Интегрированный урок по природоведению и ИЗО на тему: В чем уникальность планеты Земля

Интегрированный урок по природоведению и изобразительному искусству
в 5 классе
"Уникальность планеты Земля"
Цель:
1. На основании имеющихся представлений обобщить и систематизировать
знания учащихся о Земле;
2. Сформировать представление об уникальности планеты, как единственной
планеты в Солнечной системе, где существует жизнь.

Задачи:
1.Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: ее месте
в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; 2.Развивать умение сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы,
закрепить знания об окружающих Землю оболочках;
3.Акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли –
существование на ней живых организмов;
4.Познакомить с основными экологическими проблемами, возникшими по
вине человека, которые ставят под угрозу существование жизни на Земле;
5.Воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность,
умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности
за свои поступки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, краски, кисти, альбомные
листы, цветные мелки, карандаши, информационный и
наглядный стенды, магниты, иголки.

Учебно-наглядный комплекс:
1. Учительская презентация;
2. Фотографии Земли из космоса, информация о Земле на стенде;
3. Конверты с заданиями, тесты.


Предварительная подготовка к уроку:
1.Разработка презентации;
2.Опережающее задание для отдельных учащихся (обращение к землянам);
3.Выпуск буклета творческой группой учащихся;
4.Названия отсеков корабля
(Земля, Атмосфера, Гидросфера, Литосфера, Биосфера)
5.Бейджики для учащихся и для себя.
6.Распределение по группам.





Ход урока
"Будь – свободен!
Просторы Вселенной – твой дом – изучай!"
I. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок, Сегодня мы вместе с вами проведем урок!
Вступительное слово учителя: (Слайд № 2–4)
Поговорим сегодня о нашей неповторимой планете. Земля – это маленькая планета в безграничном пространстве Вселенной. Конечно, для нас она является самой важной, поскольку мы здесь живем. Поэтому из всех планет Солнечной системы мы больше всего знаем о Земле. Возникают бесконечные вопросы и ответы. И чтобы лучше узнать нашу планету, мы посвятим ей урок, который так и назовем «Уникальность планеты Земля». Запишите в тетради тему урока и число.
Со дня нашего рождения мы становимся космическими путешественниками. Гигантский космический корабль - планета Земля - совершает стремительный полет в мировом пространстве, со скоростью 30 км/ с. Сегодня совершая космическое путешествие, мы еще на один шаг приблизимся к познанию мира Вселенной, частью которого является наша планета. И цель путешествия:
1.Развить и углубить знания о нашей планете:
её месте в Солнечной системе, о вращении
Земли вокруг Солнца и своей оси;
2. Понять уникальность Земли
3.Бережнее относиться к природе. (время 1 минута)
II. Обобщение изученного материала.
(15 мин: из них 5 мин. работа в группах,10 мин работа с презентацией.)

Вопрос к обучающимся:
Ребята, как вы думаете, почему нашу планету называют уникальной планетой Солнечной системы?
(Ответы учащихся)
Учитель: Хорошо. Молодцы, ребята! Сейчас продолжаем.
Учитель: Почему же Земля настолько уникальна, что в космическом пространстве вокруг нее нет ничего подобного? Это не простой вопрос. Только изучив внутреннее строение планеты, историю ее формирования, химический состав, развитие оболочек Земли (включая мантию, литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу), структуру и эволюцию земной коры и еще много других вопросов, мы сможем приблизиться к пониманию причин, сделавших планету Земля столь уникальной.


Чтобы успеть найти ответы на все эти вопросы, мы разделимся на дружные команды. В каждой команде выберете командира, который будет отвечать за организацию работы в группе. А сейчас давайте разойдемся по отсекам космического корабля. (Примечание: ученики рассажены по группам. Названия отсеков корабля – название оболочек Земли).
Первая дружная команда: «ЗЕМЛЯ»- как часть Солнечной системы.
Вторая дружная команда: «Воздух (АТМОСФЕРА)»
Третья дружная команда: «Вода (ГИДРОСФЕРА)»
Четвертая дружная команда: «Земная кора (ЛИТОСФЕРА)»
Пятая дружная команда: «Жизнь (БИОСФЕРА)»
(слайд 5)
Ребята, работа всего корабля зависит от слаженной работы каждой команды.
Работа в группах.
Учитель: Перед вами лежат желтые листочки с заданием, на которых даны опорные слова и фразы. Вы должны составить рассказ в течение
5 минут. После совместной подготовки рассказа, вы выбираете одного ученика для выступления и защиты работы своей команды. Приступаем!
(включается музыка со слайдом 6)
(после 5 минут работы)
Учитель: Время закончилось, внимание! Сейчас послушаем с вами, ребята, что же у нас получилось.
Первым слово предоставляется команде «Земля»
Молодцы, действительно месторасположение планете Земля иметь самые благоприятные условия для зарождения на ней жизни, что является уникальным событием. (слайд 7-9)

Сейчас выслушаем команду « Воздух - Атмосфера»
Умницы! Благодаря наличию озона сохраняется все живое на Земле.(слайд10-12)

Следующая команда «Вода - Гидросфера»
Хорошо! Наличие запасов воды – еще одна уникальность планеты. (слайд 13-16)

Слово предоставляем команде «Земная кора - Литосфера»
Молодцы, ребята! Наличие почвы способствует существованию растительного мира, что является тоже уникальным явлением. (слайд 17-18)

И следующая команда – это «Жизнь - Биосфера»
Замечательно, мы с вами пришли к выводу, что Земля – это уникальный объект во Вселенной. (слайд 19)

Учитель: И первые люди, слетавшие в космос, были поражены тем, каким
невероятным чудом из чудес представляется Земля с орбиты. Слово
предоставим __________________, который подготовил небольшой рассказ о
том, какой человек увидел Землю из космоса. Выйди к доске, пожалуйста!
(Сообщение учащегося, получившего опережающее задание. Слайд № 20-21)
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, вылетевшим в космос. На своем дистанционно-управляемом корабле Восток-1 он поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли. Когда он, и его глазами все человечество впервые, увидело Землю из космоса, он сказал: "Небо очень черное. Земля голубая. Все видно очень ясно". Космонавты говорят, что из космоса Земля выглядит, как драгоценный камень и она неповторима.
Учитель: Молодец! Хорошее выступление. Присаживайся на место.

Учитель: Ребята, а как вы представляете себе Землю с высоты полета?
Какого цвета небо и Земля?
Сейчас вы возьмете кисти, краски, карандаши, мелки, листы бумаги и нарисуете в течение 3-х минут, какого цвета небо и Земля, как вы себе их представляете? Приступили!
(включается музыка со слайдом 22)
Учитель: Работу закончили, покажите свои работы одноклассникам, нашим гостям. Эти работы сейчас мы повесим на доску, возьмите магниты. Какие вы молодцы!
(выполняется творческая работа и в итоге демонстрация рисунков)
Учитель: В ясные дни небо кажется нам голубым. В действительности у неба нет цвета. Его окраска зависит от света, пересекающего его и материалов, присутствующих в атмосфере. Солнечный свет представляет собой смесь многих цветов, составляющих радугу. Когда солнечные лучи попадают в атмосферу, частицы пыли и водяного пара рассеивают их. Голубой свет рассеивается лучше всех. Поэтому небо кажется нам голубым.
III. Закрепление. (2 минуты)
Сейчас, ребята, мы подведем итог нашей совместной работы. Перед собой вы видите небольшие тесты на зеленых листочках. За пару минут рядом с цифрой поставьте, пожалуйста, верную букву или несколько букв.
(7 баллов – «5»; 5-6 баллов –«4»; 3-4 балла – «3»)
1. На каком расстоянии орбита Земли удалена от Солнца:
а) 120 млн. км
б) 400 тыс. км
в) 150 млн. км.
2. Земля вращается вокруг своей оси и обеспечивает смену дня и ночи :
а ) каждые 24 часа;
б ) каждый месяц ;
в) каждые 12 часов.
3. В состав атмосферы входит:
а) кислород, которым дышат живые существа (21%);
б) углекислый газ, необходимый для питания растений (1%);
в) азот, который составляет 78% воздуха.
4. Озон – разновидность кислорода. Он:
а) сохраняет тепло нашей планеты;
б) составляет особый озоновый слой, который задерживает опасное для
организмов излучение из космоса.
5. Закончите предложение:
Необходимая для жизни вода движется в природе, начинаясь в Мировом океане и заканчиваясь в нем. Этот процесс движения воды носит круговой характер и называется
Учитель: А сейчас давайте проверим себя.
( оценивание) (слайд 23)
Учитель: Уникальность планеты Земля – наличие в ней жизни. Она неповторима. Уникальность Земли заключается ,прежде всего в том, что на ней живем мы, разумные люди. Есть растительный и животный мир. (слайд 24)
Но, к сожалению, человек своими необдуманными поступками наносит вред нашей удивительной планете. Человеку даже под силу уничтожить Землю. Именно от человека зависит, решит ли он те экологические проблемы, которые ставят под угрозу существование всего живого на Земле. Механизм жизни необычайно прочен, однако не беспредельно. В случае поломки нашего корабля пересесть нам будет не на что! Помните об этом. Надо беречь то, что имеем!
(слайд 25)
Учитель: Чтобы этого не произошло, давайте выслушаем одно из обращений
к землянам, которое вам было дано на домашнее задание, чтобы
Земля оставалась одной из удивительных планет в Солнечной системе.
(выслушиваем одно обращение и весим на стенд) (слайд 26)
IV.Домашнее задание.
Творческое задание: подготовить стенд для учащихся школы, используя рисунки и ваши обращения к землянам, на тему: «Уникальность планеты Земля»
(слайд 27)
Рефлексия.
Ребята, урок подходит к концу, возьмем кисти, краски, можно работать пальчиками, руками. Отразим впечатления, ощущения от урока, наше настроение на листе бумаги. Вы должны выполнить работу, пока я читаю стихотворение. Приступайте к работе.
(На фоне музыки учитель читает стихотворение слайд 28)


О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, По имени природа! У нее для всех хватает доброты. И мы живем, запечатлев навеки, В душе ее прекрасные черты – Поля, луга, леса, моря и реки. Три колдуна есть у природы: Вода, земля и воздух - три ее основы. Какая бы не грянула беда – Все возродится снова. Но если... Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это “если” значит? О человек! Природа – мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет. Ни рослых трав, ни голубых озер. Цени ее доверие. Природы! Не обмани его!
VI. Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок за урок.
Молодцы! Все хорошо поработали, оценки по выполнению теста получили. И ваше настроение, которое вы выразили на листе бумаги оставьте мне в конце урока на память, пожалуйста.
Мы расстаемся, но лишь для того, чтобы встретиться вновь и узнать еще много нового и интересного о нашей уникальной планете. Спасибо за урок! (слайд 29)



Заголовок 115