Интегрированный урок по истории на тему Счёт лет в истории (5 класс)


Интегрированный урок история + математика в 5 классе по теме «Счёт лет в истории»
Орг момент
Приветствие
Вступление учителя
Учитель: Ребята, как вы успели заметить у нас сегодня необычный урок. А почему? Как вы думаете? (Ответы уч-ся)
Учитель: итак, о чём пойдёт речь вы узнаете, если выполните несколько заданий в парах (приложение 1)
Актуализация знаний
Учитель математики: ребята, на столах у вас лежат примеры, решив которые вы сможете угадать зашифрованное слово (примеры- слово «СЧЁТ»). Приложение 1.
Какое математическое действие вы выполняли?
Постановка целей и темы урока.
Связь математики и истории (Тема: «Счёт лет в истории»).Цели урока (история): уч-ся ставят самостоятельно (как возник счёт лет в истории? Современное измерение времени? и т.д.).Цели урока (математика): актуализировать знания уч-ся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; продолжить работу над формированием умения выполнять сложение многозн. чисел в столбик.
Изучение нового материала.
Учитель истории: Каждый из вас знает, что такое время. Утром звонит будильник, вы встаёте и идёте в школу. Вы знаете в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можно определить который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живём.
Вопрос к уч-ся: А вы задумывались когда и почему появилась потребность у людей измерять и считать время. Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание №1 (карточки на столе). Приложение2,3,4. 9 (слайд 4,5).
Учитель математики: Давайте вспомните цепочку единиц времени (слайд 6)
Учитель истории: Ребята, скажите, а как можно сегодня ориентироваться в прошлом? Как определить какое событие когда происходило?
Ответить на эти вопросы вам поможет ребус (слайд 7).
Итак, нам поможет лента времени (слайд 8). Вопрос к уч-ся:
-На что она похожа? (на координатный луч)
-Где вы с ней встречались? (на уроках математики) (слайд 9).
Учитель математики: Сравнение: 1) есть начало (точка отсчёта) 2) есть единичные отрезки
Учитель истории: Ребята, а как вы думаете в истории на ленте времени должно быть начало? Точка отсчёта? (Ответы уч-ся).
А проверить правильно ли ответили вы сможете с помощью учебника стр.30 п.3 (комментированное чтение) слайд 10
Год рождения Иисуса Христа – и будет началом, точкой отсчёта. Для нас рождение ИХ кажется событием глубокой древности. Но были народы, которые жили до его рождения: первобытные люди, древние египтяне, греки, римляне. События происходившие до н.э., откладываются на ленте времени в обратном порядке (рис. Учебника на стр.31 вверху)
Письменное задание уч-ся:
Учитель математики: Давайте с вами узнаем сколько лет назад произошло восстание Спартака? Начало Олимпийских игр? (слайд 11).
-посчитайте, сколько лет назад произошли эти события?
-какими отрезками времени вы пользовались при вычислении?
Учитель истории: Кроме месяца, недели и дня существуют и большие единицы времени. Назовите их? (год 365 дней, тысячелетие-1000 лет-10 веков).
ФизминуткаУчитель математики: Ребята, а сейчас давайте с вами решим задачи на сложение. Приложение 5
Как называются эти даты?
Как называются компоненты действия сложения?
Как удобнее складывать многозначные числая?
Закрепление
I (1) век до н.э. начался в 100 году до н.э., а закончился в 1 году до н.э. какой год был перед 100 годом до н.э.? К какому веку он относится? Какой год шёл перед 30 годом до н.э.? Какой год был следующим после него?
Какой век шёл после III (3) века до н.э.? А перед ним?
Какой год был раньше: 40 год до н.э. или 20 год н.э.? На сколько лет раньше?
Рефлексия слайд 12
Д/з – придумать задачу на сложение с историческим содержанием и решить её.
Приложение 1
296
C 87
Ю1000
Ё 59
Н
29
П100
Е 471
Ь 4
Т
267
У 57
Ч 22
И 110
РПриложение 2
Первобытные люди научились измерять время по числу суток. Они могли сказать: «Пять дней назад была гроза» или «Через два дня все родичи отправятся на охоту». Однако! Измерять большие отрезки времени числом суток неудобно. Как быть? (подумайте и выскажите друг другу предположения).
Приложение 3
В сказаниях первобытных охотников говорится, что Солнце преследует Луну, отрезая у неё куски мяса. А когда Луне удаётся вырваться, она понемногу снова обрастает мясом. Какое явление природы, замеченное древними людьми, отражено в этом сказании? Как оно помогло первобытным людям измерять большие отрезки времени?
Приложение 4
Когда появилось земледелие, то земледельцам было важно знать, когда закончится зима и начнётся весна, чтобы готовится к посеву. Что они поняли, когда стали наблюдать? Представление о какой единице времени сложилось у древних земледельцев? Как оно помогло измерять большие отрезки времени?
Приложение 5
+985 +1572 +1827
827 59 118
1812 1631 1945