Учебная программа по предмету «Классический танец» (2-4 классы) по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области хореографического искусства «ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа им. М. М. Плисецкой
Учебная программа
по предмету «Классический танец»
(2-4 классы)
по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области хореографического искусства
«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин
Ефремова Софья Дмитриевна
г. о. Тольятти
2015
Пояснительная записка
1. Общие положения
Программа разработана на основе типовой программы по предмету «Классический танец» для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. Это документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины.
Учебная программа рассчитана на детей в возрасте 8-11 лет.
Дисциплина «Классический танец» является фундаментом в системе хореографической подготовки детей. Программа «Классический танец» способствует реализации физических резервов организма ребёнка, устранению физических недостатков, выявлению и развитию творческих возможностей детей и личного потенциала, рациональному влиянию на специальную подготовку тела к профессиональному образованию. Классический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость.
В процессе работы должен строго соблюдаться принцип «от простого к сложному». Базовые умения и навыки, сформированные у учащихся на первом году обучения, в дальнейшем совершенствуются. Увеличение нагрузки в течение всего периода обучения производится планомерно и постепенно: именно постепенность гарантирует правильное развитие мышечного аппарата, предохраняет от травм связки и суставы. Усложнение лексики, введение новых технических приемов должны быть также подготовлены всем предыдущим ходом обучения.
Овладение основами техники классического танца достигается путем детальной отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном, систематическом труде, что требует огромного творческого напряжения и силы воли как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателя.
Основной формой работы является урок. Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.
Программой предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации учащихся: контрольные уроки, выступления в отчетных концертах отделения, итоговый экзамен.
2. Срок реализации данной программы: 3 года (2, 3, 4 класс хореографической школы)
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец»:
Класс 2 класс 3 класс 4 класс
Максимальная нагрузка (в часах) 136 204 204
Количество часов на аудиторную нагрузку 136 204 204
Недельная аудиторная нагрузка 4 6 6
Общее количество часов на 3 года обучения 544
4. Цели и задачи учебного предмета:
Цели:
1. Развитие личности обучающихся;
2. Социальная адаптация;
3. Формирование духовно-нравственных ценностей;
4. Воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;
5. Выявление индивидуальных способностей и развитие профессиональных данных;
6. Воспитание исполнительской культуры.
Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Сформировать общую культуру поведения учеников;
2. Сформировать навыки коллективного общения;
3. Воспитать художественно-эстетический вкус;
4. Активизировать мышление обучающихся;
5. Выявить и развить творческий потенциал каждого ребёнка;
6. Заинтересовать обучающихся;
7. Развить физические данные учеников и исправить физические недостатки.


5. Методы обучения
В системе образования важную роль играют методы обучения. Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целей и задач в процессе обучения.
Как писал Луначарский «От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребёнке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нём почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольётся с психикой ребёнка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю».
Первый метод, который необходимо использовать педагогу-хореографу – это метод организации и осуществления учебного процесса.
Для осуществления данного вида деятельности существует также множество методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них:
1. Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Выполняя движения вместе с детьми, хореограф увлекает их и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.
2. Словесный метод. Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Педагогу важно уметь говорить образно.
3. Прослушивание музыки. Для того, чтобы ребёнок научился танцевать, его необходимо научить слышать и понимать музыку, её содержимое, о чём она говорит, какое настроение передает.
4. Игровой метод. Для того чтобы учащиеся развивались полноценно и лучше усваивали учебный материал, необходимо использовать различные формы работы с детьми. Педагогу-хореографу необходимо знать психологические особенности детей для работы с ними. Во 2-м классе у учеников ещё очень плохо развито внимание, они часто отвлекаются и не могут долго сосредотачиваться на каком-либо задании. Про таких учеников мы так и говорим «невнимательные». Играя, дети легче воспринимают материал. Поэтому важным элементом урока становится игра.
Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в таком возрасте ещё не могут воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если педагог видит, что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы.
5. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.
6. Наглядно-иллюстративный метод. Просмотр специальных фильмов об истории балета, о работе различных творческих коллективов, педагогов, также различных балетные спектакли и отдельных вариаций. Так у детей возникает представление о балете. У них появляется вдохновение для дальнейшей работы. Ведь когда ребёнок смотрит уже на взрослую балерину, ему хочется точно также встать на пуанты, надеть пачку и кружить в танце. И он понимает, что для этого нужно очень много работать, быть терпеливым и усердно трудиться. А просмотр фильмов об истории балета способствует умственному и духовному развитию учеников.
Второй – это метод контроля за процессом обучения. К нему относятся проверки усвоенного материала, самопроверки, контрольный урок в конце первого полугодия и экзаменационный урок в конце года.
Третий - метод стимулирования и мотивирования учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает в себя метод стимулирования.
6. Требования к музыкальному оформлению урока
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса.
В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.
Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с чётким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений.
Музыкальное сопровождение по темпу следует подбирать так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения.
7. Требования к аттестации учащихся
В конце первого полугодия проводится контрольный урок. В конце второго полугодия проводится экзаменационный урок.
Критерии оценивания
Оценка «5» - отличные знания комбинаций, грамотное исполнение движений, знание названий упражнений на французском языке и его перевод.
Оценка «4» - знание комбинаций, исполнение движений с небольшими недочётами, знание названий упражнений на французском языке и его перевод.
Оценка «3» - знание комбинаций, исполнение движений с множеством технических ошибок, не знание названий упражнений на французском языке и его перевод.
Оценка «2» - не знание комбинаций, безграмотное исполнение движений, не знание названий упражнений на французском языке и его перевод.
Содержание программы
2 класс. 1 полугодие.
Поклон в музыкальном размере 4/4. Выполняется в очень медленном темпе.
Экзерсис у станка
(Выполняется в очень медленном темпе лицом к станку)
1. Позиции ног I, II, III.
2. Подготовительное положение рук.
3. Demi-plié по I и II позиции.
4. Battement tendu из I позиции в сторону, вперёд и назад.
5. Battemenet tendu с demi-plie из I позиции в сторону, вперёд и назад.
6. Battements tendus jetés из I позиции в сторону, вперёд и назад.
7. Battements tendus jetés с сокращением работающей стопы на высоте 25° из I позиции в сторону, вперёд и назад.
8. Понятие направлений en dehors et en dedans.
9. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
10. Положение ноги sur le cou-de-pied основное (обхватное), условное и назад.
11. Relevé на полупальцы по I и II позициям.
12. Battements relevés lents из I позиции на 45°.
13. Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку) из I позиции.
Экзерсис на середине зала
(Выполняется в очень медленном темпе)
1. Подготовительное положение рук.
2. Demi-plié по I и II позиции.
3. Battement tendu из I позиции в сторону, вперёд и назад.
4. Battement tendu с demi-plie из I позиции в сторону, вперёд и назад.
5. Battements tendus jetés из I позиции в сторону, вперёд и назад.
6. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans (с ноября).
Allegro
1.Temps leve saute по I и II позициям лицом к станку.
2 класс. 2 полугодие.
Движения усложняются. К изученным движениям в 1 полугодии добавляются новые движения.
Поклон в музыкальном размере 4/4. Выполняется в очень медленном темпе.
Экзерсис у станка
(Выполняется в очень медленном темпе лицом к станку)
1. V позиция ног.
2. Demi-plié по V позиции.
3. Grand-plié по I, II и V позициям (с марта).
4. Battements tendus из V позиции в сторону, вперёд и назад.
5. Battemenets tendus pour le pied из I и V позиции в сторону, вперёд и назад (с марта).
6. Battements tendus jetés из V позиции в сторону, вперёд и назад.
7. Passe par terre.
8. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
9. Battements frappes в сторону, вперед и назад носком в пол (с февраля).
10. Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол (с марта).
11. Battements relevés lents из V позиции на 60°.
12. Grands battements jetes в сторону, вперед и назад из I позиции.
13. Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку) в V позиции.
Экзерсис на середине зала
(Выполняется в очень медленном темпе)
1. I, II, III позиции рук.
2. Demi-plie по I, II и V позициям.
3. Battement tendu из V позиции в сторону, вперёд и назад.
4. Battement tendu с demi-plie из V позиции в сторону, вперёд и назад.
5. I Port de bras.
6. Releve на полупальцы по I и II позиции.
Allegro
1. Pas echappe лицом к станку.
2. Pas польки.
3. Трамплинные прыжки по I позиции на середине зала.
3 класс. 1 полугодие.
Экзерсис у станка
1. Позиция ног: IV.
2. Demi-plie по IV позиции.
3. Grand plie по I, II, V и IV позициям.
4. Battements tendus jetes piques из V позиции.
5. Pas de bourree с переменой ног en dehors et en dedans.
6. Preparation к rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
7. Battements frappes в сторону, вперёд и назад на 45°.
8. Battements releves lents на 90° в сторону, вперед и назад из I позиции.
9. Battements soutenus носком в пол во всех направлениях.
10. Grands battements jetes в сторону, вперед и назад из V позиции.
Экзерсис на середине зала
1. Battements tendus по V позиции во всех направлениях en face.
2. Battements tendus jetes по V позиции во всех направлениях en face.
3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
4. Battements fondus носком в пол во всех направлениях.
5. Battements frappes носком в пол во всех направлениях.
6. Releve на полупальцы по V позиции.
7. Battements releves lents на 45° по I во всех направлениях.
Allegro
1. Temps leve saute по I и II позициям на середине зала.
2. Pas echappe на середине зала.
3. Changement de pieds лицом к станку.
4. Pas assemble в сторону лицом к станку.
5. Pas jete в сторону лицом к станку.
3 класс. 2 полугодие.
Экзерсис у станка
1. Первое port de bras в сочетании с различными упражнениями.
2. Battements doubles frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол.
3. Petit battеment sur le cou-de-pied.
4. Battements fondus в сторону, вперед и назад на 45°.
5. Подготовка к rond de jambe en l’air (сгибание и разгибание ноги в колене).
6. Battements retire.
7. Pas de bourree suivi на полупальцах в V позиции.
Экзерсис на середине зала
1. Pas couru на полупальцах.
2. Epaulement croise et efface в V и IV позициях.
3. Port de bras второе и третье.
4. Releve на полупальцы в I, II и V позициях на вытянутых ногах и с
окончанием в demi-plie.
Allegro
1. Changement de pieds на середине зала.
2. Pas assemble в сторону на середине зала.
3. Pas jete в сторону на середине зала.
4. Pas balance.
5. Sissonne simple.
6. Pas de basque (сценическая форма).
Экзерсис на пальцах
Первоначальное изучение танца на пальцах начинается лицом к палке. По мере подготовки ног, движения переносятся на середину зала.
1. Pas releve в I, II и V позициях.
2. Pas echappe на II позицию с I позиции.
3. Pas couru вперёд и назад в невыворотной I позиции.
4. Pas de bourree suivi в V позиции без продвижения и с продвижением в сторону.
5. Pas assemble soutenu.
6. Pas de bourree en face с переменой ног (лицом к палке).
4 класс. 1 полугодие.
Экзерсис у станка1.Double battements tendus по II позиции.
2.Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié.
3.Battements soutenus в сторону, вперед и назад на 45º на всей стопе.
4.Battements frappés на 45º на целой стопе.
5.I и III port de bras как заключительное движение к различным упражнениям.
6.Relevé на полупальцах на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45º.
Экзерсис на середине зала
1. Поза effacée вперёд и назад. I-й, II-й и III-й arabesque носком в пол.
2. Battements releves lents на 90° en face из I позиции.
3. Grands battements jetes en face из I позиции.
Allegro
1. Pas sauté в IV позиции.
2. Pas glissade в сторону, вперед и назад en face.
3. Pas echappe на II позицию с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied спереди или сзади.
4. Petit changement de pieds.
Экзерсис на пальцах
1. Pas releves в IV позиции en face.
2. Pas glissade в сторону, вперед и назад.
3. Pas de bourree с переменной ног en dehors et en dedans на середине зала.
4 класс. 2 полугодие.
Экзерсис у станка
1. Battements fondus с plié-relevé на всей стопе на 45º.
2. Battement doubles fondus на всей стопе en face на 45º.
3. Battements doubles frappes на 45º на целой стопе.
4. Pas coupe на целой стопе.
5. Pas tombée на месте, опорная нога в положении sur le cou-de-pied.
6. Petits battements sur le cou-de-pied.
7. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на 45º на всей стопе.
8. Battements developpes в сторону, вперед и назад.
9. Полуповороты в V позиции с переменой ног на полупальцах с окончанием в demi-plie и на вытянутые ноги.
Экзерсис на середине зала
1. Temps lie par terre.
2. Grand plie по I, II, V и IV позиции, epaulement croise et efface.
3. Pas de bourree с переменой ног en dehors et en dedans с окончанием в epaulement.
4. Battements releves lents на 90° en face из V позиции.
5. Releve на полупальцы в IV позиции croisee et effacee на вытянутых ногах и с demi-plie.
6. Grands battements jetes en face из V позиции.
Allegro
1. Pas glissade в сторону, вперед и назад в маленькие позы croisee вперёд и назад.
2. Grand echappe на II и IV позиции.
3. Grand changement de pieds.
4. Sissonne ferme вперед, в сторону и назад. По мере усвоения в маленькие позы croisee et effacee.
Экзерсис на пальцах
1. Pas releves в IV позиции epaulement croiseе et effacee.
2. Pas assemblé soutenu в позах
3. Pas de bourree с переменной ног en dehors et en dedans с окончанием в маленькую позу croisee.
4. Pas suivi en tournant.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
Неделя Тема
1 Введение в предмет (основные цели и задачи). Позиции ног I, II, III. Подготовительное положение рук.
2 Demi-plié по I и II позиции лицом к станку.
3 Battement tendu и battemenet tendu с demi-plie из I позиции в сторону, вперёд и назад лицом к станку.
4 Battements tendus jetés из I позиции в сторону, вперёд и назад лицом к станку.
5 Battements tendus jetés с сокращением работающей стопы на высоте 25° из I позиции в сторону, вперёд и назад лицом к станку.
6 Понятие направлений en dehors et en dedans лицом к станку.
7 Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans лицом к станку.
8 Положение ноги sur le cou-de-pied основное (обхватное), условное и назад лицом к станку.
9 Relevé на полупальцы по I и II позициям лицом к станку.
10 Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку) из I позиции.
11 Подготовительное положение рук на середине зала.
12 Demi-plié по I и II позиции на середине зала.
13 Battement tendu и battement tendu с demi-plie из I позиции в сторону, вперёд и назад на середине зала.
14 Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans на середине зала.
15 Temps leve saute по I и II позициям лицом к станку.
16 Повторение пройденного материала. Контрольный урок.
17 V позиция ног. Demi-plié по V позиции лицом к станку.
18 Battements tendus из V позиции в сторону, вперёд и назад лицом к станку.
19 Battements tendus jetés из V позиции в сторону, вперёд и назад лицом к станку.
20 Passe par terre. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans лицом к станку.
21 Battements relevés lents из V позиции на 60° лицом к станку.
22 Battements frappes в сторону, вперед и назад носком в пол лицом к станку.
23 Grands battements jetes в сторону, вперед и назад из I позиции лицом к станку.
24 Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку) в V позиции лицом к станку.
25 Grand-plié по I, II и V позициям. Battemenets tendus pour le pied из I и V позиции в сторону, вперёд и назад лицом к станку.
26 Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол лицом к станку.
27 I, II, III позиции рук. Demi-plie по I, II и V позициям.
28 Battement tendu из V позиции в сторону, вперёд и назад.
29 Battement tendu с demi-plie из V позиции в сторону, вперёд и назад.
30 I Port de bras. Releve на полупальцы по I и II позиции.
31 Pas echappe лицом к станку.
32 Pas польки.
33 Трамплинные прыжки по I позиции на середине зала.
34 Повторение пройденного материала. Экзаменационный урок
3 класс
Неделя Тема
1 Позиция ног: IV. Demi-plie по IV позиции лицом к станку.
2 Grand plie по I, II, V и IV позициям лицом к станку .
3 Battements tendus jetes piques из V позиции лицом к станку.
4 Pas de bourree с переменой ног en dehors et en dedans лицом к станку.
5 Preparation к rond de jambe par terre en dehors et en dedans лицом к станку.
6 Battements frappes в сторону, вперёд и назад на 45° лицом к станку.
7 Battements releves lents на 90° в сторону, вперед и назад из I позиции лицом к станку.
8 Battements soutenus носком в пол во всех направлениях лицом к станку.
9 Grands battements jetes в сторону, вперед и назад из V позиции лицом к станку.
10 Battements tendus по V позиции во всех направлениях en face на середине зала. Battements tendus jetes по V позиции во всех направлениях en face на середине зала.
11 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на середине зала.
12 Battements fondus носком в пол во всех направлениях на середине зала. Battements frappes носком в пол во всех направлениях на середине зала.
13 Releve на полупальцы по V позиции на середине зала. Battements releves lents на 45° по I во всех направлениях на середине зала.
14 Temps leve saute по I и II позициям на середине зала. Pas echappe на середине зала
15 Changement de pieds лицом к станку. Pas assemble в сторону лицом к станку. Pas jete в сторону лицом к станку.
16 Повторение пройденного материала. Контрольный урок.
17 Первое port de bras в сочетании с различными упражнениями у станка.
18 Battements doubles frappes в сторону, вперёд и назад носком в пол лицом к станку.
19 Petit battеment sur le cou-de-pied у станка.
20 Battements fondus в сторону, вперед и назад на 45° у станка.
21 Подготовка к rond de jambe en l’air (сгибание и разгибание ноги в колене) у станка.
22 Battements retire у станка. Pas de bourree suivi на полупальцах в V позиции у станка.
23 Pas couru на полупальцах. Epaulement croise et efface в V и IV позициях.
24 Port de bras второе и третье. Releve на полупальцы в I, II и V позициях на вытянутых ногах и с окончанием в demi-plie.
25 Changement de pieds на середине зала и pas assemble в сторону на середине зала.
26 Pas jete в сторону на середине зала и pas balance.
27 Sissonne simple. Pas de basque (сценическая форма).
28 Pas releve в I, II и V позициях и pas echappe на II позицию с I позиции лицом к палке.
29 Pas couru вперёд и назад в невыворотной I позиции.
30 Pas de bourree suivi в V позиции без продвижения и с продвижением в сторону.
31 Pas assemble soutenu.
32 Pas de bourree en face с переменой ног (лицом к палке).
33 Повторение изученных комбинаций. Отработка техники исполнения движений.
34 Повторение пройденного материала. Экзаменационный урок
4 класс
Неделя Тема
1 Double battements tendus по II позиции.
2 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié.
3 Battements soutenus в сторону, вперед и назад на 45º на всей стопе.
4 Battements frappés на 45º на целой стопе.
5 I и III port de bras как заключительное движение к различным упражнениям.
6 Relevé на полупальцах на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45º.
7 Поза effacée вперёд и назад. I-й, II-й и III-й arabesque носком в пол.
8 Battements releves lents на 90° en face из I позиции.
9 Grands battements jetes en face из I позиции.
10 Pas sauté в IV позиции.
11 Pas glissade в сторону, вперед и назад en face.
12 Pas echappe на II позицию с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied спереди или сзади.
13 Petit changement de pieds.
14 Pas releves в IV позиции en face на пальцах.
15 Pas glissade в сторону, вперед и назад и pas de bourree с переменной ног en dehors et en dedans на середине зала на пальцах.
16 Повторение пройденного материала. Контрольный урок.
17 Battements fondus с plié-relevé на всей стопе на 45º у станка.
18 Battement doubles fondus на всей стопе en face на 45º у станка. Battements doubles frappes на 45º на целой стопе у станка.
19 Pas coupe на целой стопе. Pas tombée на месте, опорная нога в положении sur le cou-de-pied у станка.
20 Petits battements sur le cou-de-pied у станка.
21 Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на 45º на всей стопе у станка.
22 Battements developpes в сторону, вперед и назад у станка.
23 Полуповороты в V позиции с переменой ног на полупальцах с окончанием в demi-plie и на вытянутые ноги у станка.
24 Temps lie par terre. Grand plie по I, II, V и IV позиции, epaulement croise et efface на середине зала.
25 Pas de bourree с переменой ног en dehors et en dedans с окончанием в epaulement на середине зала.
26 Battements releves lents на 90° en face из V позиции на середине зала. Releve на полупальцы в IV позиции croisee et effacee на вытянутых ногах и с demi-plie на середине зала.
27 Grands battements jetes en face из V позиции на середине зала.
28 Pas glissade в сторону, вперед и назад в маленькие позы croisee вперёд и назад.
29 Grand echappe на II и IV позиции. Grand changement de pieds.
30 Sissonne ferme вперед, в сторону и назад.
31 Pas releves в IV позиции epaulement croiseе et efface на пальцах. Pas assemblé soutenu в позах
32 Pas de bourree с переменной ног en dehors et en dedans с окончанием в маленькую позу croisee. Pas suivi en tournant.
33 Sissonne ferme вперед, в сторону и назад в маленькие позы croisee et effacee.
34 Повторение пройденного материала. Экзаменационный урок