Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме Э. Шим. Не смей!

МКОУ «Кореневская СОШ № 2»




Урок литературного чтения во 2-м классе
по учебнику Л. Ф. Климановой ( УМК «Перспектива» )




Разработала и провела урок
учитель начальных классов
Бондарева Татьяна Михайловна



Тема: Э. Шим. «Не смей!»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Э. Шима;
совершенствовать навыки работы с произведением;
развивать умение прогнозировать текст;
воспитывать доброе отношение к окружающим.

Планируемые результаты: ученики научатся прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение слов;
читать выразительно, передавать настроение произведения; оценивать своё чтение;
сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;
рассказывать о героях произведения и выражать своё отношение к ним;
составлять высказывания (2–3 предложения) о произведении, о герое;
пользоваться справочниками и справочной книгой ;
уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя;
понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям, бережное отношение ко всему живому;
уметь вести беседу о прочитанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников;
формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.

Оборудование: компьютер, презентация творчества Э. Шима, словарь Ожегова, карточки со словами, иллюстрация паука, рисунки мальчиков, портрет Э. Шима.



I Орг. момент. Психологический настрой.
- Покажите с помощью солнышка или тучки, какое у вас настроение в начале урока.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!

- Повернитесь друг к другу и подарите свои улыбки. Желаю сохранить солнечное настроение на весь урок!

II Речевая разминка
- Проведём с вами речевую разминку.
(на доске предложение)
Маленькая девочка строила из песка красивый замок.
- Прочитайте предложение.
- Проверим, как вы понимаете смысл этого предложения. Для этого ответьте на вопросы, выделяя голосом нужное слово.

КТО строил замок?
ЧТО строила девочка?
ИЗ ЧЕГО девочка строила замок?
КАКОЙ замок строила девочка?

- Покажите солнышки те, кому понравилась работа с предложением.
III Проверка домашнего задания.

– А сейчас проверим, насколько вы были внимательны при работе с текстом, заданным на дом.

- Дайте характеристику мальчику из рассказа «Просто старушка».
- У меня на доске слова, из которых вам надо выбрать нужные.
(внимательный, заботливый, отзывчивый, добрый)
- Я нашла рисунок такого мальчика. Вы согласны со мной? (рисунок Плохиша)
- Почему?
- А вот у меня есть второй рисунок, соответствует ли он нашей характеристике ? (рисунок хорошего мальчика)

2) - Вы были внимательны, когда давали характеристику мальчику. Теперь постарайтесь выразительно прочитать по ролям.
– Чему учит нас этот рассказ?
3) – Поднимите солнышки те, кто доволен своей работой.
4) ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ.
IV Самоопределение к деятельности, определение темы.
- Готовясь к уроку, я нашла небольшое произведение, которое называется притча.
Кто знает, что такое притча?
- Откроем толковый словарь Ожегова и прочитаем (хорошо читающий ученик).
Притча – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение.


«Эта история произошла давным-давно в одном город, где жил великий мудрец. Слава о его мудрости разносилась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца. И вот решил завистник придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.
Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу - ка я у мудреца , какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

- Как бы вы ответили на месте мудреца?
- А вот что было дальше.

« С бабочкой в руках завистник отправился к мудрецу и спросил у того : «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал : «Всё в твоих руках!»

- Как вы понимаете слова мудреца «Всё в твоих руках»?
- Эта притча вам подсказывает, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
- Ответьте на вопрос: от кого зависела жизнь бабочки в этой притче? (от человека)
- Жизнь тех, кто меньше и слабее, очень часто зависит от человека. Их жизнь в ваших руках в том числе. Давайте сформулируем тему урока. Продолжите предложение:
(на слайде)
Я ДУМАЮ, ЧТО НА УРОКЕ ПОЙДЁТ РЕЧЬ О

V. Работа по теме урока.
- Прочитайте имя автора и название произведения на с. 128.
- Встречалась ли вам раньше фамилия этого автора?
- Хотите ли вы узнать об этом писателе?

Презентация 2 и 3 кадров ( портрет и книги )

Рассказ учителя: Эдуард Юрьевич Шим (Шмидт) родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны с фашистами потерял родителей, вырос в детском доме. С 16 лет стал работать. «Мастер на все руки – столяр и садовод, токарь и шофёр».
Начал печататься в 19 лет. Писал, в основном, для детей, преимущественно о природе. Умер 13 марта 2006 года.
Вам тогда было по 2 годика.

2) Подготовка к восприятию текста.

- Прочитаем несколько слов, которые встретятся вам в тексте.
(упражнение для развития поля ясного видения)
- Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, не отрывая взгляд от средней линии.

ку-ли-
чи-ки

ка-ра-
пу-зы

а-та-
ма-ны

при-чё-
сы-ва-ют

ре-бя-
тиш-ки


- Объясните значение первых 3-х слов.
- Можете ли вы выделить среди всех этих слов «лишнее» слово?

3) Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми:
- Внимательно следите за чтением и вдумывайтесь в содержание.
- Ваши впечатления от прочитанного?
Физминутка:

- Проделаем упражнение для улучшения дыхания.
- Присели. По сигналу «день» медленно поворачивайте голову влево, вправо.
«Ночь» : смотрим вперёд, взмахиваем руками, опускаем руки, произносим протяжно: -у-у-ф-ф-ф !

4) Повторное чтение.

- Перечитайте рассказ. Какие слова и выражения вам непонятны?
(дети называют слова и сами пытаются их объяснить)
- Подберите синонимы к словам :

НАСУПЛЕННЫЙ – сердитый, недовольный
БЕЗОТВЕТНАЯ – стеснительная, тихоня
ОШЕЛОМИЛО – очень удивило, поразило
ПРИХЛОПНУТЬ – придавить, убить

5) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте предложения, характеризующие Татьяну.
(с.129 I и II абз.)
- Найдите предложения, которыми автор описывает Фёдора. (с.128 IV, V аб.)
- Что вы можете сказать про Фёдора и Татьяну?
- Для чего автор дал им такие подробные характеристики?
– В конце рассказа содержится очень важная мысль. Прочитайте её и скажите, только ли к Фёдору она относится?
- Почему автор назвал свой рассказ словами Татьяны?
(Слова автора обращены ко всем людям «Не смейте обижать тех, кто
слабее вас!»)

6) Работа с иллюстрацией на с. 128.
- Любите ли вы книги с картинками?
- А кто рисует иллюстрации в книгах?
- Давайте представим, что вы художники-иллюстраторы. Какую картинку к этому рассказу вам бы хотелось нарисовать?
(словесное рисование)
- Посмотрите на иллюстрацию на с.128.
- К какому эпизоду рассказа она подходит?
- Прочитайте выразительно этот отрывок.

VI. Рефлексия:

- Вы довольны своей сегодняшней работой?
- Покажите своё настроение с помощью солнышек и тучек.



VII. Итог :

- Чему же учит нас рассказ Эдуарда Шима? ( Быть добрым, не обижать тех, кто слабее)
- Я благодарю вас за сотрудничество и надеюсь, что вы надолго запомните то, о чём мы говорили на уроке.

VIII. Домашнее задание:

Подготовить подробный пересказ текста.
Творческая работа ( по желанию ) – нарисовать иллюстрацию к рассказу.
  D  ‹tЅ15