Статья Работа классного руководителя с родителями как один из факторов успешного воспитания детей


Работа классного руководителя с родителями как один из факторов успешного воспитания детей
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие и как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.
Рассматривая воспитание с точки зрения характера отношений его участников. Его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие. Как воздействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.
Развитие современного ребёнка, школьника происходит одновременно в трёх реальностях. Первая – объективная повседневная реальность, которую он изменить не может. Он должен принять её как данность, постараться понять и приспособиться, обрести опыт. Вторая – субъективная реальность, которую на какое – то время можно создать сообща, по взаимному согласию. В ней реализуются потребности, не реализованные в повседневной жизни. Третья – виртуальная реальность, созданная новыми технологиями.
Воспитательная система должна иметь в основе своей конкретную идею, которая определяется кругом нравственных ценностей, прививаемых детям.
Считаю, что системе воспитания присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой. Важным признаком является её открытость, то есть связь с окружающей средой – это семьи учащихся, предприятия, учреждения культуры.
Главные условия успешности воспитания – его системный характер. Признаками системообразующей деятельности является её совместный характер, она должна быть творческой и личностно значимой.
Воспитательный процесс считается успешным, если в нём принимают участие дети, учителя и родители.
Роль семьи в воспитании велика. Родители являются равноправными участниками учебно – воспитательного процесса. Вовлечение в него родителей способствует созданию благоприятных условий формирования личности.
Связь с семьёй осуществляется через различные формы работы:
- изучение климата семьи,
- информация для родителей через дневники успеваемости,
- родительские собрания, - походы выходного дня.
Чтобы контакт с родителями был успешнее, нужно обязательно соблюдать правила общения:
- доброжелательность,
- не поучать, не вмешиваться в частную жизнь,
- найти достоинства,
- не стесняться признавать свои ошибки,
- не обсуждать других.
В работе с родителями важную роль играют родительские собрания. Поэтому особенно тщательно нужно продумать тематику собраний. Они должны быть интересны для родителей. Собрания проводятся один раз в четверть. Считаю, что каждая встреча является продолжением предыдущей.
За двадцать пять лет работы с коллективами детей и родителей я пришла к выводу. Что продуктивными являются собрания, если:
проведено первое организационное и ознакомительное собрание,
встречи с родителями носят творческий характер (круглый стол, дискуссионный клуб, конференция отцов и детей),
родители сами принимают участие в подготовке собраний («У семейного альбома», «Из семейного опыта», «Наказание в моей семье»),
встречи носят доброжелательный характер.
Совместная деятельность сближает, даёт возможность лучше узнать своих детей, увидеть их «со стороны», свободнее и доверительнее общаться с учителем.
Из опыта работы можно назвать такие традиционные мероприятия, где родители принимали участие: турслёты, осенние ярмарки, новогодние балы, походы на природу, ремонт класса, выпускные вечера.
В начале года на первом собрании происходит знакомство с родителями, выбирается родительский комитет, даны практические советы по психолого-педагогическим особенностям пятиклассников.
На втором собрании разговор продолжен. Важно помнить родителям, что в этом возрасте они очень значимы для ребёнка. Взрослые должны давать понимать, что их ребёнок самый – самый. Если мы хотим через 2-3 года подружиться со своим ребёнком, найти с ним контакт, мы должны знать, о чём он думает, что он любит, о чём мечтает. Чтобы в дальнейшем не было проблем, мы должны сделать всё, что чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, значимым, понятым.
Перед собранием с детьми была проведена небольшая анкета, где предложено 8 вопросов:
Ваше ФИО.
Как зовут твоих родителей.
Твой любимый фрукт, цвет.
Твой любимый исполнитель.
Любимое время года.
Любимая книга.
Любимый фильм.
Твоя мечта.
На эти же вопросы ответили и родители. Затем с ответами детей были познакомлены родители. В идеале должно получиться 6 совпадений ответов на 3 – 8 вопросы.
Важно, чтобы цели родителей и детей совпадали. Для ученика младшего возраста авторитет родителя превыше всего и это очень хорошо.
Кроме анкеты я ребятам предложила на листе альбома нарисовать своё настроение. Давно известно, что цвет играет важную роль в жизни. По тому, какой цвет ребёнок предпочитает или как изображает своё настроение, можно судить о том, уютно ли ему в жизни, чувствует ли он себя спокойно. Это задание было предложено в середине учебного дня.
В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами. Психологи отмечают, что наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребёнка, напряжённости, скованности, тогда как большие размеры рисунка часто говорят об обратном.
Значение цвета:
- красный – активность,
- сочетание красного и жёлтого – радость,
- зелёный – внимание,
- розовый – мечтание,
- чёрный – усталость,
- оранжевый – доброжелательность,
- голубой – бодрость,
- синий – уважение,
- коричневый – сострадание.
Всё это, конечно, условно. В рисунках детей преобладали красные, жёлтые, розовые, голубые, зелёные цвета. А это говорит о том, что детям уютно в школе.
Одно из не менее значимых направлений работы с родителями – индивидуальная работа. Чаще всего разговор идёт о нежелании ребёнка добросовестно учиться. Совместно ищем причины этого и возможные варианты воздействия на ученика.
Работа классного руководителя – это не только мероприятия, классные часы, родительские собрания, ведение журнала, это ещё и каждодневные встречи с ребятами, интерес к их увлечениям, беседы «по душам», советы по любым вопросам.
Классный руководитель – это не только организатор и контролёр мероприятий. В первую очередь, это друг, советчик, наставник. Важно, чтобы ученики видели все вышеперечисленные качества.
Таким образом, создание необходимых условий для развития способностей и таланта ребёнка, воспитание нравственных ценностей, воспитание гражданственности зависит от совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей.