А. Этюд ми-бемоль мажор (43).
Лешгорн А. Этюд до мажор (28).
Лешгорн А. Этюд ля минор (49).
Лешгорн А. Этюд ре минор.
Черни К. Этюд ми мажор (45).
Черни К. Этюд соль мажор (36).
Черни К. Этюд фа мажор (8).
8. «Юному музыканту-пианисту Хрестоматия 5 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Геллер С. Этюд до минор.
Раввина Ж. Этюд соч.60, №22.
Шитте Л. Этюд соч.68, №11.
9. «Юный пианист Выпуск 3 6 – 7 класс» Сост.Ройзман Л., Натансон В.
Москва «Советский композитор» 1975г.
Лемба А. Октавный этюд соль мажор.

7 КЛАСС

ПОЛИФОНИЯ

1. «Бах И.С. Инвенции и симфонии» Минск «ИТЛ БК» 1993г.
Инвенция си бемоль мажор.
Симфония ми бемоль мажор.
Симфония ми минор.
Симфония ре мажор.
Симфония соль минор.
Симфония си минор.
2. «Фортепиано 7 класс» Сост. Б.Милич. Минск «Кифара» 1997 г.
Бах И.С. Аллеманда из Английской сюиты соль минор.
Бах И.С. Фантазия до минор.
Глинка М. Фуга ля минор.
Лядов А. Канон до минор.
3.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.
Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский. Москва «Музыка» 1984 г.
Бах И.С. Фуга ми минор.
Бах И.С. Хоральная прелюдия соль мажор.
Римский-Корсаков. Трёхголосная фугетта на русскую тему.
4.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.
Полифонические пьесы 7 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский.
Москва «Музыка» 1981 г.
Бах И.С. Фантазия и фуга.
Бах И.С. Маленькая прелюдия и фуга для органа соль минор.
Гендель Г.Ф. Чакона.
Гендель Г.Ф. Фугетта.
5.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано
Полифонические пьесы 7 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский.
Москва «Музыка» 1980 г.
Скарлатти Д. Фугетта.
Лядов А. Канон соч.34,№2.
Лядов А. Канон соч.34,№3.
Мясковский Н. Фуга.
Шостакович Д. Прелюдия и фуга соч.87, №1

КРУПНАЯ ФОРМА

1. «Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 3. Москва «Музыка» 1982 г.
Бетховен Л. Ван Сонатина соль мажор.
Гендель Г.Ф. Соната до мажор.
Кабалевский Д. Сонатина соч. 13, №1.
Скарлатти Д. Соната фа минор.
Чимароза Д. Соната ля мажор.
2. «Гайдн Й. Избранные сонаты» Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г.
Соната №37 ре мажор.
3. «От сонатины к сонате» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
Гайдн Й. Соната соль мажор.
Гайдн Й. Соната ми минор.
Гайдн Й. Соната ми бемоль мажор.
4. «Фортепиано. 7 класс» Сост. Б.Милич. Минск «Кифара» 1997 г.
Бах Ф.Э. Рондо из сонаты си минор.
Глинка М. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя».
Моцарт В.А. Соната №12 фа мажор.
5.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978 г.
Моцарт В.А. Рондо ре мажор.
Скарлатти Д. Соната соль минор.
6.«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано
Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский
Москва «Музыка» 1979 г.
Гайдн Й. Соната фа мажор (первая часть).
Гайдн Й. Соната соль мажор (первая часть).
7. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Крупная
форма Вып.1 7 класс» Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян.
Москва «Музыка» 1981 г.
Моцарт В.А. Фантазия ре минор.
Геништа И. Соната фа минор.
8. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Крупная
форма Вып.27 класс» Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян.
Москва «Музыка» 1982 г.
Гайдн Й. Соната си минор.
Родригес Ф. Рондо.
Скарлатти Д. Соната ми минор.

ПЬЕСЫ

1. «Дебют Концертный репертуар юного пианиста.» Вып.1 Минск «ИТЛ
БК» 1994г.
Дебюсси К. Кукольный кэк-уок.
Рахманинов С. Мелодия.
2. «Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 5 – 6 классы» Сост. С.А.
Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
Бородин А. Ноктюрн из «Маленькой сюиты».
Чемберджи Н. Восточная мелодия из балета «Сон Дрёмович» в обработке для фо-но З.Левиной.
3. «Фортепиано 7 класс» Сост. Б.Милич. Минск «Кифара» 1997г.
Аренский А. Романс.
Бородин А. Грёзы из «Маленькой сюиты».
Глинка М. Тарантелла.
Гречанинов А. Экспромт соч.37.
Мясковский Н. Причуда №1.
Парадизи П. Токката из сонаты ля мажор.
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии».
Чайковский П. Май. Белые ночи из цикла «Времена года».
4. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Пьесы 6
класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
Чайковский П. Апрель. Подснежник. «Времена года»
5. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Пьесы 7
класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
Дакен К. Кукушка (рондо).
Кабалевский Д. Прелюдия соч.38, №20.
Мендельсон Ф. Песня без слов. Соч. 19 первая тетрадь, №2.
Мендельсон Ф. Песня без слов. Соч. 62 пятая тетрадь, №30.
Мясковский Н. Пьеса из цикла «Пожелтевшие страницы». Соч.31, №3.
Прокофьев С. Монтекки и Капулетти соч.75, №6.
Чайковский П. Романс. Соч.5.
Шуберт Ф. Музыкальный момент соч.94, №3.
6. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Пьесы 7
класс» Выпуск 3.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1985г.
Фильд Дж. Ноктюрн.
Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор. (Посмертное сочинение).
Ибер Ж. Ветреная девчонка.
Глинка М. Мелодический вальс.
Щедрин Р. Юмореска.
ЭТЮДЫ

1. «Фортепианная техника» Сост. Натансон В. Дельнова В. Малинников В.
Москва «Музыка» 1982г.
1. Лемба А. Этюд ре минор.
2. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1982г.
1. Крамер И. Этюд (редакция Г.Бюлова, №17).
Лешгорн А. Этюд соч.136, №21.
Раввина А. Гармонический этюд соч.50, №8.
3. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6
класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
Майер Ш. соч.149, №5.
Мак-Доуэлл соч. 39, №4.
4. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 7
класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
Григ Э. Этюд (Памяти Шопена) соч.73, №5.
Кабалевский Д. Прелюдия соч.38, №3.
Кобылянский А. Этюд до минор.
Мошковский М. Этюд соч.91, №7.
Черни К. Этюд до мажор соч.335.
5. «Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Пьесы 7
класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
Аренский А. соч.74, №1.
Аренский А. Этюд соч.74, №9.
Гуммель И. Этюд соч.125. №1.
Лев И. Этюд соч.281, №2.
Мошковский М. Этюд соч.18, №3.
Черни К. Этюд соч.740, №13.
6. «Черни К. Школа беглости Соч.299» Москва «Музыка» 1979г.
Этюд №7.
Этюд №10.
Этюд №12.
Этюд №13.
Этюд №17.
Этюд №18.
Этюд №20.
Этюд №21.
Этюд №22.
Этюд №25.
Этюд №29.
Этюд №30.
Этюд № 32.
Этюд № 38.
7. «Этюды для фортепиано на разные виды техники 6 класс» Сост. Р.
Гиндин, М. Карафинка. Киев «Музыкальная Украина» 1978г.
Волленгаупт Г. Характерная пьеса в форме этюда.
Мошковский М. Этюд соль мажор (52).
Годовые требования по гаммам

5 класс
Мажорные гаммы все в прямом движении двумя руками в четыре октавы; в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.
Минорные гаммы до четырёх знаков включительно – в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Уменьшенный септаккорд – построить и разрешить.
Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками, по 4 звука каждой рукой отдельно.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио ломаные двумя руками.
Арпеджио длинные с обращения двумя руками.
Кадансы T – S – D – T.
Доминантсептаккорд – построить и разрешить; арпеджио длинные каждой рукой отдельно в три октавы.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками; от нот «Ре» и «Соль-диез» - в противоположном движении.
6 класс
Мажорные гаммы все в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы.
Минорные гаммы все в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Уменьшенный септаккорд – аккорды с обращениями каждой рукой отдельно; арпеджио короткие двумя руками; арпеджио длинные двумя руками в три октавы.
Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по четыре звука двумя руками.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио ломаные двумя руками.
Арпеджио длинные с обращения двумя руками.
Кадансы T – S – D – T.
Доминантсептаккорд – аккорды с обращениями каждой рукой отдельно; арпеджио длинные двумя руками в три октавы.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками; от нот «Ре» и «Соль-диез» - в противоположном движении.
7 класс
Мажорные гаммы все в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы.
Минорные гаммы все в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Уменьшенный септаккорд – аккорды с обращениями каждой рукой отдельно; арпеджио короткие двумя руками; арпеджио длинные двумя руками в три октавы.
Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по четыре звука двумя руками.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио ломаные двумя руками.
Арпеджио длинные с обращения двумя руками.
Кадансы T – S – D – T.
Доминантсептаккорд – аккорды с обращениями каждой рукой отдельно; арпеджио длинные двумя руками в три октавы.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками; от нот «Ре» и «Соль-диез» - в противоположном движении.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Музыкальный инструмент. Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных и учащегося на определённом этапе обучения.
Успеваемость учащихся по предмету учитывается как на основании поурочных оценок, так и на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроков, конкурсах.
Форма контроля успеваемости:
переводной экзамен
открытые академические концерты в соответствии с графиком;
контрольные уроки;
технические зачёты (с оценкой и анализом развития)
фестивали;
тематические музыкальные вечера;
творческие вечера;
школьные конкурсы и концерты;
выступления перед родителями, в общеобразовательных школах, детских садах.
На выпускное прослушивание выносятся четыре произведения различных жанров и форм: полифония, крупная форма и 2 разнохарактерных пьесы (или 1 пьеса и 1 этюд). Академические концерты целесообразнее проводить по мере подготовки учащегося (в соответствии с его способностями) по утверждённому графику. При такой организации академических концертов преподаватель получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара, произведения не «заигрываются», а ученик имеет возможность подготовить больше произведений. Количество выставляемых на академический концерт произведений за год должно быть не менее восьми. В конце года на переводной экзамен выставляется программа из 2-3х произведений разных по характеру.
Все академические концерты и переводные экзамены оцениваются на пятибалльной шкале. При выведении четвертой оценки учитывается средний бал текущих оценок и оценок за академические концерты. При выведении годовой оценки учитывается средний бал четвертных оценок и оценка переводного экзамена.
Итоговая аттестация (выпускное прослушивание) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в свидетельстве об окончании школы и выводится как среднеарифметическая путем суммирования годовой отметки и отметки по итоговому экзамену.
В том случае, когда экзаменационная оценка выше, чем годовая (или наоборот), вопрос об итоговой оценке выносится на рассмотрение фортепианного отдела с учетом мнения председателя аттестационной комиссии. Окончательное решение принимается на педагогическом совете Учреждения.
Учащемуся, заболевшему в период итоговой аттестации (при наличии соответствующего медицинского документа) предоставляется возможность сдать итоговый экзамен в дополнительные сроки, установленные образовательным учреждением и в присутствии аттестационной комиссии.
Состав комиссии утверждается директором Учреждения. Председателем аттестационной комиссии является директор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Так как по действующим учебным планам предусматривается отдельный предмет музицирование, в который входят: чтение с листа, ансамбль, аккомпанемент, игра по слуху, а в старших классах предмет по выбору: который для пианистов представляет ансамбль, аккомпанемент, то в программу по специальности не включены требования по этим предметам.
Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» («отлично»):
артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
понимание музыкальных форм произведений;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
.Оценка «2» («неудовлетворительно»):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.
Данная система оценки качества исполнения является основной, но с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Задача преподавателя в процессе обучения привить ребенка необходимые навыки, знания, умения, учитывая при этом определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявились бы наилучшим образом. Неустанной заботой должны быть окружены ученики со средними способностями к музыке, не всегда склонные впоследствии заниматься ею профессионально. Таких, как правило, в классе бывает большинство. Во-первых, в фортепианном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков; оно является помимо этого одной из форм музыкального воспитания ребёнка. Оно приобщает ребёнка к музыке. Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни».Во-вторых, и в отношении детей со средними способностями уровень достигнутого умения играть на фортепиано зависит прежде всего от надлежащих методических подходов со стороны преподавателя.
Содержание работы заключительного этапа обучения:
развитие мелодического, гармонического, полифонического, ладогармонического и метро-ритмического мышления;
формирование и развитие естественной рациональной техники в неразрывной связи с художественным замыслом;
анализ выразительных возможностей музыки и её инструментального воплощения;
постоянное стимулирование интереса к новому, дающему толчок воображению;
освоение навыков самостоятельности в работе;
изучение объёмного репертуара, включающего произведения разных форм и стилей;
публичные выступления.
В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий. При индивидуальном подходе сложность изучаемых музыкальных произведений может отличаться от общих программных требований, которые, естественно, не могут отразить всего многообразия учебного процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться на достаточно высоком уровне.
Воспитание слуховых качеств учащихся – одна из основных задач. Идти от слуха к движению, а не наоборот. К основным методам воспитания звуковысотного слуха на среднем и позднем этапе относятся:
Пропевание одного из голосов двух-, трёх-, или четырёхголосной фактуры с одновременным исполнением остальных на фортепиано.
Чередование в ходе разучивания мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте по методике Г.Г. Нейгауза.
Пропевание целиком, от начала до конца, основных, наиболее существенных тем.
Совершенствование мелодического слуха обусловливается в конечном счёте общей активизацией музыкально-слуховой деятельности учащегося. К важнейшим методам, помогающим укрепить мелодический слух на 2 этапе можно отнести следующие:
Воспроизведение мелодии на фоне облегчённого по фактуре, реконструированного в виде гармонической схемы аккомпанемента
Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента с одновременным пропеванием мелодии голосом.
Выпуклое, рельефное, укрупнённое по звуку проигрывание мелодического рисунка; попутно – «подтекстовка» его облегчённым по динамике (на пианиссимо) аккомпанементом.
Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической фразы.
И, наконец, на более позднем этапе идёт работа над более полным развитием полифонического слуха, хотя начинать следует в 2,3 классах. Наиболее эффективные методы:
Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения; осмысление их самостоятельности.
Проигрывание отдельных пар голосов.
Совместное проигрывание на одном или двух инструментах (учитель – ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосам.
Одновременно с этим идёт работа над развитием гармонического слуха. В ходе занятий может быть применён комплекс приёмов и методов, умелое использование которых улучшит исполнение и параллельно активизирует собственно гармоническое мышление играющего. Вот некоторые из них:
Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования-смены звуковых структур. Полезен попутный гармонический анализ.
Извлечение из произведения гармонических экстрактов и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре.
Арпеджированное исполнение на инструменте новых для учащегося либо относительно сложных для него аккордовых образований.
По-прежнему идёт работа над воспитанием чувства ритма, на данном этапе целесообразно помимо уже приведённых выше, использовать метод дирижирования.
Работа над музыкальным произведением занимает особенно значительное место в решении задач воспитания учащихся. В старших классах они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нём выразительные средства, темы и их развитие, определить главную и частичные кульминации. Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие методы работы с учениками:
Устный отчёт о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. Д.
Самостоятельный анализ исполнения.
Самостоятельный разбор – устный и на инструменте – в классе под наблюдением педагога.
Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения наглядно показывает, чему он научился за данный период в классе.
И, наконец, важный аспект работы над произведением это заучивание наизусть. Помимо уже перечисленных выше методик можно использовать запоминание музыки с помощью выделенных в тексте смысловых опорных пунктов. А также, углублённому пониманию и запоминанию отдельных фрагментов способствует мысленное соотнесение этих фрагментов с уже известным учащемуся из его прошлого опыта музыкальным материалом.
Итогом подготовки произведения является публичное исполнение. При подготовке учащегося к нему необходимо воспитывать умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Важно, чтобы с течением времени учащийся всё больше проникался убеждением в необходимости передать другим то, чему он научился в музыкальной школе, чтобы чувство ответственности перед слушателями, желание донести до них замысел композитора, увлечь аудиторию стали сильнее страха, ненужных мыслей о себе.
Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов, помогающих осуществлять художественный замысел произведения. Работа над красочной стороной фортепианной техники имеет один непременный «аспект» - формирование совершенно ровной игры. Проблема ровности игры имеет наряду со звуковой, ещё одну – ритмическую. Любой технической работе учащегося над каким-либо трудным эпизодом должно предшествовать предварительное ритмическое выравнивание музыкальной ткани. Г.Г. Нейгауз предлагает нечто вроде методического приёма в борьбе с вышеназванными дефектами: «Я заставляю тогда ученика очень медленно, так сказать, шаг за шагом, проигрывать эту фигурацию, тщательно следя за тем, чтобы необходимые передвижения руки, кисти и предплечья совершались совсем плавно, постепенно, без единой задержки, без малейшего толчка; и главное здесь – «предусмотрительно», т.е. с точным учётом («заранее обдуманным намерением»), готовить положение каждого пальца на нужной ему следующей клавише».
Технически развиваясь от класса к классу, усложняется и исполнение гамм. В старших классах гаммы полезно играть, используя разнообразную динамику и различные ритмические группировки. Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития ученика. Важно правильное понимание мелодической структуры пассажей, их мотивного строения, что даёт возможность выразительно играть каждый мотив пассажа, представлять его как мелодию.
Одной из основных задач заключительного этапа обучения является развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков необходимых для самостоятельной работы над произведением. Ставя на разных этапах работы различные задачи, можно формировать новые способы самостоятельных действий у учащихся. Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения в целом и в деталях, педагогу следует вместе с тем заботиться и о представлении инициативы самому ученику. Важно всемерно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходиться сталкиваться, и настойчиво, по возможности самостоятельно, находить ответы на них Умение анализировать произведение способствует развитию самостоятельности. В старших классах в систему заданий можно включить и гармонический анализ произведения, углубляем знания о композиторе, стиле, эпохе, проводим аналогии с произведениями живописи, литературы, с историей, опираемся на жизненный опыт ученика. В процессе изучения музыкальных произведений педагог должен использовать любой повод для сообщения ученику разнообразных теоретических и исторических сведений (о строении пьесы, её ладовой и гармонической основе, стиле, форме музыкального произведения, об авторе и др.). Неотъемлемой частью урока является воспитание художественного вкуса с помощью прослушивания музыкальных произведений различных жанров и стилей как в звукозаписи, так и в исполнении педагога, их анализа. Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, изучается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними. Важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и лёгкой – с другой.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 2. Москва «Музыка» 1980г.
«Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 3. Москва «Музыка» 1982г.
«Альбом ученика-пианиста Хрестоматия 1 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«Альбом ученика-пианиста Хрестоматия 2 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«Альбом ученика-пианиста 3 класс Хрестоматия»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
Бах И.С. Инвенции и симфонии. Минск «ИТЛ БК» 1993г.
Бах И.С. Английские сюиты. – М.: «Музыка», 1982
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. – М.: «Музыка», 1985
Бах И.С. Маленькие прелюдии. – М., «Музыка», 1994
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: «Музыка», 1972
Бах И.С. Трёхголосные инвенции (симфонии). – М.: «Музыка», 1980
Бах И.С. Французские сюиты. – М.: «Музыка», 1980
Бах И.С. ХТК, Т.1-П. – М.: «Музыка», 1987
Бетховен Л.. Легкие сонатины. – Таллин, 1976
«125 новых пьес для фортепиано Лучшее - из хорошего Хрестоматия 1 класс ДМШ» Сост.: Поливода Б., Сластенко В. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«В музыку с радостью» О. Геталов, И. Визная, Санкт-Петербург «Композитор» 2002г.
Вариативная программа для детских музыкальных школ «Музыкальный инструмент. Фортепиано» составители – Е.И. Гудова, С.А. Чернышов. Москва 2006г.
Гайдн Й. Избранные произведения. – М.: «Музыка», 1980
Гайдн Й. Избранные пьесы. – М.: «Музыка», 1981
Гайдн Й. Сонаты. – М.: «Музгиз», 1980
«Дебют Концертный репертуар юного пианиста» Вып.1 Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Избранные этюды для фортепиано» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Игра наизусть» Л.Маккиннон. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Крохе-музыканту» часть 1, 2. И. Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.
«Как научить играть на рояле. Первые шаги.»С.В. Грохотов. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» Н.Калина. Москва «Классика – 21» 2006г.
Методическая разработка «Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы» В.Крюкова, Г.Левченко.
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ. Сост. А.Д.Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова. Москва. Всесоюзный методический кабинет. 1988.
Мошковский М. Этюды. Соч.72 – М.: «Музыка», 1965
«Музыкальная мозаика для фортепиано 2-3 классы ДМШ» И.И.Бондарев. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998 г.
«Музыкальная педагогика» В.В. Крюкова. Ростов – на Дону «Феникс» 2002.
«Музицирование для детей и взрослых» Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2007г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 2. Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2007г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 3. Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2008г.
«От сонатины к сонате» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Обучение игре на фортепиано» Г.М. Цыпин. Москва «Просвещение» 1984г.
«Первые шаги маленького пианиста» сост.: Г.Баранова, А. Четвертухина. Москва «Музыка» 1997г.
«Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская. Москва «Советский композитор» 1992.
«Пьесы 1-3 классы ДМШ» Москва «Кифара» 1998г.
«Работа над фортепианной техникой» Е.Либерман. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Ритм» Э.Жак-Далькроз. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 5 – 6 классы» Сост. С.А. Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
«Фортепианная игра» Сост.: Малинников В., Николаев И., Натансон В. Москва «Музыка» 1980г.
«Фортепиано 3 класс» Милич Б. Минск «Кифара» 2002г.
«Фортепиано 4 класс» Сост. Милич Б. Минск. «Кифара» 2005г.
«Фортепиано 6 класс» Сост. Б. Милич. Минск 1977 г.
«Фортепиано 7 класс» Сост. Б.Милич. Москва «Кифара» 1997г.
«Фортепианная техника» Сост. Натансон В. Дельнова В. Малинников В. Москва «Музыка» 1982г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 1 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1985г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 2 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 3 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ» Сост. Верижникова Т.А., Подрудкова Е.А., Четвертухина Л.И. Москва «Музыка» 2002г.
«Хрестоматия педагогического репертуара Фортепиано 4 класс»
Сост.: Сорокин К., Бапулов А. Москва. Музыка 1999г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 4 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 1.Сост.Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс Пьесы» Выпуск 1. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 6 класс Пьесы» Выпуск 1. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1979г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1982г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 7 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 7 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Крупная форма Вып.1 7 класс» Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Крупная форма Вып.2.7 класс» Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1982г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 7 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 7 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
Чайковский П.. «Времена года». – М., «Музыка», 1980
Черни К. Этюды. Соч. 740 – М.: «Музыка», 1992
«Черни К. Школа беглости Соч.299» Москва «Музыка» 1979г.
«Школа игры на фортепиано 110 новых пьес» Сост.: Б.А.Поливода, В.Е. Сластенко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
Шопен Ф. Вальсы. - М..: «Музыка», 1988
Шопен Ф. Мазурки. – М.: «Музыка», 1988
Шопен Ф. Ноктюрны. – М.: «Музыка», 1988
Шопен Ф. Прелюдии – М.: «Музыка», 1982
«Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 класс ДМШ» Сост.:Гиндин Р., Карафинка М. Киев «Музыкальная Украина» 1973г.
«Этюды для фортепиано на разные виды техники 6 класс» Сост. Р. Гиндин, М. Карафинка. Киев «Музыкальная Украина» 1978г.
«Юному музыканту пианисту» 1 класс.
Сост.: Цыганова Г., Королькова И., Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 3 класс.» Сост.:Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс» Сост.: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для ДМШ 5 класс»
Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
«Юный пианист Выпуск 3 6 – 7 класс» Сост.Ройзман Л.И., Натансон В.А. Москва «Советский композитор» 1975г.









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заверение программы 00115