Как должна быть организована работа учителя по формированию мотивационной сферы учащихся.


Как должна быть организована работа учителя по формированию мотивационной сферы учащихся.
Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандартов указывают реальные виды деятельности, которыми дети должны овладеть к концу начального обучения. И на первом месте стоят личностные УУД. В начале школьного обучения очень важна личностная готовность ребёнка к обучению в школе. Она включает в себя мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность я-концепции.
Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения, а несформированность учебной деятельности и систематический неуспех ребёнка приводит к дальнейшему снижению мотивации. Получается замкнутый круг. Вот почему так важно формировать мотивационную сферу ребёнка в раннем детстве и на начальном этапе обучения.
Конечно же, в формировании мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные закладываются в ранние периоды детства. Учёные установили, что наиболее эффективно можно воздействовать на личность ребёнка от 6 до 9 лет, поэтому в 1 классе провожу цикл бесед с родителями, на которых обсуждаем такие темы как: «Проблемы мотивации современных детей», «Почему дети не хотят учиться»,
« Дисфункциональная семья», «Страхи родителей».
В чём же заключается деятельность учителя, направленная на формирование мотивации учения?
По новым ФГОС одной из составляющей урока является мотивационный компонент: настраивание ребёнка на деятельность. Как и многие учителя, я использую в качестве положительного настроя на урок такие приёмы:
Чтение стихов, например,
Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем.
Ну-ка, проверь-ка, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручка, книжки и тетрадки?
Тихо сели, посмотрели: все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? И т. д.
2) Необычное начало урока (интригующее начало урока).
- просмотр видеофрагмента, связанного с темой урока;
- раздаю детям карточки со словами и прошу составить из них фразу, которая подскажет, чем будем заниматься на уроке;
- на доске пишу список с ключевыми позициями темы, что было рассмотрено на уроке, вычёркиваем.
3) Снятие напряжения, «внушение» уверенности в своих силах.
4)Эмоциональная завязка урока.
Многие учителя не упускают возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала.
II. Создание проблемных ситуаций.
Среди мотивов управляемым и значительным является познавательный интерес, который возникает и укрепляется в ситуации поиска новых знаний, интеллектуального напряжения, самостоятельной деятельности. Поэтому нужно создавать на уроке проблемные ситуации. Оказываясь в такой ситуации, ребёнок понимает, что он ещё не знает и формулирует цель своей деятельности на данном уроке.
Если перед учащимися ставить готовые цели, а знания только сообщать, активность сворачивается, интерес угасает. Важно помнить и о том, что перед выполнением каждого упражнения и задания нужно определять цель его выполнения.
Активизация творческого отношения учащихся к учёбе.
Использую для этого следующие виды работ:
- дидактические игры;
- работа над собственным проектом;
-игровые ситуации;
-экскурсии, КВН;
- учебные диалоги;
IV. Формирование рефлексивного отношения школьников к учению . В конце урока должен быть проведён этап рефлексии. Дети должны ответить на такие вопросы:
-Что думал? Что чувствовал? Что удивило? Что я понял и не понял?
Ведение портфолио – один из способов оценки своей учебной деятельности.
V.Организация совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
- работа в группе, в паре;
-семинары;
-взаимопроверка;
- оказание помощи детям, имеющим проблемы сильными учащимися
Работая в паре, группе, дети учатся осознавать своё понимание, выяснять неизвестное, оценивать свои и чужие ответы.
VI.Использование на уроках «педагогического подкрепления». Очень важно использовать на каждом уроке «педагогическое подкрепление». В чём оно заключается?
- снятие страха: «Ничего страшного…»;
- авансирование: «У тебя получится…»
- персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…»
-усиление мотива: « Нам это нужно для…»
- педагогическое внушение: «Приступай же!»
-высокая оценка детали: «Вот эта часть у тебя замечательно…»
-персонифицированные формулировки вопросов.
В настроении учащихся должны преобладать оптимизм и вера в себя. Дружеское, оптимистическое отношение учителя к учебным успехам и неуспехам детей, готовность прийти на помощь оказывает положительное влияние на школьника: снимает напряжение, помогает мобилизовать весь свой потенциал.
Таким образом, грамотная, целенаправленная деятельность учителя на всех этапах урока, будет способствовать развитию мотивационной сферы учащихся и всех личностных УУД.
Литература:
Божович Л. И. «Проблемы формирования личности» М., Воронеж 1995 г.
Матюхина М. В. «Мотивация учения младших школьников» М., 1998г.
А. Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в школе» Москва «Просвещение» 2011 г.