Урок по изобразительному искусству на тему Изображение человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека ( 7 класс)


Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Изображение человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека.
Автор: Дементьева Юлия Евгеньевна, МБОУ СОШ №41 г. Новокузнецка
Класс: 7 класс
Тип урока: изучение нового материала.
 Цели:
познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
развивать навыки овладения техникой рисования;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
учить выполнять рисунок карандашом.
научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению
Задачи:
Образовательная– ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела;
- ознакомить с основными пропорциями человеческой фигуры;
- научить рисовать фигуру человека по представлению.
Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;
- развивать мышление, память, глазомер.
Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия произведений мировой художественной культуры.
Оборудование: видеоряд работ скульпторов с изображениями фигур человека, схемы рисования фигуры человека, учительский рисунок фигуры человека на доске.
План урока.
Беседа о рисунке, о канонах изображения человека.
Постановка художественной задачи.
Образец педагогического рисунка.
Практическое выполнение.
Рефлексия.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
Здравствуйте ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об особенностях изображения человека мастерами разных эпох. На примере нескольких произведений мы наглядно увидели с вами различия их исполнения, и даже попытались это объяснить различным способом видения человека.
Сегодня я хочу вам показать наличие двух различных способов видения и построения фигуры человека на примере двух правил: 21*Х и  A : B = B : C.
Вопрос: Кто-нибудь знает или догадался, что означают эти формулы или правила?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Это два способа построения изображения или два способа видения гармонии.
Это (a: b = b: c или с: b = b: а ) правило золотого сечения, в котором дано пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.
4206240274320А это (19*21) канон или правило изображения человеческой фигуры, как система пропорционального разделения тела на равные части.
Вопрос: Как эти правила работают, спросите вы? И причем тут человеческое тело? Учащиеся высказывают свое мнение.
Очень просто. Первое и раннее правило пропорции появилось в Древнем Египте. Египтяне для высекания или написания стройной скульптуры или изображения человека использовали систему равномерного членения фигуры на части, каждая из которой равнялась длине среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. (Показать эскиз). Всего частей было 21. Фигура разделена на 19 равных частей, 2 части приходится на традиционный головной убор.
Согласно египетскому канону фигура человека всегда делилась на одинаковые части, в основе которых была длина пальца, соответственно все изображенные статуи насчитывали столько же частей (показать рисунок).
Вопрос: Как вы думаете, в чем было удобство и данного правила и что оно не учитывало? Если скульптор, знал длину одного из данных отрезков и что их всего 21, мог ли он сразу просчитать какой длины будет фигура?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Да кроме того, зная, что все части фигур имеют одинаковый размер, мог ли он, начать высекать фигуру, например с колена, а голову или стопу поручить высекать своему ученику или подмастерье? Мог, были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах жительства; один художник выполнял верхнюю половину фигуры, другой — нижнюю. Затем, когда складывали обе половины вместе, они точно сходились, и не было никакого нарушения пропорций.
-165735261620Вопрос: Однако, что не могло учесть данное правило построения фигур? Обратите внимание, что перед нами фигура среднего идеального пропорционального человека, да? Он мужчина соответственно плечи у него широкие, бедра узкие и так далее, но в жизни, если мы оглянемся вокруг мы можем увидеть совершенно различные пропорции тела человеческого, в этом наша индивидуальность – неповторимость и непохожесть, скучно было бы, если бы мы все были как на подбор, да?
Значит, что не учитывает данное правило? Особенности каждого человека.
А еще? Обратите внимание, здесь нарисованы пропорции взрослого человека, а если надо нарисовать ребенка? Нужны совершенно иные пропорции, но та как был задан единый канон, дети в Древнем Египте изображались вот так (показать рисунок). Как маленькие взрослые, да?
Вопрос: Как вы думаете, зачем египтянам нужна была такая типизация изображений? Зачем штамповать фигуры? Неужели египтяне не видели что люди разные? Учащиеся высказывают свое мнение.
Может и видели, но не это их волновало, вспомните мы говорили, что египтянин создает скульптуру, не для того что бы полюбоваться на красоту тела.
А для чего? Он создает оболочку для «Ка» - души человека, в которую она потом воскреснет. Египтянина не интересовала земная красота человеческого тела. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основная действительность начиналась после смерти.
А вот построение фигуры согласно другому правилу - a: b = b: c, отсылает нас в мир зримый, с чувственными и земными формами. Еще Пифагор вычислил, что код золотого сечения это соотношение 1 : 1.618.
Вопрос: Но как в реальности выглядит данное правило деления целого на пропорциональные, но неравные части кто-нибудь знает? Учащиеся высказывают свое мнение.
2110740824230Выглядит совершенно удивительно! Удивительно, потому что данное деление можно встретить в строении многих животных, насекомых, и конечно человека. Так рога коз, хобот слона и улитка закручены в форму спирали с неимоверной точностью, выполненной согласно правилу золотого сечения. В ящерице с первого взгляда улавливаются пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38, как тело относится к длине головы. Золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по правилу золотого сечения.
21107403175152403175 В человеке же все кости выдержаны в пропорции золотого сечения. И чем ближе пропорции человека к формуле золотого сечения 1 : 1.618, тем более идеальным выглядит внешность человека. Попробуйте измерить расстояние от пола до талии, а потом от талии до головы. Если у Вас правильная пропорция тела, соотношение будет равным 1 : 1.618. Где 1(единица) это наше тело – С, а - 1,618 это ее идеальная пропорция, полученная в результате разделения В на А, в которой А – это верхняя часть туловища = 38, В - нижняя часть туловища В = 61. Попробуйте измерить себя от ступней до пупка а потом рост поделить на эту большую величину, если у вас получится 1.618, то в вас золотая пропорция.
Число, равное отношению b/a, обозначается прописной греческой буквой Фи Φ {\displaystyle \Phi } в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Само понятие золотого сечения ввел еще Леонардо да Винчи, называя его также «божественной пропорцией»
Данная пропорция была известна с древних времен мастерам живописи и скульптуры, и как ни странно древние египтяне знали эту пропорцию. По принципу золотого сечения были построены египетские пирамиды. В основании пирамид лежат квадрат. Главные пропорции в пирамиды Хеопса заключаются в соотношениях линий треугольника ORP. Данный треугольник у египтян назывался священным треугольником. Благодаря ему все стороны египетских пирамид равны, как «пифагоророы штаны» или сумма квадратов катетов, которые равны квадрату гипатенузы.
2253615257175А если на знаменитое лицо Нифертити – («главной супруги» древнеегипетского фараона Эхнатона), наложить маску состоящую из множества пропорциональных треугольников, содержащих в себе соответствие пропорции 1,618, то можно понять почему она так привлекательна.
Данную маску изобрел пластический хирург Стивен Марквард . С ее помощью можно определить, насколько близко к совершенству твое лицо. Конечно, маска меняется в зависимости от расы. Накладывая данные маски на лица отдельных людей, Маквард находил неточности и старался их нивелировать хирургическим путем.
III. Творческое задание.
Еще во времена поздней античности архитектора Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» определил пропорции мужского человеческого тела, так называемый канон, который потом использовал Леонардо да Винчи.
2777490487680Вот и нам, чтоб начать рисовать нужно, знать пропорции человека, т.е. соотношение всех частей изображаемого объекта по отношению друг к другу и к целому – это основное умение в рисовании. Это позволит нам задать нужный масштаб рисунка, и рисовать либо больше натуры, либо меньше.
Давайте попробуем нарисовать тело человека, пользуясь пропорциями. Возьмем среднестатистические пропорции, где единицей измерения выступит длина головы. Тогда высота тела составит примерно 7-8 голов. Конечно, люди очень разные и каждый раз высчитывать пропорции неудобно, обычно глаз опытного художника привык их видеть без расчета, но мы пока учимся.
Перед вами изображение девушки. Я замерила высоту головы и отложила вниз 7 таких же отрезков. У нее рост получается почти 8 голов. Обратите внимание, где находятся плечи, грудь, локти, талия, конец рук, колена, ступни.Чтоб нарисовать тело девушки представьте ее скелет. И изобразить это просто линиями, которые бы показывали позу, в которой стоит девушка. По началу пока вы учитесь, всегда старайтесь изобразить эту простую форму тела. Вам может показаться, что это ерунда, но данном этапе мы сможем проследить основные пропорции, и тогда руки не будут кончаться выше или ниже таза или ноги расти от ушей.
1. Нарисуйте голову овалом, горизонтальной линией мы показываем расположение глаз, а вертикальной — середину головы. Отмерьте линейкой длину головы и отложите еще 7 таких отрезков вниз. Теперь ориентируясь на рисунок, нарисуйте так называемый скелет тела. Ширина плеч равна ширине двух голов, у мужчин - трех.
2. Теперь упрощенно нарисуйте грудную клетку, область таза, руки и ноги, кружочками показываем гибкие суставы.
3. Сотрите первоначальные линии и сделайте очень светлые линии, которые вы рисовали в шаге 2, просто пройдитесь ластиком по них. Теперь рисуем ключицу, шею, плечи, грудь, соединяем линиями грудную клетку и туз по бокам, выводим линии ног и рук. Старайтесь повторить все изгибы, они образуются мышцами. Т.е. чтоб научиться рисовать тело человека вам необходимо знать анатомию, скелет и рас расположение мышц, и как мышцы и кости ведут себя при разных движениях, позах.
4. Стираем ненужные нам линии, рисуем купальник. Вот так можно с помощью таких нехитрых построений правильно нарисовать тело человека для начинающих.
IV.Подведение итогов урока.Учащиеся демонстрируют свои работы.
Что нового мы узнали на уроке? Поиск пропорции фигуры человека в различные исторические периоды.
С какими новыми терминами мы познакомились? «Пропорции», «канон», «золотое сечение».
Чему учились? Учились находить пропорции.
Домашнее задание: Довести до конца начатое на уроке задание. Подобрать рисунки с изображением человека в движении.