Статья на тему Модель совместной деятельности классного руководителя с учащимися и родителями в формировании личности младшего школьника в условиях ФГОС


Маркова Наталия Александровна
учитель начальных классов
г. Краснокаменск
МАОУ «СОШ №6»
Модель совместной деятельности классного руководителя
с учащимися и родителями в формировании личности
младшего школьника в условиях ФГОС
«И воспитание, и образование неразделимы.
 Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.»
Л.Н.Толстой.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – совместная деятельность семьи и школы. Ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз активно входит в нашу жизнь Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Мы, педагоги и родители, должны сообща выполнять социальный заказ современного гражданского общества.
Необходимость ФГОС очевидна, так как основной его целью является обучение, развитие и воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства, – социализация поколения. Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».
Для формирования такого идеала в новых стандартах предлагается системно-деятельностный подход. Все родители изо дня в день организуют своих детей к различной деятельности, учат их премудростям жизни, показывая на собственном примере, на опыте, на практике, так и ФГОС предполагает активное применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Именно поэтому новый стандарт из чистых добываний знаний, умений и навыков (ЗУН) переходит к формированию универсальных учебных действий (УУД). Важна, в первую очередь, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения и развития изменения, а не сумма знаний, накопленная за школьные годы. Одним словом, главная идея системно-деятельностного подхода в образовании – сотрудничество, сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей, их совместная деятельность на высокие результаты, на готовность детей к продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях , что является особо актуальным и значимым в нашей жизни. Именно эти идеи легли в основу образовательно-воспитательной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования «Дорогою гармонии».
Семья является уникальным посредником между индивидуумом и государством, мощным транслятором нравственно-этических, культурных ценностей от поколения к поколению, семейных и национальных традиций. Родители, – наши первые друзья и помощники, надёжные воспитатели, поэтому совместная работа строится на принципах взаимопомощи, содействия и взаимопонимания. «Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример ему», – поэтические строки немецкого учёного и писателя XIV века Себастьяна Брандта остаются актуальными и в XXI веке. Очень важны для ребенка модели родительского поведения: став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье его родителей.
Мы вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Ну и, конечно же, для того чтобы лучше понимать ребенка нужно представлять, какие отношения складываются внутри семьи, как распределены социальные роли, какие ошибки допускают родители и постараться их скорректировать. Семья - это часть общественной системы.
Модель сотрудничества ученика, учителя и родителей «Содружество»

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:
Классный руководитель и семья


Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников необходимо использовать коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях должны реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Формы работы классного руководителя с родителями.



Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.
Нужно вспомнить, что мы вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. Интересы семьи, хобби, увлечения. Составляется социальный паспорт семьи.
Ну и, конечно же, для того чтобы лучше понимать ребенка нужно представлять, какие отношения складываются внутри семьи, как распределены социальные роли, какие ошибки допускают родители и постараться их скорректировать.
В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, чем может заинтересовать детей, предлагая свою посильную помощь в организации классных и школьных мероприятий.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.
В своей работе использую разные формы проведения родительских собраний. Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Готовясь собранию, дети пишут сочинения, рисуют. По мере необходимости организуется работа по группам, где родители обсуждают различные ситуации, делятся своим мнением по воспитанию детей. Дети же учатся общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имеют возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имеют возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.
В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в выпускном классе.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.