План-конспект для проведения занятия по ОБЖ на тему Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья человека (1 курс)

бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова»





ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»

Раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема: Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья человека.









г. Череповец
2015 г.


Тема: Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья человека.


Цель: 1. Ознакомить студентов с понятиями о репродуктивном здоровье человека.
2. Дать представление о медико-социальных проблемах, касающихся репродуктивного здоровья молодёжи.
3. Изучить проблемы сексуального дебюта девушек и юношей, а также риска инфекций передаваемых половым путём (ИППП).
4. Получить первичные навыки о медико-социальных аспектах подростковой беременности.
5. Дать рекомендации подросткам об основных мероприятиях для сохранения репродуктивного здоровья, а также куда обратиться, в случае проблем со здоровьем репродуктивной сферы и ИППП.
Форма урока: Лекция-беседа, показ, общение (комбинированное занятие).
Методы и приемы: раскрытие содержания учебных вопросов преподавателем с применением разработанной презентации, в сочетании с обсуждением; доклады по теме.

Учебно-наглядный комплекс: Учебные видеофильмы; Презентация по теме занятия, слайды.

Ход занятия

I. Организационный момент (Проверка наличия студентов, озвучивание темы и цели занятия, порядка его проведения).3 мин.

II. Проверка домашнего задания (устный фронтальный опрос студентов) - ........15 мин.

Что такое реанимация? Что входит в это понятие?
Назовите признаки клинической и биологической смерти.
Как можно убедиться, что у пострадавшего наступила клиническая смерть?
Как определить, что у человека отсутствует сердечная деятельность и дыхание?
Как «запустить» сердце человека?
Какова последовательность действий одного спасателя при сердечно-легочной реанимации? Двоих? Троих?
Какова максимальная численность группы спасателей при совершении сердечно-легочной реанимации?
Какое действие необходимо совершать спасателям после каждого цикла действий при сердечно-легочной реанимации?
Что нужно сделать с пострадавшим после того, как вам удалось восстановить у него работу сердца и дыхание?

III. Изучение новой темы, изложение материала (вводная, основная и заключительная часть) - ..65 мин.

IV. Закрепление пройденного материала (краткий опрос, ответы на вопросы студентов) - ....5 мин.

V. Подведение итогов занятия и домашнее задание (доведение оценок за занятие, решение общих вопросов и домашнее задание) - ...2 мин.

Изучение новой темы
Преподаватель начинает разъяснение материала с помощью презентации (слайды 1-3).
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов».
Репродуктивное здоровье означает, что у людей есть возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь и они имеют возможности для воспроизводства и свободу принятия решения в отношении его целесообразности, времени и частоты.
Последнее условие подразумевает право мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам регулирования деторождения по их выбору, который не противоречит закону, и право иметь доступ к соответствующим услугам в области охраны здоровья, которые бы позволили женщинам благополучно пройти через этап беременности и родов и предоставили бы супружеским парам наилучший шанс иметь здорового ребенка”.
Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Оно касается каждого. Оно касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни. Являясь не только отражением здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни как женщин, так и мужчин, и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению.
Преподаватель рассказывает, что состояние репродуктивного здоровья молодежи является серьезной медико-социальной проблемой (слайд 4).
Хорошее репродуктивное здоровье становится уделом немногих людей в связи с:
недостаточными знаниями о сексуальности человека;
несоответствующей требованиям, некачественной или недоступной информацией и обслуживанием в области репродуктивного здоровья;
распространенностью опасных форм сексуального поведения и инфекций, передаваемых половым путем;
ограниченностью выбора, перед которым стоят многие девушки и женщины в своей жизни.
Многие из названных проблем возникают во время подросткового периода – в то самое время, когда формируются основные привычки поведения, которые могут иметь в дальнейшем самые серьезные последствия для репродуктивного здоровья.
Преподаватель рассказывает, что студенты составляют группу высокого риска абортов и инфекций, передаваемых половым путем (слайд 5).
Преподаватель разъясняет, что существуют серьезные проблемы, касающиеся характера сексуального дебюта девушек-подростков (слайд 6-7).
Преподаватель подчёркивает, что самыми значимыми проблемами репродуктивного здоровья являются инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), включая ВИЧ/СПИД, и аборты. (слайды 8-15).
В настоящее время известно около 30 инфекций, передаваемых половым путем. Согласно оценочным данным ВОЗ ежегодно в мире регистрируется 333 млн. новых случаев инфекций половых путей, причем женщины становятся жертвами этих болезней в пять раз чаще мужчин. Один миллион человек в мире ежегодно умирает от инфекций половых путей, исключая ВИЧ/СПИД. Инфекции, передаваемые половым путем, вызывают хронические воспалительные процессы половых органов как женщин, так и мужчин, резко снижая качество репродуктивного здоровья, приводя во многих случаях к бесплодию.
Преподаватель далее рассказывает, как предупредить заражение ИППП и куда следует подростку обратиться за помощью (слайд 16-17).
Проблемы охраны репродуктивного здоровья неотделимы от проблем охраны сексуального здоровья и должны рассматриваться исходя из равенства прав мужчин и женщин на репродуктивное и сексуальное здоровье. Человеческая личность проявляется мириадами способов, одним из которых является сексуальность, влияющая на мысли, чувства, взаимодействия и способствующая той энергии, которая побуждает людей искать любви, контакта, тепла, близости и достигать таким образом психического и физического здоровья. Однако сексуальность может иногда выражаться и таким образом, когда ставится под угрозу здоровье как отдельных лиц, так и семей (болезни, передаваемые половым путем, нежелательная беременность, насилие и т.д.).
Преподаватель далее рассказывает о ранних абортах и других проблемах и медико-социальных аспектах подростковой беременности (слайд 18-23).
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые многими странами по развитию служб планирования семьи, темпы снижения числа абортов еще достаточно низкие, особенно в развивающихся странах и в странах с неустойчивой экономикой.
Согласно мировым оценочным данным:
в мире абортируется две трети всех беременностей;
из всех методов контрацепции аборты составляют 21–28%;
ежегодно в мире производится 45 млн. абортов, что составляет 37–40 абортов на 1000 женщин фертильного возраста;
более одной трети всех абортов являются осложненными;
аборты становятся причиной 80% случаев вторичного бесплодия;
примерно 13% всех случаев материнской смертности происходит вследствие абортов.
Преподаватель далее поясняет слайд со структурой материнской смертности у юных женщин (слайд 18-23).
Преподаватель далее с помощью слайдов рассказывает о том, что подростки и молодежь нуждаются в контрацепции (слайд 24-26).
Хотя потребности репродуктивного здоровья у мужчин и женщин отличаются по масштабу и характеру, мужчины играют особую роль в репродуктивном здоровье женщин. Но мужчины в своем большинстве плохо представляют себе потребности женщин в области репродуктивного и сексуального здоровья и не относятся к этому с должным вниманием. От мужчин необходимо и потребовать, и помочь им взять на себя ответственность за свое сексуальное и репродуктивное поведение и свою социальную и репродуктивную роль. Необходимо, чтобы мужчины осознавали опасность, с которой сталкивается женщина в результате беспорядочных половых связей и слишком раннем начале половой жизни, при беременности и родах, особенно в подростковый период. Службы планирования семьи должны предоставлять всеобъемлющую и доступную информацию, обеспечивать гарантированный доступ каждому человеку к просвещению по половым вопросам и услугам в области планирования семьи. Только осведомленные люди могут и будут действовать с чувством ответственности и с учетом их собственных потребностей, а также потребностей своей семьи и общества. Охрана здоровья женщины, в особенности охрана ее репродуктивного и сексуального здоровья, требует, чтобы и мужчина и женщина, составляющие пару, совместно об этом заботились и стремились помочь друг другу.
Преподаватель далее с помощью слайдов (слайд 27-30) даёт рекомендации по соблюдению здорового образа жизни (ЗОЖ), в целях сохранения хорошего репродуктивного здоровья подростков. Главная цель соблюдения ЗОЖ – рождение в счастливых семьях здорового потомства!
Рекомендации и основные мероприятия для сохранения репродуктивного здоровья подростка.

1. Высыпайтесь и просыпайтесь естественным образом. Большинство людей, ведущих здоровый образ жизни, просыпаются без будильника в отличном настроении, отдохнувшие и с хорошим аппетитом. Они разработали фитнес-план и придерживаются его. Такие люди легко засыпают, крепче спят, кроме того, потребность в сне у них меньше, т.е. для восстановления сил им нужно всего несколько часов крепкого сна. Известно, что между недосыпанием и избыточным весом (ожирением) существует стойкая связь. Сон восстанавливает силы организма, помогает перестроиться и подготовиться к новому дню.
2. Будьте готовы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, еще с вечера готовят спортивные принадлежности и одежду на следующий день, заблаговременно планируют распорядок дел на целую неделю с учетом спортивных тренировок. Кстати, к тренировкам они относятся так же серьезно, как к деловым встречам или социальным обязательствам.
3. Делайте утреннюю зарядку. Занятия спортом утром более эффективны, чем вечерние занятия, кроме того, они лучше вписываются в распорядок дня. После утренней зарядки появляется приятное ощущение удовлетворения и гордости, что помогает выбирать здоровое питание на протяжении дня, успешно выходить из стрессовых ситуаций и сохранить хорошее настроение. Утренняя зарядка – лучшее начало дня, которое в конечном итоге влияет на множество решений, которые мы принимаем в течение дня.
4. Планируйте режим питания. Люди, ведущие здоровый образ жизни, питаются строго в определенное время, планируют приемы пищи с учетом тренировок и точно знают, что съедят и когда. Вначале придется приложить некоторые усилия, чтобы определиться с выбором здоровой пищи и закусок, но не стоит пускать питание на самотек. Если вы настолько проголодались, что направляетесь к шведскому столу или заказываете еду в кафетерии фастфуда, это первый признак близящейся катастрофы. Для здорового образа жизни женщина обязана есть только все натуральное и свежее, дабы выглядеть моложе и привлекательнее. Следует употреблятьнормальную человеческую и натуральную пищу. Вспомните, когда человечество ещё не изобрело колбасы и сыра, к примеру, все люди ели картошку и рис, капусту, морковь, огурцы и многие другие овощи и фрукты.  Сейчас же, напротив, мы ждем начисления зарплаты для того чтобы прийти в магазин и скупить все виды сарделек, сыра, кетчупа и майонеза. Жить не можете без этих продуктов? Тогда у нас есть для вас прекрасная альтернатива. Замените все «нехорошие» продукты например такими: колбасу и сыр – на рыбу и брынзу; кетчуп и майонез – на оливковое масло и кукурузное. Альтернатива всегда найдется, ведь главное – захотеть! Ешьте правильную пищу. Ведь сколько овощей и фруктов не ешь – польза от них идет только в лучшую сторону для вашего организма.
5. Не зацикливайтесь на неудачах. Люди, ведущие здоровый образ жизни, не позволяют неудачам остановить их на пути к цели – одна пропущенная тренировка не превращается в две или три. После пропущенной тренировки они оправляются в спортзал и занимаются еще интенсивнее. Также не следует особо расстраиваться и прекращать диету из-за одного куска пиццы или торта. Нужно вернуться к режиму здорового питания, регулярно заниматься спортом и хорошо высыпаться, чтобы время от времени позволять себе небольшое послабление и пропускать тренировку, при этом не обвиняя себя во всех смертных грехах.
6. Измените образ жизни и привычки. Стройные люди стали такими не за одну ночь – для этого им понадобилось гораздо больше времени. Они много читают о фитнесе и правильном питании, и не пытаются преобразиться за один день, постепенно меняя привычки до тех пор, пока они не станут естественной частью их жизни. Как говорили мудрецы, выбери лучшее, а привычка сделает это приятным и естественным.
7. Научитесь отличать психологию успеха от бесполезных и вредных советов «как быстро похудеть без усилий». Люди, ведущие здоровый образ жизни, не ведутся на волшебные средства быстро и без усилий похудеть и оздоровиться. Они знают, что долголетие, хорошее здоровье и стройная фигура не даются легко, и чтобы ежедневно наслаждаться этими преимуществами, нужно приложить немало усилий. Помните: если что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой, значит, это неправда.
8. Сбросьте лишний вес и сохраните достигнутый. Люди, ведущие здоровый образ жизни, знают, что одной диеты еще недостаточно, чтобы похудеть и сохранить достигнутый вес на долгое время. Занятия фитнесом – вот залог успешного похудения. При условии регулярных занятий спортом достигнутый вес можно сохранить на всю жизнь. Причиной избыточного веса – вернее, неуправляемого аппетита и неконтролируемого поедания всякого вкусненького и не вкусненького – часто бывает отсутствие спокойствия и душевной гармонии в душе женщины. Искать причину психологического «недоедания» нужно, прежде всего, в себе. Для того чтобы вести нормальный образ жизни и питаться всем, чего душа желает, следует прежде всего заняться спортом. Здоровый образ жизни женщины заключается не только в диетах и спорте, следует следить за собственной гигиеной, есть те продукты, которые продаются не на прилавках Макдональдса или других забегаловок.
9. Не пренебрегайте позитивным аутотренингом. Чтобы сохранить хорошую фигуру, нужно пользоваться приемами позитивного аутотренинга. Вряд ли вы похудеете, если будете постоянно твердить себе «Я толстая» или «Я лентяйка». Чаще повторяйте фразы «Я сильная», «У меня все получится», «Я забочусь о своей фигуре» и т.п.
10. Ставьте перед собой реалистичные цели. Люди, ведущие здоровый образ жизни и следящие за фигурой, всегда стремятся к реалистичным целям. Некоторые хотят похудеть до определенного размера или параметров. Другие стремятся своим поведением поддержать определенную акцию, например, бегают трусцой в целях борьбы с раком груди или занимаются велоспортом для борьбы с лейкемией. Достигнув одной цели, поставьте перед собой следующую и составьте план, как ее достичь.
Если вы мечтаете о стройном, здоровом, сильном и выносливом теле, выберите для себя хотя бы одну из перечисленных выше привычек и не отступайте от нее. Когда эта привычка станет для вас второй натурой, переходите к следующей. Помните – чем больше у вас здоровых привычек, тем легче и насыщеннее будет ваша жизнь, и тем больше вас будет радовать ваше отражение в зеркале.
В заключение изложения материала преподаватель делает основные выводы по изученной теме. В частности, что следует помнить подросткам:
Любовь романтична – болезнь нет!!!
ВИЧ-инфекция передается половым путем, следовательно, риск заражения любой ИППП совпадает с риском заражения ВИЧ-инфекцией!
Сексуальное и репродуктивное поведение должно быть безопасным (предупреждение аборта и ИППП)!
Каждый здравомыслящий человек исповедует самоохранительную концепцию репродуктивного здоровья, должен думать о контрацепции при нежелательной беременности!


IV. Закрепление пройденного материала
(краткий опрос, ответы на вопросы студентов)
- Подвожу итоги занятия, делаю анализ отмеченных недостатков по качеству ответов и по умению отвечать на поставленные вопросы;
- Отмечаю лучшие ответы студентов, обращаю внимание на отстающих;
- Довожу оценки за занятие.

V. Подведение итогов занятия и домашнее задание
(доведение оценок за занятие, решение общих вопросов)

- Даю задание на самостоятельную подготовку:

1. Что включает в себя понятие «репродуктивное здоровье человека»?
2. Какие Вы знаете медико-социальные проблемы, касающиеся репродуктивного здоровья молодёжи?
3. В чём заключаются проблемы сексуального дебюта девушек и юношей?
4. В чём заключается риск инфекций передаваемых половым путём (ИППП), какие из них Вы знаете?
5. Какие проблемы и медико-социальные аспекты подростковой беременности Вы знаете?.
6. Какие существуют рекомендации по основным мероприятиям для сохранения репродуктивного здоровья подростка?
7. Куда следует обратиться, в случае проблем со здоровьем репродуктивной сферы и ИППП?