Исследовательский проект Тема: «Восприятие Великой Отечественной войны современными школьниками».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
Районный конкурс проектов
«Память в сердце»,
посвященного 72-ой годовщине
Победы в Великой Отечественной войне.
Номинация «Исследовательский проект».

Тема:
«Восприятие Великой Отечественной войны
современными школьниками».
Автор проекта:
обучающаяся 10 класса
МОУ «СОШ с. Запрудное»
Архипова Анна.
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Искалиева Ольга Вячеславовна.

Оглавление
Введение …………………………………………………………………4
Теоретические основы.
2.1 Понятие эмпирического исследования, метода опроса и одного из его видов – анкетирования………………………………………………5
Экспериментальное исследование
Описание выборки и процедура исследования……………………6
Анализ и интерпретация результатов исследования……………...14
Заключение
Рекомендации по решению проблемы……………………………..15
Вывод…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………17
Приложение………………………………………………………………18
1.Введение
В связи с тем, что близится такая знаменательная дата как 72 год со Дня Победы над немецко-фашистскими войсками, я бы хотела остановить своё внимание на актуальности данных страниц истории. Великая Отечественная война оставила наиболее глубокий след в памяти российского народа и кардинально повлияла на дальнейший ход истории России и не только. Празднование Дня Победы стало всенародным праздником, наполненным искренней радостью, настоящей любовью, слезами и скорбью по погибшим за Отечество, за свободу, за родных и близких, за будущее своего народа. В настоящее время актуальность темы войны и патриотизма возрастает в связи с последними событиями, происходящими в мире.
Сейчас, в разговорах о политической борьбе и внешней политике, люди всё чаще стали поднимать тему Великой Отечественной войны, говорить о её сражениях и итогах, именно поэтому я бы хотела разобраться в том, а что по этому поводу думают современные школьники? Что такое для них сейчас события ВОВ? Помнят ли они имена отважных героев и прославленных полководцев?
Чтобы разобраться в поставленных вопросах, оценить отношение школьников к великому подвигу, представляю вашему вниманию мою работу, основанную на эмпирическом исследовании.
Поставленная проблема: восприятие Великой Отечественной Войны современными школьниками.
Объект исследования: школьники, в возрасте от 14 до 17 лет, обучающиеся в МОУ "СОШ с. Запрудное Питерского района Саратовской области».
Предмет исследования: Великая Отечественная война как исторический факт, отдельные события, которые определили дальнейший ход развития нашей страны.
Цели исследования: определить уровень знаний о ВОВ у школьников, рассмотреть источники получения информации о ВОВ и выявить значимость Победы в ВОВ у современных школьников.
Задачи исследования: познакомиться с методами исследования и применить их в данной работе. Проанализировать полученные данные, обобщить изученный материал и сделать выводы. Сформулировать рекомендации по данной проблеме.
2.Теоретические основы
2.1.Понятие эмпирического исследования, метода опроса и одного из его видов – анкетирования
Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах.
Эмпирическое исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему).
Всё это осуществляется с помощью методов сбора данных, одними из которых являются анализ документов, наблюдение и опрос.
В своем исследовании я опиралась на опрос респондентов. Опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. И состоит из нескольких видов: анкетирование, метод лестницы, свободный, устный, письменный, стандартизированный и интервью.
В данной работе я использовала метод анкетирования, а именно аудиторное анкетирование, понятие которого заключается в следующем: метод анкетирования даёт возможность с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
По числу респондентов анкетирование подразделяются на индивидуальное, групповое, аудиторное, массовое. Аудиторное анкетирование — это методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Также в своей работе я использовала интервью. Интервью́ — это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
3. Экспериментальное исследование
3.1.Описание выборки и процедура исследования
В первом этапе эмпирического исследования сбор данных осуществлялся методом опроса с помощью аудиторного анкетирования. В Анкетировании принимал участие 21 респондент, ученики МОУ «СОШ с. Запрудное» в возрасте от 14 до 17 лет (8 - 11 классы).Задачей анкетирования было узнать общее настроение школьников, их мысли и мнение по поводу ВОВ.
При опросе, перед школьниками был поставлен ряд вопросов, один из которых являлся: «Что для тебя значит Великая Отечественная Война?» (рисунок 1). 60 % респондентов ответили, что считают ВОВ великим подвигом, 27% респондентов выразили своё уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны, для 11% опрашиваемых война – далёкое прошлое, и 2 % затруднились с ответом.

Рисунок 1.Значение ВОВ для школьников.
Также был поставлен вопрос об интересе школьников к событиям ВОВ (рисунок 2). 95 % проявили свой интерес к событиям ВОВ, и лишь 5 % опрашиваемых не выразили интереса к данным событиям.

Рисунок 2. Интерес школьников к событиям ВОВ.
Мне было важно узнать, является ли для современных школьников День Победы — большим праздником (рисунок 3)? Для основной массы опрошенных праздник 9 мая имеет важное значение (94%), другие ответили, что не придают этому празднику слишком большое значение (6 %).

Рисунок 3. Значение для школьников праздника «День Победы».
Сейчас большинство людей строят своё представление о войне, базируясь на художественных фильмах и литературных произведениях, поэтому, я решила узнать о предпочтениях школьников в выборе фильмов (рисунок 4) и литературы (рисунок 5).
89 % респондентов ответили, что предпочитают смотреть отечественные фильмы о ВОВ, а 11% школьников отдают предпочтение зарубежным тематическим фильмам.
В выборе литературы, 38% школьников признались, что читают тематическую литературу, исходя лишь из школьной программы; 54% респондентов ответили, что сами выбирают военную литературу, исходя из собственных интересов, и, наконец, 8 % ответили, что и вовсе не читают подобную литературу.

Рисунок 4. Выбор фильмов о ВОВ. Рисунок 5. Чтение книг о ВОВ.
Далее, я постаралась выяснить, насколько на сегодняшний день актуальна тема Великой Отечественной войны и каково отношение современных школьников к ней, и есть ли сейчас необходимость вспоминать и говорить о событиях ВОВ (рисунок 6).
95% опрашиваемых посчитали необходимым говорить и вспоминать о ВОВ, 5% респондентов ответили обратное.

Рисунок 6. Необходимость вспоминать о событиях ВОВ.
Поскольку тема войны тесно связана с темой патриотизма, то в рамках моего исследования я решила узнать: считают ли себя современные школьники патриотами (рисунок 7). 81% респондентов ответили утвердительно, а 19 % сказали, что не считают себя патриотами.

Рисунок 7. Считают ли школьники себя патриотами.
Также респондентам предлагалось написать известных им героев и полководцев Великой Отечественной войны (рисунок 8).40% респондентов назвали менее двух громких имён, 31 % назвали более трёх известных личностей, 29 % не ответили вовсе, из них 2% назвали фамилии, не относящиеся к Великой Отечественной Войне, такие как Ленин, Кутузов и Чапаев…

Рисунок 8. Знание школьников имён героев и полководцев ВОВ.
Немаловажную роль в Великой Отечественной Войне сыграли и целые города, удостоившиеся звания города-герои. Я спросила у школьников:
«Смогут ли они сказать названия городов-героев?» (рисунок 9). 49% респондентов назвали более трёх городов, 42% опрошенных назвали менее трёх городов и 9% не смогли дать ответа.

Рисунок 9. Названия городов - героев.
Великая Отечественная Война состояла из множества сражений, каждое из которых было поистине героическим, мужественным и отважным. Именно поэтому я попросила респондентов назвать основные сражения ВОВ (рисунок 10). 25% респондентов назвали более трёх основных сражений, 45 % опрошенных назвали менее трёх сражений и 30% ничего не смогли ответить.

Рисунок 10. Знание школьников основных сражений ВОВ.
Далее, я попросила школьников перечислить названия орденов, учреждённых во время ВОВ (рисунок 11). Лишь 6% опрошенных дали точные названия, остальные 94% не смогли дать правильных ответов.

Рисунок 11. Знание школьников названия орденов, учреждённых во время ВОВ.

Во втором этапе моего исследования, я использовала интервью, как один из видов опроса. Я старалась построить своё интервью в свободной форме, в характере непринуждённой беседы, чтобы поближе пообщаться с респондентами и узнать их представление о Великой Отечественной Войне. В интервью респондентами выступили ученики 11-ого класса.
Для выяснения общих черт настроения школьников и их мнения по поводу победы в Великой Отечественной войне, был задан следующий вопрос:
Как ты думаешь, почему наша страна победила в этой страшной войне?
И вот как ответили на этот вопрос наши участники: Наша страна победила в этой страшной войне, потому что…
— потому что люди боролись за Родину, за семью, за наши идеалы и наше наследие. (Жулидова Вероника 11класс);
— каждый делал то, что было в его силах. Главное, что у всего народа была безудержная вера в победу. Именно она помогла пройти через голод, страх и смерть. (Солопова Ангелина 11класс);
— мужчины уходили на фронт, дети и женщины трудились в тылу на заводах и фабриках, сооружая оружие для солдат, шли добровольцами в госпитали, потому что там не хватало людей. (Бражник Оксана 11класс);
— люди не видели другого выхода: поражение означало смерть. Никто не хотел быть под властью фашистов. (Каримов Амир 11класс);
— благодаря русскому духу и силе воле, народ совершал настоящие подвиги. (Бондарев Данил11класс).
Также я попросила нескольких респондентов рассказать том, что лично для них значит Великая Отечественная война и как, по их мнению, современные школьники относятся ко Дню Победы, к ветеранам, к военному времени?
— Что лично для тебя значит Великая Отечественная война?
— Я считаю, что Великая Отечественная война — это поистине великая победа! Когда мои родственники рассказывают мне про то, как жили мои деды и прадеды, невозможно сдержать слёз. Например, мой прадед Иван четыре года был в плену у фашистов. Он пережил страшные пытки, но всё равно выжил и вернулся домой к своей семье, к своим детям (Жулидова Вероника, 11класс).
— Как, на твой взгляд, современные школьники относятся ко Дню Победы, к ветеранам, к военному времени?
— Я уверенна, что все школьники помнят и чтят нашу победу, ведь это великое стремление русского народа защитить свою страну. Я считаю, что эта победа, слава нашей страны, будет вечно в сердцах людей. Каждый школьник должен помнить о подвигах наших дедов и прадедов, должен гордиться этим и тем, что он живёт в России ( Бражник Оксана11класс).
3.2. Анализ и интерпретация результатов
В результате обработки данных проведенного эмпирического исследования мною было установлено, что большинство школьников старших классов интересуются событиями Великой Отечественной войны (рисунки 1 и 2), что свидетельствует об их неравнодушии к подвигу советского народа. События Великой Отечественной войны еще не потеряли своей значимости. День Победы в сознании большинства школьников — это большой праздник, важное событие не только для них самих и для их семьи, но и для всей страны (рисунки 3 и 6).
Я убедилась в том, что Победа в Великой Отечественной войне, а также фильмы и литература о войне (рисунки 4 и 5) только подкрепляют у современной молодежи любовь к Родине, чувство патриотизма, гордость за своё Отечество (рисунок 7). Сегодня современный школьник, будучи критически мыслящим человеком, все еще воспринимает Великую Отечественную войну как самое славное, самое тяжелое и самое главное событие в национальной истории.
Однако данное исследование дало понять, что среди школьников наблюдается явная неосведомленность в области знаний, касающихся событий, конкретных дат, имён отважных героев и полководцев, названий наград, учреждённых во время ВОВ (рисунки 8,9,10,11). Быть может, именно поэтому восприятие Великой Отечественной войны современными школьниками несколько разнится с восприятием людей, родившихся и выросших в Советском Союзе. Наши родители росли не на примерах выдуманных героев компьютерных игр, комиксов и боевиков, перед глазами у них были реальные страницы истории, очевидцы и ветераны, участвующие в Великой Отечественной войне, поэтому героями и примерами для детей прошлого поколения являлись реальные люди. В советское время каждому гражданину СССР были известны имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло, Зины Портновой. А каждый школьник знал основные даты сражений и с упоением рассказывал друзьям об орденах своего деда.
Если бы данное исследование проводилось в то время, то мои вопросы не вызывали бы у школьников раздумий и затруднений.
4. Заключение
4.1 Рекомендации по решению проблемы
Так как пробелы в знаниях истории Великой Отечественной Войны всё-таки обусловлены недостаточным интересом к конкретным событиям и сражениям ВОВ, я предлагаю активизировать деятельность, направленную непосредственно на поднятие у школьников определенного интереса.
И считаю нужным направить внимание учителей, старшеклассников и руководства школ на следующие мероприятия и установки. А именно:
• Обширно использовать школьные музеи и  библиотеки.
Создавать, собственными силами, на базе школы, познавательные тематические вечера, посвящённые памяти ВОВ.
•Устраивать встречи с интересными людьми.
Например, с руководителями и участниками поисковых отрядов, с экскурсоводами из местных и областных музеев и т.д,
• Активизировать туристско-краеведческую деятельность.
• Проводить торжественные и военно-спортивные мероприятия.
Посещать парады победы, устраивать тематические праздники и эстафеты.
• Участвовать в проведении Всероссийских мероприятий, посвященных ВОВ.
• Активизировать проектную деятельность. Например, Социальный проект «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны».
4.2 Вывод
И что же в итоге? Получается, что Великая Отечественная война по-прежнему актуальна среди современных школьников и интересна им, они чтят подвиг наших предков, с удовольствием читают тематическую литературу, смотрят художественные фильмы и считают необходимым говорить и помнить о событиях войны. Однако когда дело доходит до каких-то конкретных дат и событий или же даже об известных именах великих героев и прославленных полководцев, то тут школьники путаются в знаниях истории, а какие-то моменты и вовсе не знают. Однако этот момент можно исправить, активизировав деятельность, направленную на поддержание интереса к Великой Отечественной войне.
В целом, восприятие современными школьниками Великой Отечественной Войны продиктовано хорошим и патриотичным настроением, что не может не радовать, в связи с общим состоянием в мире.
5. Список литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_опросаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_анкетированияhttp://bsu-philosophy.wikia.com/wiki/Методы_эмпирического_исследования:_наблюдение,_эксперимент,_сравнение,_измерениеАверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Л.Я. Аверьянов. — М., 1998. — 357 с.
Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / Социологические исследования // А.И. Афанасьева, В.И. Меркушин. 2005. № 5. С. 11—22.
www.pandia.org/text/77/455/23942.php6.Приложение
Анкета для школьников на тему «Восприятие Великой Отечественной Войны»
Укажи свой возраст:____
Выбери один вариант ответа.
1.Что для тебя значит Великая Отечественная Война?
а) Великий подвиг
б) Просто далёкое прошлое
в) Уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны.
г) Что-то другое.
2. Интересны ли для тебя события Великой Отечественной Войны?
а) Да
б) Нет
3.Твои предпочтения в выборе фильмов о ВОВ?
а) Отечественные
б) Зарубежные
4. Имеет ли для тебя важное значение такой праздник, как «День Победы»?
а) Да
б) Нет
5. Считаешь ли ты себя патриотом?
а) Да
б) Нет
6. Как ты думаешь, есть ли сейчас необходимость говорить и вспоминать о событиях ВОВ?
а) Да
б) Нет
7. Назови имена великих полководцев и героев ВОВ.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.Какие книги о Великой Отечественной Войне ты читаешь?
а) Только по школьной программе
б) Это мой личный выбор
в) Не читаю такие книги.
9.Напиши названия орденов, учреждённых во время ВОВ
________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Перечисли названия известных тебе городов-героев.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Перечисли основные сражения ВОВ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________