Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс

Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс

Цели.
Упражнять в различении слогов и слов.
Дать понятие об открытых и закрытых слогах.
Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.
Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.
Учить делить двухсложные слова на слоги.
Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.
Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.
Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.
Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.
Развивать мелкую моторику.
Развивать память.
Развивать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать).
Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах

– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.
Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов:
Замок и полуоткрытая дверь.
– Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.
– А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.
– Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).

– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов

Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог).
– Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

VI. Работа со словом. Штриховка

– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).
– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)

Апрель, апрель!
На дворе звенит КАПЕЛЬ.
Звонко капают КАПЕЛИ
Возле нашего окна,
Птицы весело запели:
«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VII. Работа с карточками

– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1) ДРО 2) СКИ 3) ШУБ
СНЕГ ГОД ЛУЧ

4) ЛИСТ 5) САД 6) ЦВЕТ
ЖУР ЛЫВ БРО

Физкультминутка «Танец в кругу»Мы сейчас пойдём направо дружно.
А потом пойдём налево дружно.
В центре круга соберёмся дружно.
И на место все вернёмся дружно.
Мы тихонечко присядем дружно. Дети берутся за руки, становятся в круг и Выполняют движения в соответствии с текстом.
И немножечко приляжем дружно. Дети складывают руки под щекой.
Мы поднимемся тихонько дружно.
И попрыгаем легонько дружно. Выполнять движения в соответствии с текстом.
И похлопают ладони дружно. Хлопают в ладоши.
Повернёмся мы направо дружно. Поворот направо.
Не начать ли нам сначала дружно? Дети снова берутся за руки.


Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок).

Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами.

VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов

– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок) – 1 гласная У.

– Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2 слога.

________________________ __________________________
У У О
__________ _________ ________
ЖУК ЖУ- ЧОК

Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков).

– Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова.

– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК).

IX. Работа с карточками

Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ-ЧИ РЕ-КА ТУ-ЧА РО-ЗА ВО-ДА

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ (КА) СКВО- (РЕЦ) ЦВЕ- (ТЫ) ТРА- (ВА) СЛО- (ВА) ГНЕЗ- (ДО)
2) РУ- (ЧЕЙ) ПАЛЬ- (ТО) КУРТ- (КА) РУ- (КА) ЛА- (ПА) ДЕ- (ТИ)
3) ВЕС- (НА) ВЕТ- (КА) ЗОН- (ТИК) ШАП- (КА) ЧЕР- (ВЯК) КУС- (ТЫ)

X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.
Мама вела Машу.
Вова видел жука.
Птицы пили воду.
Вика рвала цветы.
Весной была капель.

XI. Изготовление игры: работа с ножницами

У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.
– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)
– Разрежьте слова на слоги!
Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.
– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

XII. Итог

– Что нового вы узнали на занятии?
– Что такое СЛОГ?
– Что такое СЛОВО?
– Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми
15