Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.


План – конспект на тему:
 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.
Тип урока: изучение нового материал. Примечание: с опорой на знания, полученные ранее по темам о здоровье.
Класс: 8.
Место проведения: класс.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки для проведения теста.
Цель: сформировать представление о здоровым образе жизни (ЗОЖ) как необходимом условии сохранении и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать представление о ЗОЖ;
- обеспечить учащихся необходимой информацией для ведения ЗОЖ;
- привлечь внимание учеников к проблеме ЗОЖ людей в современном обществе и к собственному ЗОЖ.
Развивающая:
- развивать способность применения полученных знаний;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающая:
- стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья;
- повышение общей информационной культуры учащихся.
Ход урока
Организационный момент (психологический настрой на урок).
Точечный массаж лица.
Точечный  массаж для профилактики простудных заболеваний. Проговаривая текст, дети одним – двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8 -9 на каждой точке.
У нас на теле точки есть-
Столько много, что не счесть.
Очень плавно по спирали
Эти точки мы нажали.
Пальчик в ямку опустился
И немного покрутился.
(Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами)
Под губой и над губой
Помассируем с тобой.
А теперь два пальца сразу
Из носа выгонять заразу.
(Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа)
Руки в кулачки сожмем,
Крылья носа разотрем.
Точка есть и в центре лба –
Помассируй для ума.
Возле уха и внутри
Точки хорошо потри.
(Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри)
Большим пальцем вниз пойдем
И ангину уберем.
(Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком)           
Эти точки без сомненья, -
От простуды избавление.
- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).
II. Мотивация и целеполагание.
(Просмотр мультфильма «Смешарики»)
Учитель.Давайте определим тему нашего занятия.
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Правильно, но мы поговорим не просто о здоровом образе жизни, а о «Здоровом образе жизни как необходимом условии сохранения и укрепления здоровья человека и общества».
Какова цель нашего урока?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Цель нашего урока «Сформировать представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ) как необходимом условии сохранения и укрепления здоровья»
III. Изучение нового материала.
Во все времена были люди, которые уделяли внимание своему здоровью и здоровому образу жизни: занимались физкультурой, закаливались, искали эликсир молодости, принимали ванны с растениями, пили различные отвары и т. д.
Учитель.Что вы понимаете под здоровым образом жизни?
Учащиеся. (ответы)
Учитель.ЗОЖ - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
ЗОЖ создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психологических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Какие факторы положительно влияют на здоровье человека?
Учащиеся. (ответы)
Учитель.Факторы, которые положительно влияют на здоровье человека:
- соблюдение режима дня;
- рациональное питание;
- закаливание;
- занятие физической культурой, (проведение физкультминутки с предметами);
- соблюдение личной и общественной гигиены;
- хорошие взаимоотношение с окружающими.
Что такое режим дня?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Режим дня - рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час.
Что вы понимаете под рациональным питанием?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Рациональное питание (от латинского – расчет, мера, разумный, обоснованный)– это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. (видеоролик)
Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное мясо.
Основные принципы рационального питания:
Умеренность.
Сбалансированность.
Четырехразовый приём пищи.
Разнообразие.
Биологическая полноценность.
Интересно узнать “Правильно ли ты питаешься?” - тест на карточках:
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3. Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7. Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
8. Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.
9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
Подсчёт баллов: “А” – 2 балла, “Б” – 1 балл, “В” – 0 баллов.
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания.
Ещё раз проанализируйте ваше питание.
Вывод: каждый для себя должен сделать вывод, правильно вы питаетесь и что нужно изменить, ведь у вас вся жизнь впереди. Заботиться о своём здоровье нужно уже сейчас.
Учитель. Кто-то из вас занимается закаливанием.
Учащиеся. (ответы)
Обычно начинают закаливание с воздушных и солнечных ванн при температуре воздуха от 24 градусов для детей до года, от 18 градусов для детей более старшего возраста, и от 12 градусов для взрослых. Дети принимают первые воздушные ванны в домашних условиях, взрослые могут сразу начинать закаливание на улице (следите при этом, чтобы не было ветра). Необходимо раздеть ребенка или раздеться самому, и активно подвигаться или выполнить пассивные упражнения с ребенком. Продолжительность первого сеанса закаливания может не превышать 1 минуты, постепенно закаливание увеличивается до 40 минут. Также постепенно можно переходить к воздушным ваннам при более низких температурах, а детей выносить на улицу для закаливания. Затем постепенно можно переходить к водным процедурам. Закаливание начинают с обтирания. Закаливание обтиранием начинают с температуры воды, соответствующей температуре кожи в области сердца. У детей до 1 года жизни это 35 градусов, у детей 33 градуса, у взрослых 31 градус. Затем в закаливание добавляется обливание.
Кто из вас занимается каким-либо видом спорта?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. А как вы думаете какие факторы отрицательно влияют на наше здоровье? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте просмотрим видеоролик «Вредные привычки»
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Но только ли вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики) являются отрицательными факторами?
Учащиеся. (ответы)
Факторы отрицательно влияющие на здоровье:
- вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики);
- эмоциональная и психологическая напряженность при общении с окружающими;
- неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.
Таким образом, здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это – достижение полного духовного, физического и социального благополучия для себя, для нашего общества и государства.
IV. Закрепление, подведение итогов работы.
Учитель. Давайте вспомним цель нашего урока, достигнута ли она?
1.  Что следует понимать под здоровым образом жизни?
2.  Какие факторы оказывают положительное влияние на состояние здоровья?
3.  Какие факторы оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья?
V. Домашнее задание.
П. 8.4 читать, отвечать на вопросы стр. 190
VI. Рефлексия.
Пальцами правой руки оцените свою работу.
Пальцами левой руки выскажите своё отношение о проведённом уроке. Где 5— всё отлично, 4 — хорошо, 3— понял, но есть вопросы, 2— не понял, 1— всё плохо.
Литература и ссылки
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учрежденй / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 240с.
Видеоролик «Смешарики» https//www.youtube.com/watch?v=ofkbNrpN2zsВидеоролик «Вредные привычки» https//www.youtube.com/watch?v=3v305XxwOJo