Урок по ИЗО на тему Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет (4 класс)

Урок по ИЗО в 4г классе.
(Хасанова Регина Ринатовна)

Тема: Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет.

Цели и задачи: познакомить учащихся с жанром портрета; показать роль искусства в понимании красоты женщины; учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; познакомить с творчеством М. В. Васнецова; показать отражение пропорций и мимики лица в портрете; развить воображение, творческую фантазию, графические навыки.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: урок-исследование

Основные термины: портрет, мимика, пропорции, кокошник.

Зрительный ряд: репродукции картин М. В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком»

Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции картин, презентация по теме; для учащихся – альбом, графические материалы.

Ход урока:
Урок начинается с прослушивания мелодии «В гостях у сказки».
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть на моем уроке. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество.
- Мы сегодня с вами отправимся в удивительный мир «В мир сказки». Сейчас вспомним сказочных героев, только женского рода.

- Золушка, Баба – яга, Красная шапочка, Аленушка

- Молодцы ребята, а давайте посмотрим внимательно на каждого персонажа и попробуем отгадать настроение. Ведь у каждого персонажа есть свой характер и свое настроение.

Презентация сказочных героев.
- Удивленное лицо – поднятая бровь;
- Веселое лицо – подтянутые углы глаз и губ;
- Сердитое, злое лицо – сдвинутые и слегка опущенные брови;
- Хитрое лицо – припущенный глаз, поднятое над ним бровь, поднятый уголок губ.

Дидактическая игра «Настроение и мимика»

- Мы отгадали настроения наших сказочных героев, а сейчас я вам задам вопрос, ответ на него и есть сегодняшняя тема? Один из жанров живописи, графики, скульптуры, посвященный изображению определенного, конкретного лица человека?

- Портрет.

- Правильно, это портрет и тема сегодняшнего урока это «Образ человека в искусстве, через сказочный женский портрет».
Все виды и жанры изобразительного искусства рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных его проявлениях.
Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается прежде всего точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника – портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере одеваться, сидеть, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.
Давайте рассмотрим репродукцию В. М. Васнецова «Аленушка» и ответим на вопросы:
- Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее?
- Опешите внешность Аленушки?
- Что художник особенно выделил во внешности Аленушки?
- Какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки?
- Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал?
- Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние?
- Как с помощью цвета художник передал настроение этой картине?

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины не яркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно- коричневые цвета. Но мы еще видим светлую полоску гаснущей зари, розовые цвета на сарафане и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает впечатление печали и тоски.
Не только по мимике мы можем охарактеризовать персонажа, но и по его окружению, позе и конечно же во что он одет.


Физминутка: Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.
Еще разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.

Творческое задание:
Перед тем как начнем рисовать давайте подумаем над вопросами?
- На какого сказочного персонаже похожа ваша старшая сестра или мама?
- Как бы они выгладили?
Сегодня мы с вами пофантазируем.
Портрет рисовать мы с вами уже учились, сейчас вспомним пропорции лица. Пропорции у всех людей одинаковы, но мы все особенные и не похожи друг на друга, у всех разная форма глаз, губ, уши


Первый этап: Лист располагаем вертикально.
Лист делим по вертикали на две части.
Рисуем форму яйца.
Делим форму яйца на две части по горизонтали, это уровень глаз.
Чертим линию чуть выше уровня глаза, это брови.
Делим по горизонтали от бровей до подбородка, это уровень носа.
Чуть ниже носа чертим линию, это уровень губ.
От носа до бровей, это размер наших ушей.
Уровень глаза делим на ровных 5 частей.

Второй этап: рисуем брови, глаза, нос, подбородок, шею. Портрет готов. Вспоминаем индивидуальные черты сестры или мамы и заканчиваем портрет. Чтобы получился, сказочный герой добавляем детали. Это у нас корона, кокошник, платок, шляпа

Третий этап: выполняем в цвете.

Итог урока:
- Что такое портрет?
- С каким художником мы познакомились, и как называется его картина?
- Какими способами можно показать настроение человека?
Выставка лучших работ учащихся.
Уборка рабочих мест.


15