Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме Образ человека-главная тема искусства (7 класс)


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 21
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области (ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска)
Технологическая карта урока
Учитель Савина С.Ю.
Предмет ИЗО
Класс 6 «А»
Тема урока:Образ человека – главная тема искусства
Цель:ознакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, в которых изображается человек; учить анализировать объекты рисования, делать наброски фигуры человека, учитывая анатомическое строение; развивать наблюдательность, навыки работы карандашом; воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Планируемые образовательные результаты
Предметные умения: понимать роль пропорций в изображении человека, владеть техникой работы над наброском; сформировать представление о роли и значении портрета в творчестве художника; формировать навыки работы с художественными материалами.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
познавательные — научатся формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта), осуществлять анализ фигуры человека при ее рисовании;
Регулятивные — овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и критично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания учащимися;
коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: развитие самостоятельности в решении различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными приемами и техниками изобразительного искусства;отработка навыков самостоятельной работы.
Использовано учебно-лабораторное оборудование интерактивная доска Мультимедийная презентация по теме «Набросок фигуры человека», карандаши, бумага.
Образовательные ресурсы: Рисуем человека. - Режим доступа: http://selenaart.ru/postl59415670.
Набросок человека Часть 1 nabrosok.part1.rarТехнология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального фона урока. Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
- Скажите, что вам труднее всего рисовать? Многие ответят: «Человека» Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им (коммуникативные)
2.Актуализация знаний.
Беседа Слушают учителя,
Отвечают на вопрос
Проводит параллель с ранее изученным материалом:
- Да, это действительно непростая задача. Но научиться этому можно. Что вам для этого нужно знать? (Основные законы изображения, пропорции человеческой фигуры, тренироваться в ее рисовании, приобретая необходимые навыки). Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
3.Коллективное обсуждение
темы Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.
Просмотр слайдов
Слушают учителя, отвечают на вопросы,обсуждают тему урока и пытаются самостоятельно формулировать В процессе рассказа создает условия для формулировки темы урока учащимися.
- Действительно, образ человека, его деяния, мысли и чувства являются одной из самых популярных тем в изобразительном искусстве. Давайте посмотрим изображения, выполненные Александром Дейнеки и Павлом Федотовым.(На слайде представлены работы, выполненные в графике и расположенные в два ряда. (Слева – академические рисунки, справа - наброски).
- Охарактеризуйте работы: что общего в этих работах, а чем они отличаются?
- Назовите работы в правом ряду одним словом – существительным и таким образом определите тему урока.
Обобщает ответы учащихся, уточняет и называет тему урока.
- Тема урока «Образ человека главная тема искусства» Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности.Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объясненияКоммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, делают выводы
4.Реализация построенного проекта Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.
Просмотр слайдов, работа со справочными материалами Слушают учителя, обращаются к Википедиианализируют информацию, рассматривают произведения живописи, делятся впечатлениями Просит найти определение «наброска». Слушает учащихся:
Набросок - грубый рисунок, сделанныйбыстро, без окончательной отделки деталей изображения.
Набросок - предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно, в общих чертах.Обобщает, делает вывод, озвучивает определение:
- Таким образом, мы можем сказать:
НАБРОСКИ — это быстрые рисунки, в которых карандаш художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением.Учитель продолжает рассказ:
Вот перед вами картина Павла Федотова «Сватовство майора». Здесь все полно движения: убегает, уронив платок, жеманная невеста, мать ее удерживает, схватив за оборки платья, волнуется сваха: понравится ли хозяину-купцу жених, которого она привела. А сам герой переполоха в соседней комнате лихо крутит свой ус.Картина «Сватовство майора» написана в 1848 году. Пожалуй, ни к одной своей картине художник не сделал столько рисунков-набросков, как к этой. Федотов тщательно подбирал людей, похожих на задуманных им героев будущей картины, чтобы точнее воплотитьзамысел.
На рынках старого Петербурга и в торговых рядах он искал старух, с которых мог бы писать образ свахи. Как-то на улице он встретил толстого купца — ну точь-в-точь таким ему виделся на картине отец невесты. Федотов долго уговаривал купца позировать ему, и наконец, уговорил.
Пожалуй, ни к одной своей картине художник не сделал столько рисунков-набросков, как к этой.
Не всегда наброски художники делают с натуры. Часто художники рисуют по памяти. Художники Федотов, Иванов, Репин, Суриков оставили в наследство нам много набросков, некоторые представляют собой самостоятельные произведения искусства Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности.Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, Википедии Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.
5.. Первичное закреление Игровое задание «Что делает человек?». Физкультминутка Слушают учителя, рассматривают наброски на слайде,
выполняют задание.
Выполняют упражнения
Продолжает беседу, задает задание:
Для правильного рисования фигуры человека, выполняющего какое-либо движение, художники составляют схемы. Вы с этим методом знакомились на предыдущих уроках. Посмотрите наброски фигуры человека, занимающие то или иное положение. Назовите действие, которое выполняют люди на этих рисунках.
Проведение физкультминутки. Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности, положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью;Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда;
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, отвечают на вопросы.
6. Самостоятель-ная работа с само-проверкойОрганизация рабочего места.
Беседа «Что мы будем рисовать?». Демонстрация приемов работы. Организуют свое рабочее место. Анализируют информацию, выполняют наброски. Выявляют и исправляют ошибки
Демонстрирует приемы работы. Организовывает самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку, создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся.
- Вам предстоит выполнить наброски фигуры человека в разных позах.
Выполняя вспомогательный набросок для уточнения позы натуры, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять положение тела и отдельных его объемов в листе бумаги, проанализировать распределение веса и движение крупных форм. Всю форму тела нужно намечать последовательно: сначала место для головы и ее размер, потом продлевают линию до пяток. Всего одной линией намечаем форму человека в движении. Потом уточняем контур модели и разметку ног.
Сегодня вы будете выполнять наброски фигуры человека. Не забывайте, карандашом нужно работать легко, не нажимая на него, иначе на листе бумаги будет грязь. Нарисовав фигурку, «оденьте» ее в одежду
Познавательные: анализируют информацию о приемах рисования фигуры человека в разных позах. Регулятивные: работают по плану работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы его выполнения. Личностные: имеют желание рисовать, понимают значимость правильной организации рабочего места. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
7. Рефлексия Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы Рассматривают выполненные рисунки, оценивают качество выполненной работы по критериям: аккурат-ность, В процессе окончания выполнения набросков организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Учащимся предлагается продолжить предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
Личностные: обладают умениями оценкисобственной учебной деятельности на основе заданных критериев.
Коммуникативные:
Излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения