Игра-путешествие По лесным тропинкам


Игра-путешествие «По лесным тропинкам»
Цель: обобщить знания учащихся о природных богатствах
Задачи: прививать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Реквизит: карточки с изображением листьев, цветов, ягод, грибов, птиц, животных; иллюстрации картин леса в разное время года.
Ход занятия
Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, догадайтесь, отгадав загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом. (Лес)
Правильно, это – лес. В разное время года он красив по-своему. Посмотрите, как изобразили лес художники:
Приглашаю вас прогуляться по лесу. ( Дети по строчке читают стих)
Здравствуй, лес!
Чудный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Остановка «Деревья»
По описанию узнайте, какие деревья растут в лесу. (Показ листьев)
Задание «Что за дерево»
В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Во время цветения дерева к нему летят пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (ЛИПА)
Дотронься летом до ствола этого дерева, он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце.(БЕРЁЗА)
«Красавец» – так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево-богатырь, дерево-долгожитель. (ДУБ)
Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают многие музыкальные инструменты. (КЛЁН)
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)

Задание «Что лишнее»
На обратной стороне листьев деревьев написано задание.
Клён, рябина, ель.
Берёза, шиповник, дуб.
Сосна, ель, осина.
Остановка «Грибная»
Ребята, многие из вас ходили в лес за грибами. Какие же грибы растут в нашем лесу, вы узнаете, выполнив задание «Доскажи словечко».
1) Растут в лесу сестрички
Жёлтые…(лисички)
Лисички – грибы жёлтого цвета, с невысокой ножкой, растут в густой траве.
2) Где хвоинок многовато
Поджидаю нас…(маслята)
Маслята растут в основном в сосновом лесу, шляпка скользкая, словно смазана маслом.
3) Очень дружные ребята
У пеньков живут…(опята)
Опята – грибы светло-коричневого цвета, на тонких ножках, растут большими семьями.
4) Лучший гриб для сушки
Шляпка для макушки
Цветом буроватая,
А снизу беловатая
Ростом он весьма велик
Гриб мясистый…(боровик)
Боровик называют белым, после сушки он не меняет своего цвета, растёт в еловом лесу.
(На доску закрепляю изображение грибов)
Задание «Третий лишний»
Под каким номером лишний гриб? Почему?
Мухомор-самый распространённый ядовитый гриб. (Показываю иллюстрацию гриба)
В лесу много ядовитых грибов, но они ядовиты только для человека, а для животных полезны. Заболел, например, лосёнок. Где взять лекарство? Он находит мухомор и ест его, мухомор для него является лекарством.
Послушайте рассказ о двух мальчиках. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Прядя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал целую корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивленно спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились – ответил Миша.
Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Миша? Почему? А кто ими лечится? (Лоси проглатывают их целиком)
Конкурс «Кто быстрее»
Кто быстрее из слогов ка – ро – мас – ле – сы – еж – вик сложит название гриба. (Сыроежка)
Остановка «Ягодная»
Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды-отгадайте:
1) Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А
между ними на тонкой ножке — вкусная и ароматная ягода. Первая ягода
лета. (Земляника)
2) Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? - С... (Малиной)
3) На кустарнике грозди красные висят.
Словно мелкий виноград.
В сентябре их соберёшь,
Витамины запасёшь. (Брусника)
4) Во лесах еловых,
Во борах сосновых
Ворон-ягода растёт,
В мае месяце цветёт.
Очень вкусна и черна,
Лечит зрение она. (Черника)
Конкурс «Ягодный кузовок»
Кто быстрее соберёт землянику в корзинку.
Остановка «Цветочная»
Вспомним, какие цветы растут на поляне в лесу. Даря друг другу цветы, люди выражают свои чувства.
Задание «Узнай растение»
Цветок, встающий первым после зимней спячки. (Подснежник)
Вся поляна покрыта синими цветами, все чуть-чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок и послышится тихий перезвон.(Колокольчик)
Гирлянды белых колокольчиков висят весной между листьями, а летом на место цветков-красная ягода. Она ядовита. (Ландыш)
На лепестках каких цветов гадают? (Ромашка)
Остановка «Птицы»
В лесу живёт много птиц, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Ответьте на вопросы.
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
Какая птица на зиму белеет? (Куропатка)
Какую птицу называют «доктором» леса? (Дятел)
Почему эту птицу назвали снегирь? (Прилетает с первым снегом)
Остановка «Животные»
Не только птицы живут в лесу, но и животные. Ответьте на вопросы-викторины.
Зачем лисе хвост? (Она укрывает им в морозную ночь свой нос)
Почему волка называют «санитаром» леса? (Уничтожает слабых и больных животных)
Детёныши какого животного питаются молоком чужой матери. (Зайца)
Зачем звери раны зализывают? ( Чтобы быстрее заживали)
Конкурс «Изобрази»
Дети выполняют, записанные на карточках, задания:
изобразить как воет волк;
показать как переваливается медведь;
изобразить трусливого зайца;
как лиса хвостом заметает свои следы.
Остановка «Правила поведения в лесу»
Ребята, находясь в лесу, вы должны помнить правила(показывают рисунки):
не оставляйте после себя мусор;
не ломайте ветки деревьев;
не рвите цветы в лесу;
не трогайте птичьи гнёзда;
не шумите в лесу;
не сбивайте мухоморы.

Итог
Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Я вижу, вы любите лес и много знаете о нём. А, чтобы лес и его обитатели были всегда в природе, нам надо его беречь!