Урок изобразительного искусства по теме: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»


Урок изобразительного искусства по теме: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 4 классе.
Цели урока:
показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
прививать интерес к русскому народному творчеству;
продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
воспитывать у детей любовь к истории России.
Оборудование:
для учителя – компьютерная презентация, наглядные пособия;
для учащихся – заготовки-схемы рисования пропорций тела человека, человеческого лица, акварельные или гуашевые краски.
Зрительный ряд:  
Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», репродукции картин, палехская миниатюра.
Литературный ряд:
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
Музыкальный ряд: запись русских народных песен.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела « Истоки родного искусства». Для этого урока я подготовила для вас целый вернисаж. Он поможет вам определить тему урока.
Видеоряд.
Репродукции картин художников различных эпох, изображающих женщин.
Учитель: поделитесь впечатлениями.
II.Объявление темы.
Учитель: определите тему урока.
Ученик: женские образы в искусстве.
Учитель: я дополню. Образ русского человека. Женские образы в искусстве.
III.Целеполагание.
Значит, какую вы поставите себе сегодня цель урока?
Цель: научиться рисовать русскую красавицу.
Учитель: Давайте определим задачи, которые вы должны сегодня решить на уроке, чтобы выполнить эту работу. К кому обратиться за помощью, как показать в своих рисунках, что женщина-красавица, как показать, что она русская? Я предлагаю вам несколько задач. Прочитайте их и подумайте: какие из них необходимо решить на этом уроке??
Задачи:
рассмотреть картины великих художников и творчество мастеров народных промыслов, которые изображали русских женщин;
научиться определять средства художественной выразительности, которые помогают показать красоту человека;
продолжить знакомство с русским народным женским костюмом;
научиться смешивать краски;
самостоятельно создать образ русской красавицы.
VI.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
На прошлом уроке вы рисовали русскую деревню. А сегодня я предлагаю начать заселять её жителями. Сегодня в нашей деревне поселим самых красивых женщин.
Учитель:
Что вы понимаете под выражением «РУССКАЯ КРАСАВИЦА»?
- В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.
Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах.
Задание: выяснить, как великие художники понимали выражение «РУССКАЯ КРАСАВИЦА»?
Слайд.
Учитель: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Учитель: Поделитесь впечатлениями.
Можно ли назвать эту женщину красивой.
Как передал это художник?
Ученик: У неё красивое лицо, костюм.
Учитель: А что вы можете сказать о её характере?
Учитель: Художники всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека, значит заглянуть в его душу.
Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе.
Как художнику удалось передать это?
Ученик: очень красиво нарисованы глаза, удачно передан взгляд, мягкая и открытая улыбка на лице.
Учитель: не случайно глаза называют зеркалом души.
Учитель: а что ещё подчёркивает её красоту?
Ученик: молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки.

( Слайд)
Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Учитель: Поделитесь впечатлениями.
Можно ли назвать эту женщину красивой.
Как передал это художник?
Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.
«Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе.
( Слад)
Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, произведение мастера народных промыслов, прослушали литературные произведения.
как они понимали выражение «русская красавица?»
Что объединяет все эти образы?
- Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание.
Учитель: а вы знаете, что собой представляет русский народный женский костюм?
Сейчас я это проверю.
V. Работа в группах.(6 групп)
Задание 1-3 группам. Даны предметы одежды разных народов. Выбрать те, которые соответствуют русскому народному женскому праздничному костюму.
Задание 4-6 группам. Даны предметы одежды разных народов. Выбрать те, которые соответствуют русскому народному женскому повседневному костюму.
Учитель: прежде чем вы будете защищать свои работы, мы вместе повторим материал по этой теме.
(Слайд)
- Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.
Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол.
( Слайд)
- Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками.
На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов.
( Слайд)
- На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы.
( Слайд)
- В праздничные дни голову украшали дивным убором –кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.
Проверка и защита работ. Дополнения. Исправления неточностей.
Учитель: вы хорошо поработали. А теперь вернёмся к нашим задачам. Какие из них вам удалось уже решить. Что осталось сделать?
VI.Творческая работа.
- Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы.
Вы можете выполнить задание по выбору. Откройте учебник на стр. 38-39. Зачитайте задание1 и 2.
- Что вы должны показать в своей работе?
- Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.
Дома вы должны были подготовить заготовку к рисунку человека в полный рост и для портрета. Проверим работы.
Как вы считаете, где работа выполнена правильно? Где удалось добиться верных пропорций?
Сравните эту работу со своей и исправьте ошибки, если они есть.
(на доске 4 вида работ)
( Во время работы звучат русские народные песни.)
- Ребята, ваши работы мы расположим на доске.
- Что вы видите на доске? ( Русская деревня. Небольшая полянка)
- А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод.)
- Как же мы расположим наших девушек? (По кругу.)
Учитель: Кто изображал крестьянку в полный рост и считает, что он справился с работой хорошо, тот может поставить свою красавицу в наш хоровод. Кто создавал портрет – образ русской красавицы и выполнил работу правильно, нужно представить свою работу на выставке.
Звучит песня «Во поле береза стояла»
(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске.)
Учитель: У кого не получилось?. Что не получилось? Над чем тебе ещё нужно поработать?
VII.Подведение итогов работы.
- Добились ли мы поставленных целей?
- Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.