Игра-путешествие по лесным тропинкам







































План занятия

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.

Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)
– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.
Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?
Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.
– Кабаны очень любят принимать ванну?
Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.
Знай, наш милый дружочек, Даже лист и цветочек Нам без дела не следует рвать. Зайца, белку, синицу, В речке чистой водицу Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы, Будет счастлив человек. И с природой подружиться Сможем мы навек!
Всё у этой птицы не так как у других – клюв не прямой, а крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)
2) Эти птички прилетают в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)
3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё.Это она в воздухе ловит мух и насекомых. (Мухоловка)
4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)
5) Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз головой. (Поползень)
6) Это небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным пением. (Соловей)
7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле – это полезная птица. (Сова)
8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет на землю, прижмётся и нет её, сядет на сук вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё маскировочная окраска – рябенькая. (Рябчик)
9) Все его называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)
Еще одна важная составная часть леса его животное население. Трудно себе представить лес без зверей, птиц, насекомых, дождевых червей и т. д. Они встречаются повсюду и представляют собой обязательную принадлежность леса. Видов этих живых существ довольно много, в особенности насекомых. Деятельность их очень разнообразна и оказывает большое влияние на лес.
В наших лесах распространены прежде всего крупные млекопитающие животные (лось, олень, кабан, лисица и т. д.). Однако их влияние на жизнь леса в целом менее значительно в сравнении с мелкими млекопитающими (лесными мышевидными грызунами). Крупные растительноядные животные обгрызают ветки, кору и листья деревьев, чем причиняют им ущерб. Мелкие животные вредят деревьям больше они в массе уничтожают опавшие на землю семена этих растений и тем самым препятствуют появлению всходов. Особенно велики масштабы уничтожения желудей мышевидными грызунами, в частности желтогорлой мышью. Этот зверек не только в большом количестве поедает опавшие на землю желуди, но и делает огромные их запасы на зиму (до 16 кг).
Значительное влияние на лес оказывает белка. Она уничтожает семена хвойных деревьев и их почки.
Среди лесных зверей встречаются, конечно, не только растительноядные. Некоторые из них настоящие хищники (волк, лисица), другие всеядные (медведь, кабан).
В лесу мы встречаем множество всевозможных птиц. Пернатое население леса исчисляется многими десятками видов. Лесные птицы сильно различаются по особенностям своего питания, по месту гнездования, среди них есть оседлые и перелетные и т. д. Влияние птиц на лес многообразно. Наиболее важна роль птиц в уничтожении вредных насекомых, в том числе таких опасных, причиняющих лесу громадный урон, как непарный шелкопряд, дубовая листовертка и некоторые другие. Уничтожая вредителей, пернатые «лесные санитары» приносят большую пользу лесу. Значительна роль птиц и в распространении семян лесных кустарников, кустарничков и трав, имеющих сочные плоды. Среди растений такого рода можно назвать малину, бересклет, жимолость, крушину, чернику, бруснику, костянику и многие другие. Птицы распространяют также и семена деревьев. Сойка, например, в большом количестве разносит желуди, способствуя расселению дуба. Как известно, эта птица делает для себя запасы желудей, пряча их в мох на почве. Значительную часть своих запасов сойка потом не находит, и спрятанные птицей желуди прорастают, давая начало молодым дубкам.
К лесной фауне следует отнести также и мелких беспозвоночных животных (дождевых червей, моллюсков, насекомых, паукообразных и т. д.). Часть этих существ проводит свою жизнь в основном над землей (многие бабочки), некоторые же, напротив, почти все время остаются в почве (дождевые черви). Есть и такие, жизнь которых проходит как в почве, так и над землей (муравьи). Лес населен живыми существами на всех своих уровнях от верхушек крон деревьев до концов их корней.
Очень велика в лесу роль дождевых червей. Черви приносят лесу большую пользу, перерабатывая отмершие органические остатки, разрыхляя и «проветривая» почву, удобряя ее своими экскрементами и т. д. Их полезная роль общеизвестна и не нуждается в пояснениях.
Роль насекомых в лесу также очень велика, но она далеко не всегда положительна. Самые полезные лесные насекомые муравьи: это своеобразные «санитары» леса. Муравьи уничтожают много вредных насекомых, в особенности гусениц, объедающих листву, личинок жуков и т. п. Они играют известную роль в распространении семян лесных травянистых растений, в их расселении. Это относится к тем растениям, семена которых снабжены сочным мясистым придатком (копытень, хохлатка и др.). Такой придаток привлекает муравьев, и они переносят семена в муравейник. Однако по пути насекомые иногда теряют свою ношу и невольно «сеют» семена в различных местах леса, потерянные семена затем прорастают.
Полезную роль играют в лесу те насекомые, которые посещают цветки лесных растений и осуществляют опыление (в основном пчелы, бабочки, шмели, а также некоторые жуки), этим они способствуют лучшему образованию семян и плодов.
Однако в лесу встречается немало и таких насекомых, которые причиняют ущерб растениям. Сюда относятся всевозможные вредители, питающиеся листьями и корнями, гусеницы некоторых бабочек, личинки жуков, сами жуки и т. д.
Наконец насекомые вредят растениям и еще в одном отношении они повреждают цветки и незрелые плоды, не давая возможности созреть семенам; наглядный пример такого рода повреждение желудей дуба в кроне дерева, до их опадения на землю. Такие повреждения наносят, в частности, личинки жука желудевого долгоносика и гусеницы бабочки желудевой плодожорки. Поврежденные желуди погибают, не вызревают. В некоторые годы вредители уничтожают значительную долю желудей, а иногда и весь урожай.
Так нередко бывает в байрачных дубовых лесах, распространенных в степной полосе. Эти леса приурочены к балкам и другим понижениям на местности, где создаются более благоприятные условия увлажнения, чем в степи. Здесь может развиваться лес, правда сравнительно низкорослый. Деревья в байрачных лесах сильно угнетены, ослаблены, страдают от недостатка влаги. Они плохо противостоят нападению насекомых-вредителей. Желудей на них практически не образуется и подроста дуба в лесу нет.
Из сказанного ясно, насколько большую роль в жизни леса играет его многочисленное и разнообразное животное население. Все живые существа, обитающие в лесу, составляют его непременную составную часть. Это важный и обязательный элемент леса.
До сих пор мы говорили только о живых организмах, населяющих лес, его флоре и фауне. Но все это лесное население невозможно представить себе вне окружающей среды почвы и атмосферы. Никакие живые организмы не могут существовать вне среды обитания, в отрыве от нее: живая и неживая материя составляет неразрывное единство.



























Ход занятия:
I. Вступление
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, которое называется . Ой, плакат, на котором было написано название пропал. Что же делать? Вот старичок Лесовичок идёт к нам в гости, может он знает.

Лесовичок: Ребята, ваш плакат украл Леший. Он спрятал его в старом пне и повесил замок из загадок. Давайте отгадаем загадки, чтобы узнать, куда предстоит нам отправиться в путешествие.

















Загадки
1. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет шубу с плеч долой? (лес)

2. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)
3. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.


Лесовичок: Вот какие, молодцы! Все загадки отгадали. Замок открылся! Можем забрать свой плакат.







Ведущий: Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие в ЛЕС. Посмотрим, как лес живёт. Погуляем по лесным тропинкам, поиграем, проведём конкурсы. Во время путешествия надо быть очень внимательными, чтобы ничего не пропустить, увидеть все чудеса, происходящие в лесу. В добрый путь!

Дети:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь мы - свои!

Лесовичок: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю о том, как Художник рисовал лес.




















«Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. – Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет. – Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье. – Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.»




















Ведущий: Итак, наша игра-путешествие посвящена лесу. В игре принимают участие две команды «Берёзка» и «Елочка». Каждая команда приготовила свои эмблемы и представление.


II. Игра-путешествие
Представление команд.










Лесовичок: Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной ёлки не проходит ни один новогодний праздник. Круглый год ель зелёная. Это происходит потому, что листик-иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Живёт ель до 1 200 лет. Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью.














Старичок - Лесовичок: Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Много песен, стихов сложено о ней. Берёза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров берёзового сока может дать одно дерево до распускания почек. Из берёзы делают мебель, фанеру. А береста, кора берёзы – готовая природная бумага. В давние времена люди писали на берестяных свитках.

«Разминка» команд.
Лесовичок: В лесу много всяких деревьев.


Задание команде «Ёлочка»

Задание команде «Берёзка»



1. Назвать пять пород лиственных деревьев.
(Берёза, липа, осина, клён,
тополь, ясень, дуб)

1. Назвать пять пород хвойных деревьев.
(Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр)


Определить и назвать листья каких деревьев изображены?












«Грибные заморочки»
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.
И на горке, и под горкой,
Под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)
Лесовичок: Погостим в царстве Гриба - Боровика. Какие вы знаете грибы? Почему они так называются? Где они растут?
Сценка «Грибы»
(сопровождается показом слайдов)
Лесовичок:
Возле ёлок и дубов
Много в августе грибов.
Вот в траве сидят маслята,
Словно малые котята.
Рыжик вот. А вот сморчок –
Старичок - лесовичок.

Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.

Только ты не поддавайся
И пониже наклоняйся.
Раз поганки здесь растут,
Значит, белый тоже тут.

Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело.
Значит здесь семья маслят
Или рыжики стоят.

Маслёнок:
У меня шляпка лаковая.
Я, маслёнок, очень лакомый.
И пока я чист и свеж,
Ты найди меня и срежь.

Лесовичок:
А лисички и волнушки –
Те подальше от опушки.
Водят яркий хоровод,
Кто увидит, тот возьмёт.

Волнушки:
В розовых косыночках
Румяные подружки.
А ну, скорей в корзинку,
Весёлые волнушки!

Лисички:
Очень дружные сестрички,
Ходим в рыженьких беретах.
Осень в лес приносим летом –
Золотистые лисички.
Мы сегодня на рассвете
Для вашей радости взошли –
Лесные солнечные дети
Дождя и матери-земли.

Лесовичок:
Где тропа сплелась с тропою –
Старый пень перед сосною.
Мы увидим здесь опять
В кучу сбившихся опят –
В бежевых сапожках
На высоких ножках.

Лесовичок:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу!

Опята:
Мы весёлые ребята –
Тонконогие опята.
Притаились возле пня
И кричим: «Ищи меня!».

Лесовичок:
А под ёлкой, а под ёлкой
Кто-то спрятался в иголках,
В тёмной шапке набекрень –
Белый гриб укрылся в тень.

Белый гриб:
Гриб большой и важный я,
Уважают все меня.
Круглый, словно снеговик,
А зовусь я – боровик.

Лесовичок:
В коричневой кепке,
Штанишки в полоску,
Молоденький, крепкий,
Он здесь, под берёзкой.

Подберёзовик:
Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

Подосиновик:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я – подосиновик.

В узких брючках с бахромой,
В яркой шляпке красной,
Он стоит и день-деньской
Важничает, праздный.

Мухомор:
Всем известен с давних пор
Гриб красивый – мухомор.
С красной шапкой в точках белых
Очень я хорош на вид,
Но ужасно ядовит!

Лесовичок:
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, -
Это чудо из чудес!

СЛАЙД-ШОУ «СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ»

А теперь взгляни сюда (слайд)
И запомни навсегда:
Здесь грибы все добрые –
Все они полезные,
Все они съедобные.

СЛАЙД-ШОУ «СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ»






















Здесь грибы сердитые –
Все они опасные,
Злые, ядовитые! (слайд)















Ведущий: А теперь будем искать грибы. В корзинки надо собрать только съедобные. Будьте осторожны, обходите стороной несъедобные и ядовитые грибы. Победит та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.


















(Лесовичок проверяет корзинки и подводит итог конкурса, команда - победитель конкурса отмечается в табличке «ЭКРАН ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ» – приложение 1)
Лесовичок: Ребята, а какие правила нужно помнить, если вы пошли в лес за грибами?










«Животный мир леса».
Ведущий:
Все – все на свете,
На свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд!


Лесовичок:
Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей!


Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут её (лиса).



Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
встретить. Знайте, это (лось).





Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)




Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный?
(Волк)



Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
(Белка)



Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок,
По дорожке скок – скок.
(Заяц)


Веток хруст в лесу,
То тут, то там.
Ищет жёлуди...
(набак)




Он как ёлка, весь в иголках
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады отважный (ёж).



Черный он, чернее ночи, под землей жить любит очень, На полянке роет норы, длинные, как коридоры.
(Крот)







Ведущий: Приглашаем на следующий конкурс капитанов команд. Ответьте на вопросы:
Для чего лисе хвост?
Когда лось теряет свои рога?
Почему так говорят: «медведь зимой лапу сосёт»?
Почему зайца называют «косой»?




«Птицы – наши друзья».
Лесовичок:
Так весела в густом лесу.
На ветках птицы распевают.
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
(Звучат аудиозапись «Птичьи голоса»)


Ведущий: Ребята, а какие птицы живут в лесу? (Ответы детей) Соберите мозаику и скажите что это за птица.















Лесовичок: Что вы знаете о дятле?


Название птиц зашифровано в ребусах

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















,,,,




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Ответы: сорока, кукушка, ворона, свиристель, сова, снегирь, воробей, дятел, тетерев.












































Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Если вам по душе красота земная
Берегите её, устали не зная.
Ни к чему обижать бабочку на ветке
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
И пчела просто так тоже не пристанет
Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет.

Бабочка, кузнечик, муравей и птица
Не всегда от нас могут защититься.
Если будут нами уничтожены они,
На планете с вами мы останемся одни.

· О чём просит нас автор стихотворения? К чему он призывает?

· Почему мы можем остаться на планете одни?




Насекомые
Посидим на поляночке, отдохнём














Выступление «Берегите природу»







Эти насекомые живут группами, сами они очень маленькие, но дома строят себе огромные, преимущественно в лесу и лесопарковых зонах. Каждый член группы приносит свою пользу, и никто не остается без работы. Что это за насекомые? (муравьи)
2)      Этих насекомых любят разводить люди. Они имеют яркую полосатую окраску, и больно жалят. (пчелы)
3)      Очень красивые насекомые, порхают от цветочка к цветочку и переносят пыльцу. Некоторые из них бывают и вредителями. Этих насекомых даже коллекционируют, и называется это занятие лепидоптерофилия. Что это за насекомые? (бабочки)
4)      Эти насекомые размножаются у водоемов, либо во влажных местах. Особенно много этих насекомых бывает в лесу. Когда мы ходим в лес мы мажемся специальным кремом или брызгаемся аэрозолью, чтобы эти насекомые нас не кусали. (комары)
5)      Эти насекомые встречаются только летом, а на зиму они впадают в спячку. Люди очень не любят, когда они залетают в квартиру и жужжат, жужжат, жужжат(мухи)
6)      Эти насекомые вьют гнёзда, которые мы называем ульи, но они считаются дикими насекомыми. (осы)
7)      Эти насекомые обычно появляются в мае, от этого идет и их название. (майские жуки)






Приложение 1
ЭКРАН ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
Название команды
Конкурсы


Разминка
Грибные заморочки








ЁЛОЧКА










БЕРЁЗКА











Цели:
учить детей отгадывать загадки;
уточнить и обобщить знания детей о лесе;
активизировать психические процессы (память, внимание, мышление, речь)
закреплять навыки доказательства, используя знания о растениях, животных, птицах;
развивать навыки описательной речи.
Материалы для игры:
объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса;
магнитофон;
аудиокассета с голосами птиц и животных леса;
мультимедийный проектор, ноутбук;
презентация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примечание:
После каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением животного, растения, дерева или птиц со звуковым сопровождением.
Возможен показ игрушек, наглядных картинок.
Игра рассчитана на 25 минут, с учётом физкультминутки.

"С голубого ручейка Начинается река. А занятие - начинается с улыбки!"
(дети проговаривают четверостишие вместе с педагогом).
- Тихонечко садитесь на сои места, сначала девочки, затем мальчики.
На экране появляется картинка с изображением леса <слайд № 3>.
- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Кто может жить в этом лесу?
- А еще в этом лесу живет Старичок-Лесовичок, который сегодня пришел к нам на занятие.
- Знаете, почему его так назвали? Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу - следит там за порядком.
(появляется "Старичок-Лесовичок" <слайд №4>:
Словно сказочной книги страница, Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя и птицу И они понимают меня. Старичок-Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
Сегодня мы будем отгадывать загадки о лесе и о растениях, животных, которые в нем растут и живут.
Если вы правильно отгадываете загадку, то на экране появится картинка с ответом.
Загадки:
Высоконько стоит, Далеконько глядит, Станет старушкой - Будет избушкой. Сосна <слайд № 5>
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. Берёза <слайд № 7>
Зимой и летом Одним цветом. Ель <слайд № 9>
Летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт - На зубок он попадёт. Орех <слайд № 11>
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Как одним словом назвать сосну, берёзу, ель?
Каждый год молодцу Прибавляет по кольцу. Дерево <слайд № 13>
- Что еще растет в лесу, кроме деревьев?
Читает загадки:
Вдоль лесных дорожек Много белых ножек. В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... Сыроежки <слайд № 14>
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня узнаешь за версту. Зовусь я... Подосиновик <слайд № 16>
Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает. Земляника <слайд № 17>
Я красна и кисла, На болоте росла. Клюква <слайд № 19>
Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. Черника <слайд № 20>
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. Малина <слайд № 22>
В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка? Калина <слайд № 24>
Воспитатель:
- Ребята, как вы дружно отгадали, что в лесу растёт, а теперь давайте поиграем <слайд № 26>
(Дети выходят на середину зала, встают в круг, проводится физкультминутка).
Физкультминутка:
СЛОВА
ДЕЙСТВИЯ

На лесной опушке Встретились зверюшки.
Ножками потопали

Серенький ежонок,
Пальцы веером

Рыженький бельчонок,
Прыгаем в стороны.

Серенький зайчонок,
Показать руками "ушки на макушки"

И еще мышонок
Пи-пи-пи

Подружились мигом
Взяться за руки

И давай тут прыгать.
Прыгаем на месте

Воспитатель: - Мы с вами отгадали, что в лесу растёт, а кто в лесу живёт. Давайте отгадаем!
Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. Филин <слайд № 27>
Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь - До чего красив ... Снегирь <слайд № 29>
Как снег бела, Как сажа черна. Вертлява, как бес, Повертелась да в лес. Сорока <слайд № 31>
Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. Дятел <слайд № 32>
Старичок-Лесовичок:
- Ребята, как одним словом назвать: филина, сороку, дятла?
Правильно, птицы.
А как назвать следующих жителей леса?
Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да побежала. Еж <слайд № 35>
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый - краса! А зовут ее... Лиса (слайд № 37)
Пришли мужички без топоров, Срубили избу без углов. Муравьи и муравейник (слайд № 39)
Серый маленький Денис На веревочке повис. Паук <слайд № 41>
Воспитатель:
- Мы с вами отгадали много загадок о деревьях, грибах, ягодах; разных зверях и птиц, насекомых!
- Получился настоящий лес! <слайд № 43>
Богатырь стоит богат, Угощает все ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой. Лес <слайд № 43>
Старичок - Лесовичок: <слайд № 45>
- Порадовали, вы, ребята меня! Но надо собираться домой в лес. Примите подарки от всех зверей и птиц лесных (угощения детям).
Воспитатель: Спасибо, Старичок-Лесовичок, за угощения. Мы собираемся в скором времени с ребятами в осенний лес на экскурсию, до новых встреч.
Дети: До свидания!
Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он бережет почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие ветры, пыльные бури, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам...
Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б мы знали о них, то у нас, должно быть, не поднялась бы рука сломать ветку дерева.
О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.
Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом.
Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал oт хищных зверей и иноплеменников.
Из дерева делались дома и лодки, копье и соха, мебель и посуда ...
Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых дал лес...
Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять!
Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, не расцветают по весне каштаны, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями.
Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же... березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Деревьев равных не сочтешь – Одно другого краше. Но где ты дерево найдешь Родней березки нашей.

Игра - путешествие
«По лесным тропинкам»

Один Художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Он нарисовал берёзы, ели, сосны, осины, дубы и липы. А в углу нарисовал меня – старичка Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие листья.
- Это не лес! – сказал я ему. – Без цветов, без трав – НЕ ЛЕС!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
А насекомых нарисовал? – опять говорю я ему.
Нарисовал Художник насекомых, но они облепили все деревья. Прямо беда!
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - подсказывал я Художнику.
Дорисовал Художник, но лес всё равно стал чахнуть. Тогда Художник нарисовал много разных зверей.
- Вот это ЛЕС! – сказал я и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть ЛЕС!

Правила сбора грибов
Аккуратно срезайте гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
Собирайте только те грибы, о которых точно знаете, что они съедобны. Грибы, которые вам неизвестны или вызывают сомнения, не следует употреблять в пищу и пробовать на вкус, тем более в сыром виде.
Никогда не собирайте и не ешьте грибы перезрелые, червивые и испорченные.
 Не сбивайте ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.
Сухие шляпки грибов повесьте на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесет по лесу.



Под широкой тёмной елью
Прошлогодней пахнет трелью.
Подойдёшь ты к ней – иголки
Под подошвами скользят,
Ведь в обычае у ёлки
Круглый год менять наряд.

Чуть солнце пригрело откосы, И стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И сколько задумчивых песен Поется в народе о ней!


Девиз

Девиз

1

2

3

5

4

6

7

8

Рыжики

Подберёзовик


Несъедобные и ядовитые грибы

Белый гриб

Маслята

Мухомор красный

Сморчки

Подосиновик

Сатанинский
гриб


Съедобные грибы

Бледная поганка

Опята

Лисички

Сыроежки

Волнушка

Белый груздь

Желчный гриб

Белая поганка

Мухомор белый

Шампиньон

Ложные опята




Ох, и не любят меня люди. Голос им мой не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу, боятся. На самом деле от меня большая польза. Урожай я сохраняю. За лето до 1 000 мышей уничтожаю, этим спасая 1 тонну хлеба. Кто я?



Домик, в котором мы живём, всегда мешает людям. Они ворошат его палками, норовят разрушить, затоптать или сжечь наше жильё, что ещё хуже. А ведь мы – полезные насекомые, трудолюбивые. Мы можем на себе тащить груз, который на много больше своего веса. Нас называют - спасателями растений – мы уничтожаем вредителей. Кто мы?


СО