Методическая разработка внеурочного мероприятия Праздник встречи с книгой. Витаминки от Успенского. Беседа + викторина

Методическая разработка внеурочного мероприятия
Праздник встречи с книгой. Беседа + викторина по сказкам Э. Успенского
«Витаминки» от Успенского»
Цель: способствовать формированию устойчивой положительной мотивации к чтению
книг.
Задачи:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве Э. Успенского;
- активизировать имеющиеся у детей знания о сказках Э. Успенского;
- способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой;
- способствовать формированию умения дружно работать в команде.

Оборудование:
- портрет Э. Успенского;
- выставка книг Э. Успенского;
- фонограммы песен из мультфильмов: «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино», «Про Веру и Анфису»;
- выставка рисунков по произведениям Э. Успенского;
- карточки с заданиями;
- презентация.

Список сказок для самостоятельного чтения и последующего обсуждения
1. Дядя Федор, пес и кот.
2. Тетя дяди Федора.
3. Вниз по волшебной реке.
4. Про Веру и Анфису.
5. Крокодил Гена и его друзья.



·. Орг. момент.
- Добрый день, ребята! Давайте наш мероприятие начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что наше занятие пройдет интересно и увлекательно.


·
·. Вступительное слово ведущего.
Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.
- Среди самых известных современных детских писателей: Б. Заходера, В. Берестова, Г. Остера – особняком стоит писатель Э.Успенский. Он самый известный, самый весёлый, самый озорной, самый любимый.
Э.Успенский очень хочет видеть вас, ребята, хорошими, добрыми, грамотными и образованными, поэтому в своих книгах постоянно учит вас уму- разуму. Трудное дело, сложное, порой неблагодарное – давать «витаминки» роста. А вдруг не получится? И верно – не у всякого получается, недаром хороший детский писатель – большая редкость, один на миллион.
За свою долгую жизнь Э. Успенский написал целое собрание сочинений, придумал радиопередачи «Радионяня», «АБВГдейка», «В нашу гавань заходили корабли». Он стал директором издательства «Самовар», издающего лучшие детские книжки, изобрёл настольный театр. Что ни новая работа Э. Успенского, то новая полезная «витаминка».
Все эти полезные «витаминки» вы видите на нашей выставке.
- Итак, предлагаем вам «витаминки» от Успенского.
- Их приём будет необычным: вы поближе познакомитесь с писателем, с историей создания некоторых его книг и поиграете в игры, которые родились из сюжета его произведений, а заодно и проверим ваши знания по сказкам Успенского. И наверняка вы станете чуточку лучше, умнее и образованнее.
- Ну что ж, ни «пуха вам ни пера».


·
·
·. Программа праздника
1. Первая «витаминка» (Исполняется песня «Голубой вагон»)
- Догадались, из какой книги будет эта «витаминка»?
- Правильно. Книга «Крокодил Гена и его друзья» была написана в 1964 году, когда Э. Успенскому было 27 лет.
- Оказывается, ребята, были такие времена, когда книжку про крокодила Гену и Чебурашку, а также мультфильм сочли антипионерскими. Видите ли потому, что пионеры собрали меньше металлолома, чем наши герои. Дом крокодила Гены напоминал бюро знакомств, и бдительный редактор тут же сделал вывод, что это сродни чуть ли не притону.
- А Э. Успенский писал о Доме чего? (дружбы) и очень хотел, чтобы получилась книга, которая помогла бы детям учиться чему? (дружить).
- Хотя повесть заселена разговаривающими зверями, которые дружат между собой и с девочкой Галей, никто из читателей не сомневается, что так не бывает. И всё потому, что Э. Успенский крепко запомнил своё детство и перенёс его в книжку про Чебурашку и Гену.
А детство было таким
- Э. Успенский жил в Москве, в доме, где все дети – от 3 до 20 – были людьми двора, то есть «дворяне». Старшие гоняли голубей, младшие играли в мяч, в чижа, в казаков-разбойников, 12 палочек. Во дворе каждому было место. Старшие опекали младших, учили быть верными дружбе, держать слово, почитать родителей. «Это была шикарная школа жизни!» - писал Э. Успенский.
И героев не пришлось выдумывать – писатель их нашёл, подсмотрел в жизни и перенёс в книжку.
Вы считаете, крокодил Гена – выдумка? Ничего подобного! Э. Успенский взял его «из» композитора Яна Френкеля, с которым вместе пришлось работать. Ян Френкель помог наделить крокодила конкретными человеческими качествами, вплоть до походки. Кстати, Ян Френкель об этом знал и не обижался.
А старуха Шапокляк?! Да не старуха это вовсе, а хулиганистый подросток! Помните её? Она стреляет из рогатки по голубям, обливает прохожих из окна водой, всегда переходит улицу в неположенном месте, подрисовывает усы на афишах и плакатах, вытряхивает из урн мусор. Зачем? А чтобы прославиться!
Э. Успенский взял старуху Шапокляк «из» самого себя!
Каким он был в детстве? В детстве он был разным. Об этом нам расскажет Дима.
*Рассказ ученика.
Сначала он учился плохо, не знал, чем заняться, воевал с учителями: кидался в них снежками. Придумывал прозвища, лил кислоту на стулья, чтобы испортить единственный выходной костюм. Летом после окончания седьмого класса он сломал ногу, лазая по развалинам, и попал в больницу. Чтобы не отстать, в больнице он начал читать учебники по математике и физике, решать задачи и понял, что может разобраться в этих сложных предметах без учителей. Это открытие сделало будущего писателя уверенным в себе человеком. В дальнейшем эта уверенность помогла Э. Успенскому в решении многих сложных жизненных задач.
Когда он вышел из больницы, он стал учиться по математике и физике на одни пятёрки. А учителей своих Э.Успенский сейчас безумно любит.

А сейчас обратимся к играм
1) Какое странное имя у старухи – Шапокляк. Но это имя – не выдумка Э.Успенского. Отгадайте, что означает это слово:
- Большое чернильное пятно.
- Игра в слова.
- Шляпа.
(У неё верхняя часть – тулья – на пружинках. Эту шляпу придумали в старину, когда вместо карет люди вводили в обиход машины. Если человек ехал в карете, он превращал свою шляпу в высокий цилиндр. А если он садился в машину, то хлопал по шляпе (французское кляк – русское шлеп), и цилиндр тут же складывался в блин – шляпа становилась плоской, потому что машины были невысокими. Удобно? Безусловно.)
2) Где до сих пор используют шляпы с подвижной тульей? (В цирке, клоуны.) Во время представления клоун будто нечаянно сядет на цилиндр, а тот в блин превратится. Он его встряхнёт, нацепит на голову – снова целый цилиндр.)
3) Назовите единственное положительное качество старухи Шапокляк:
Слайд:
- Любит детей.
- Любит вышивать крестиком.
- Любит природу.
- Любит печь пироги.
- Любит выпиливать лобзиком.

- «Как я люблю природу!» - восклицает она и начинает заниматься природоохранными делами? Какими? (Она наказывает браконьеров и организует их копать отстойник для чернильной фабрики, чтобы не загрязнялась река Березайка).

2. Вторая витаминка (Исполняется песня «Кабы не было зимы»)
- Догадались, из какой книги будет эта «витаминка»?
- У книги «Дядя Фёдор, пёс и кот» удивительная судьба: писалась она для детей – стала любимой у взрослых.
- Э. Успенский, сколько себя помнит, всё время был с ребятами: на рыбалке, в деревне, в походах, в школе являлся вожатым, и дети всегда крутились вокруг него. Потому что любил возиться с ними. Потом Успенский поступил в авиационный институт. Там много занимался самодеятельностью, привык к сцене и стал писать книги.
- Так вот, «Дядю Фёдора» он начал сочинять в пионерском лагере, где работал библиотекарем – рассказывал по вечерам малышам всякие истории. Рассказывал, рассказывал, и так захотелось ему написать книгу приключений, происходящих в одном и том же месте – Простоквашино. И написал. Свою самую бытовую сказку он писал долго – четыре года.
- Героями книги не случайно стали животные. Как вы думаете почему?
- Правильно, потому что Успенский любит их не меньше, чем детей. Он всегда окружён не только детьми, но и животными. А кто жил на даче нам расскажет Ксюша.

*Рассказ ученицы.
У Э. Успенского на даче на реке Клязьме: 2 собаки, 2 кошки, щенок, карликовые куры, цесарки. И ещё галка Краля жила в большой клетке, прожив 12 лет. Она была общей любимицей. Затейница, каких мало. У гостей серёжки вытаскивала. Да-да прямо из ушей. Могла и зажжённую сигару выхватить и заставить курильщика как следует подвигаться, чтобы получить её обратно. За ней бегали с огнетушителем.

- Ещё у него жили и другие птицы. Об этом нам расскажет Даша.

*Рассказ ученицы.
У Э. Успенского жил попугай по кличке Стас. Когда ему Успенский говорил: «Иди в клетку!» - он сам в неё заходил и ворчал что-то про себя. Умел включать приёмник, подкручивал ручки, правда, ручка оставалась у него в клюве.
Ещё был индонезийский скворец, он задорно пел (очень похоже на иволгу). Так что с его помощью Успенский всегда знал, когда наступает 5 часов утра.

- Обычно, когда Успенский пишет о животных, он вспоминает кого-нибудь из своих знакомых. Прообразом Матроскина первого русского бизнесмена, послужил сотрудник киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин. Успенский позвонил ему и попросил: «Толь, я сейчас пишу про одного кота, он по характеру немножко похож на тебя, можно я дам ему твою фамилию?» Он в ответ: «Ни в коем случае! Ты меня на всю Москву опозоришь». Потом, когда кот уже был написан, Тараскин говорил Эдуарду Николаевичу: «Какой я дурак, фамилию пожадничал дать»,
- Итак, получилась сказка-несказка о любви к животным, о детях и родителях, о человеческой мудрости и глупости и самое главное – о том, как быть счастливым.
- Постепенно герои книги вовлекли Успенского в новые события – в результате появилась книга, которая называется «Тётя дяди Фёдора, или побег в Простоквашино». Она была встречена настороженно, сначала её не очень принимали, потом к героям привыкли, присмотрелись, признали. Книжка получилась очень весёлая, даже более смешная, чем «Дядя Фёдор». И в этой книжке – наша нынешняя, сегодняшняя жизнь: герои принимают участие выборах, ходят в огромный капиталистический магазин – супермаркет.
- Самая интересная личность в книжке – это, конечно, тётя дяди Фёдора, бывший полковник, женщина, ушедшая на пенсию, полная сил. Она много лет служила завхозом в армии, где её очень любили: когда тётя Тамара уходила на пенсию, солдаты строем плакали – так не хотелось с ней расставаться.

- А сейчас обратимся к играм. Игра «Чьё это имя?»

*Работа в группах.
1) – Вспомните и запишите: кто или что носит это имя?
Мурка – корова. Печкин – почтальон.
Римма – мама. Сёмин – профессор.
Дядя Фёдор – мальчик. Матроскин – кот.
Хватайка – галчонок. Дима – папа.
Шарик – пёс. Митя – трактор.
Гаврюша – теленок.

* Проверка работы.

2) Игра «Весёлые объявления»
- Определите и запишите, кто мог написать такие объявления. 1. «Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка» (Кот Матроскин.) 2. «Продаю ружье для фотоохоты. Недорого!» (Шарик.) 3. «Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин!» (Галчонок Хватайка.) 4. «Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разные посылки, вручение телеграмм и писем. Оплата: Чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами» (Почтальон Печкин.)

* Проверка работы.

2) – По просьбе детей и их родителей Успенский написал ещё несколько историй о простоквашинских героях. Сколько всего книг было написано? (8)

3) – Какие это книги?
* Команды по очереди называют названия книг. («Дядя Фёдор, пёс и кот», «Тётя дяди Фёдора», «Любимая девочка дяди Фёдора», «Новые порядки в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино», «Привидение из Простоквашино», «Праздники в деревне Простоквашино»).

3. Третья «витаминка» (Исполняется песня «Обезьянка Анфиса»)
- Догадались, из какой книги будет эта «витаминка»?
- Герои этой книги – девочка Вера и обезьянка Анфиса – очень маленькие, они ходят в детский сад. И обезьянка тоже ходит в д/с. Но книжку эту с удовольствием читают и дошколята, и народ посолиднее, как вы и ваши мамы и папы, потому что в ней, как на цветной фотографии, малыши видят себя, а вы и взрослые – вспоминаете своё детство с его шалостями и открытиями.
- В этой книжке удивительные взрослые: добрые, отзывчивые, терпеливые, все понимающие и, несмотря на все проказы, которые учиняют Вера и Анфиса, любящие и девочку, и обезьянку, и всех детей.
- Писатель очень верно подметил в этой книжке, что именно в таком юном возрасте, в каком находятся Вера и Анфиса, происходит первое знакомство ребят с людьми самых разных профессий.

- А теперь – викторина.
- Предлагаю вам отправиться вслед за героями книжки Верой и Анфисой на интересную встречу с людьми разных профессий. Начинайте отвечать после подсказки.

*Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

1) Вера, а потом и Анфиса ходят в детский сад и встречаются там с (воспитателями).
2) Вера и Анфиса отправляются с папой в поликлинику за справкой и встречаются с (врачами). А с какими? (Терапевтом, хирургом, «ухо-горло-нос», педиатром, главным врачом).
3) Когда детский сад закрыли на «прорыв трубы», папа решил взять Веру и Анфису с собой в школу: и он будет спокоен и для них развлечение. В школе Вера и Анфиса встретились с (директором школы, учителями начальных классов, географии, зоологии и даже с уборщицей).
4) Когда Вера и Анфиса отправились в булочную, они в магазине встретились с (кассиршей)
5) По дороге домой они заблудились и до дома их довёл (милиционер и сдал бабушке: «Получите и распишитесь»).
6) А потом Вера и Анфиса стали гладить утюгом мокрые спички. Спички высохли, загорелись и задымили. Начался пожар, который потушили (пожарные).
7) Решили учителя школы, где работали родители Веры, подарок для ребят сделать – приготовить для них спектакль по книге Дюма «Три мушкетёра» и стали на время(артистами).
8) Однажды ученики школы, в которой работали родители Веры, приняли участие в конкурсе детских рисунков и стали на время настоящими(художниками).
- Чей рисунок был признан лучшим? (Рисунок Анфисы.)

4. Четвёртая «витаминка»
- «В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил каникулы в деревне».
- Однажды утром он взял гостинцы и отправился к бабушке Егоровне, двоюродной тётке своей бабушки. Егоровна жила одна и превратилась в Бабу Ягу. Догадались, к какой книжке мы с вами подобрались? – «Вниз по волшебной реке».
- Эта сказка тоже родилась не случайно. Когда Успенский работал в пионерском лагере, он поражался, как плохо знают ребята героев русских сказок. И захотелось ему написать сказку, в которой участвовали бы почти все персонажи русского фольклора. Так появилась самая военизированная сказка Успенского, в которой мальчик Митя с помощью смекалки и находчивости помогает добрым персонажам, ставшим его друзьями, победить коварство, хитрость и глупость Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника. Появилась сказка-шутка, сказка- игра, в которой герои русских сказок попадают в такие истории, какие им не снилось: избушка на курьих ножках марширует; Змей Горыныч с помощью воды из волшебного озера превращается в козлёнка; Лихо одноглазое укрощают с помощью доброго Волка, которого само же Лихо превращает в злого.
- Сказка получилась очень весёлая, добрая, она стала удачным и своеобразным продолжением русских волшебных народных сказок. По этой книге снят чудесный фильм.

- А сейчас – игра «Узнай героя»
- По описаниям, данным в сказке «Вниз по волшебной реке», попробуйте узнать героев русских сказок.
* Команды получают листочки с описаниями героев и отгадывают их.

1) – Вы поглядите на него! Воевать приехал на печке! Да он же сабли в руках не держал! Разве что кочергу! Или ухват! (Емеля)
2) Она ходила в платье, расшитом сказочными цветами, в кокошнике с хрустальными подвесками. Она была настолько умна, что помощник её, Домовой, не переставал восхищаться: «Ну и светлая голова у тебя, матушка. Сколько лет с тобой работаю, а каждый раз удивляюсь!» (Василиса Премудрая.)
3) – А почему вы не свистите? Ведь от вашего свиста все замертво падают? – спросил Митя.
- Почему? Мне тут жуб выбили, как раз передний!
- А вы вставьте себе новые зубы.
- Вшавьте, вшавьте! Жолото нужно!
- Почему золото? Можно и железные вставить.
- Что я, иж деревни, что ли. У нас разбойников, только жолотые бывают. С жележными жашмеют! (Соловей-разбойник)
4) – Посмотрите на меня! Во всём вашем царстве не найдёте воина, равного мне! Я самый сильный! Я самый смелый! Я самый бессмертный из вас! (Кощей Бессмертный.)
5) Рядом с Бабой Ягой за столом сидела маленькая, затхлая и какая-то вся зелёная старушка.
- Почему вы, бабушка, такая мокрая? – спросил Митя.- Будто из болота вылезли?
- А я из болота и вылезла, - отвечала старушка. – Я живу там тыщу лет, наверное! (Кикимора).

* Проверка выполнения задания.

Вывод: - Мы не сможем с вами попробовать «витаминок» из других произведений - на сегодня достаточно.
- А в заключение предлагаю проверить, как начали действовать на вас полученные «витаминки». Продолжим играть.

Конкурс «Узнай произведение»
- По набору слов определите, о какой книге идет речь и запишите её название.

1. Школа, бананы, детский сад, эксперимент, сестренка. («Про Веру и Анфису»)
2. Корова, трактор, клад, печка, галчонок, «Солнышко». («Дядя Федор, пес и кот»)
3. Скатерть – самобранка, печка, серый волк, Василиса Премудрая, блюдечко и яблочко. («Вниз по волшебной реке»)
4. Лев, строительство, объявление, апельсины, «медвежонок» («Крокодил Гена и его друзья»)
5. Военные пенсионеры, патриоты, кандидаты в депутаты, побег. («Тетя дяди Федора»)

* Проверка выполнения задания.

Конкурс «Потери и находки»
- Кому из героев принадлежат эти вещи? Соедините стрелочкой.
Шарик Волшебное блюдечко и наливное яблочко (3)
Василиса Премудрая Сумочка (5)
Баба Яга Фоторужье (1)
Тетя дяди Федора Скатерть – самобранка (2)
Шапокляк Малиновый пиджак с медалями(4)

* Проверка выполнения задания.

- И напоследок игра «Наборщик».
- Используя буквы из слова «Простоквашино», составьте как можно больше новых слов за 2 мин.
* Проверка выполнения задания.
- Одна команда называет слова, другие команды вычёркивают эти же слова, у кого останется больше слов, тот и победитель в игре.

*Подсчёт баллов.


·V. Подведение итогов.
- Наш праздник подошёл к концу. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам продолжить одну из фраз: «Сегодня на занятии»
«После занятия мне захотелось»
«Сегодня я понял»

- В нашей игре победила команда Но я думаю, что проигравших сегодня нет, потому что сегодня вы много узнали, вам захотелось ещё прочитать книги Э. Успенского.
- Мне хочется закончить наш литературный праздник словами Э. Успенского: «Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становиться человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг!»


Источники:
1. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/авт.-сост. А.А. Егорова.- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Интернет










Самоанализ внеурочного мероприятия по литературному чтению
«Праздник встречи с книгой. «Витаминки» от Успенского»
(Занимательные рассказы о писателе + интеллектуальные игры по сказкам Э. Успенского.)

Привить ребёнку любовь к чтению – это непростая задача. Современный школьник живёт в окружении огромного количества источников информации. Телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Книга тоже есть в этом списке, но в наш стремительный век её как-то отодвинули в сторону. Поэтому, мы взрослые, окружающие ребёнка, должны сделать всё возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни ребёнка. Одной из форм работы с книгой, способствующей повышению познавательной активности и интереса, является викторина. Но мне хотелось провести такое мероприятие, чтобы встреча с книгой и с писателем для учащихся была яркой и запоминающейся. Совместив занимательные рассказы о писателе и интеллектуальные игры по сказкам Э. Успенского в одном мероприятии, позволило достичь этой задачи.
Цель: способствовать формированию устойчивой положительной мотивации к чтению
книг.
Задачи:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве Э. Успенского;
- активизировать имеющиеся у детей знания о сказках Э. Успенского;
- способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой;
- способствовать формированию умения дружно работать в команде.
Тема, цель и форма проведения мероприятия соответствуют возрастным особенностям, уровню воспитанности обучающихся, перспективам их развития. В сценарии разумно сочетаются познавательный, информационный, эмоциональный и игровой аспекты. Непосредственно на мероприятии учащиеся продемонстрировали знания сказок Э. Успенского, развивали коммуникативные способности.
Выбранные методы способствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так были использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: демонстрация слайдов; методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Форма организации деятельности на занятии: фронтальная и групповая. Активность учащихся была высокая. Задания для интеллектуальных игр были разнообразны.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.