Центры одаренных детей как средство консолидации ресурсного потенциала систем образования г. Сургута


Центры одаренных детей как средство консолидации ресурсного потенциала систем образования г. Сургута
Н.В. ХолматоваОдним из приоритетных направлений в области образования является развитие системы работы с интеллектуальныно-одаренными, талантливыми детьми.
Обращение к проблеме системной и целенаправленной работы с одаренными детьми обусловлено переменами, происходящими в системе образования Российской Федерации, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.
Системным подходом к работе с интеллектуально-одаренными и талантливыми детьми являются автономные Центры, обеспечивающие консолидацию образовательных ресурсов города, округа.
В г. Сургуте Центры по работе с одаренными детьми были созданы на базе муниципальных образовательных учреждений: гимназия «Лаборатория Салахова» (Центр дополнительного образования детей «Интеллектуал»), средняя образовательная школа №10 с углубленым изучением отдельных предметов. (Центр дополнительного образования по работе с одаренными детьми). Основной идеей Центров является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в целях совершенствования системы работы по выявлению, поддержке и развитию интеллектуальной одаренности.
На сегодняшний день основными задачами центров стали:
Создание механизма мониторинга (выявление и учет) интеллектуально-одаренных детей.
Содействие продвижению, развитию и поддержке талантливых, одаренных детей.
 Создать необходимые условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей.
Создание базы данных одаренных детей области, учителей, работающих с одаренными детьми, мероприятий и образовательных учреждений.
В Центры принимаются обучающиеся 8-10 классов образовательных учреждений города в соответствии с их способностями, достижениями в учебной, научной и культурной деятельности.
Центры организуют очную форму обучения (в том числе дистанционную) по интеллектуальной, физико-математической (физика, математика, информатика), местественно-научной (химия, биология), гуманитарной (русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык) направленности. Занятия проходят в течение всего учебного года, в период весенних, летних и осенних каникул на базе Центров проходит проект «Сетевая профильная школа», направленный на развитие предметных способностей талантливых детей города.
Набор и комплектование учебных групп проводится Центрами по работе с одаренными детьми до 01 сентября, при наличии свободных мест осуществляется докомплектование учебных групп. В Центр вне конкурса зачисляются обучающиеся, вошедшие в шестерку лидеров (1-6 место) муниципального и окружного уровней Всероссийской олимпиады школьников, научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».Остальные претенденты на зачисление участвуют в открытой олимпиаде по выбранному предметному направлению, организатором которой является Центр. В индивидуальном порядке производится зачисление обучающихся 7 классов по рекомендации педагогов образовательного учреждения. При приеме в Центры обучающиеся должны предъявить пакет документов, утвержденных локальными нормативными актами учреждения.
В центрах по работе с одаренными детьми ведется предметная подготовка к олимпиадам различного уровня, Всероссийской олимпиаде школьников, научной конференции «Шаг в будущее». Продуктивная работа ведется в направлениях подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе. Специально для интеллектуально-одаренных детей Центрами приглашаются преподаватели высшей школы для углубления предметных знаний, развития творческого мышления. Разноуровневая система получения предметных знаний позволяет говорить о существующих центрах работы как о средстве консолидации систем образования, существующих в городе (школьного и вузовского).
Таким образом, на уровне муниципального образования г. Сургут ведется работа с талантливыми и одаренными детьми в рамках образовательных учреждений.
В настоящее время говорить о существовании полноценной системы организации работы с одаренными детьми преждевременно, поэтому для развития направлений работы с талантливыми и одаренными детьми требуется скоординированная работа по реализации механизма выявления и поддержки талантливой молодежи.
В качестве перспективных направлений работы с талантливыми и одаренными детьми в рамках Центров можно предложить следующие:
Региональная поддержка новых организационных форм работы с одаренными детьми на базе существующих центров, таких как «каникулярные академии» для одаренных учащихся, сетевые профильные школы, целью которых является создание атмосферы интеллектуального и социального вызова для наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстниками.
Совместная деятельность научных учреждений и школ в работе с одаренными детьми в целях интеграции специалистов высшей школы, учителей и родителей в работе с одаренными детьми.
Профессиональная перспектива для одаренных и талантливых детей с поддержкой региональных и муниципальных властей (подпрограмма IV, задача 13).
Создание специальных программ для особо одаренных детей на основе продуктивных стратегий обучения, ориентированных на продуктивного мышления Создание баз данных талантливой молодежи муниципальных образований, посещающих центры для одаренных детей, в целях поддержки и развития талантливой молодежи округа.
Создание региональной информационно-образовательной и просветительской сети, объединяющей региональные и муниципальные Центры по работе с талантливыми детьми и молодежью,