Конспект урока по ИЗО Роль декоративного искусства в жизни человека и общества


1.03.2016
Ли Бэла Моисеевна учитель изо МАОу сош п.НовониколаевскийОткрытый урок по изобразительному искусству в 5 классе«Роль декоративного искусства в жизни человека»

Тема. «Роль декоративного искусства в жизни человека» (45 мин) 1ч.
Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.
Задачи:
Образовательная: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы
Воспитательная: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Предметные: Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности 
Метапредметные:
Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека 
Познавательные: Поиск информации в учебнике. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. 
Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.
Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. 
Оборудование: 
Для учителя: ИКТ и средства обучения. Презентация. «Роль декоративного искусства в жизни человека»
Музыкальный ряд: греческая мелодия «Сиртаки».
Зрительный ряд: набор слайдов и репродукций образцов декоративного искусства разных цивилизаций.  
 Для учащихся. Рекомендуемые художественные материалы: 
Материалы на выбор учащихся: Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти, восковые мелки, гуашь, пастель, тушь, клей, ножницы, бумага: белая, тонированная, в клетку, цветная, металлизированная. 
Ход урока
I. Организационный момент и введение в урок.
Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Фотографии, картинки с изображением предметов)
Музыкальный момент. Звучит музыка («Сиртаки»). Мотивация будущей темы урока 
Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда)
Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу, пожать руку и тихо сесть.
Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.
II. Актуализация знаний.
Учитель - Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас, о чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения.
Учащиеся (предполагаемые ответы)
- принадлежность к разным сословиям
- люди носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям (Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)
- предметы быта украшены характерными орнаментами
Учитель - Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то, о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение – которое и будет темой нашего занятия.
Учащиеся. (предполагаемые ответы)
- человек украшал себя, предметы,
- по украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.
- можно сказать о роли украшательства в жизни людей.
Учитель - Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. Это и есть наша с вами сегодняшняя тема урока.
Учитель - Как вы думаете, какова цель нашего урока? Не забывайте, наш урок последний в четверти.
Учащиеся (примерные ответы)
- повторить все, что изучили
- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам
Учитель - Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень усвоения предметного материала, то есть одним словом: вывести вас на более высокий уровень ваших знаний о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и что знания символики особо необходимы в нашем современном мире.
Сегодня на уроке достичь поставленные цели мы сможем, разбившись на группы и выполнив разнообразные задания, для проверки усвоенных вами знаний. (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета)
Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Ребята не забывайте, что мы находимся в музее, помните о правилах поведения (говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы.
Экскурсовод - Ребята вы отлично справились с этим заданием, поможете мне еще с одним? У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Нам поступило письмо от археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном. (эталон-проецирование проверенного кроссворда).
Экскурсовод - Ну что ж вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.
Динамическая пауза . Звучит музыка «Сиртаки». Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту греческой музыки)
На днях к нам в музей поступили древнегреческие вазы. Правда они пришли частями – они были разбиты. Сейчас мы всё попробуем восстановить, вы мне поможете, правда? Дидактическая игра. Составление орнамента вазы: амфоры, гидрии, кратеры, лекифы из характерных элементов узора для древнегреческих ваз. (по одному из группы - работают на доске, остальные в группах). Кто работал в группах – взаимоконтроль, на доске - экскурсовод.
Экскурсовод - Что- то мы задержались в этом зале, перейдемте в другой - зал Геральдики.
Учитель - Ого! Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы, гербовые платья. (показ слайдов, изображения гербов, рисунки уч-ся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? – Да. Но интересно. Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.
Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.
Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. (Реализация краткосрочного проекта. Проект - составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.
 Учитель - Итак, сейчас вам предстоит самим создать образ герба вашей группы. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.
ЗАДАНИЕ: составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.
Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция. (25-30 мин) Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию (оптимальный выбор композиции учащимся) придумать название своей работе, стимулирую саморегуляцию (внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества). 
III. Итог урока. Рефлексия. 
Обобщение, подведение итогов (защита своих эскизов гербов), награждение победителей, выставление гербов своих групп в зале Геральдика.  
Учитель - В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение. Действительно, ли знание символики необходимо в нашем современном мире, приведите примеры.
Учащиеся (предполагаемые ответы)
- Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран. (олимпийские игры)
- Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям (компьютерные игры)
Учитель -  Как вы считаете нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам - ДА. Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного дома вы еще хорошенько поработаете над этими темами и в следующий раз у вас не будет никаких затруднений. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по карточке. 
Здесь я увижу, как вы оценили свою деятельность на уроке, как выросли интеллектуально.
1. На уроке я работал… активно пассивно
2. Своей работой на уроке я… доволен недоволен
3. Урок показался мне… коротким длинным
4. За урок я… не устал устал5. Мое настроение… стало лучше стало хуже
6. Материал урока для меня… понятен непонятен
интересен скучен
полезен бесполезен
IV. Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства.
Спасибо всем за урок!