Станковая композиция. Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Усть-Ордынская детская музыкальная школа»
Станковая композиция
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
Срок реализации – 5 лет
п. Усть-Ордынский
2015
«Одобрено»
Методическим советом
МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»
«____»________________2012 г.
Утверждаю:
Директор МОУ ДОД «ДШИ»
_________________Лазарева И.А.
«____»________________2012 г.
Разработчики (авторы):
Николаева Юлия Вячеславовна преподаватель МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»

Рецензент (ы):
преподаватель МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Объем учебного предмета и виды учебной работы 5
Формы и методы контроля 5
Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7
Методические рекомендации 9
Учебно-тематический план 10
Условия реализации учебного предмета 18
Диагностика и оценка результатов обучения 19
Литература 20
Пояснительная записка
Примерная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ.
Примерная программа учебного предмета может быть использована:
При разработке примерных программ учебных предметов «рисунок» и «живопись».
Учебный предмет относится к циклу - «Обязательной части»
в разделе предметных областей – ПО.01 – «Художественное творчество», ПО.01.УП.03
«КОМПОЗИЦИЯ»
Чрезвычайно важным учебным предметом (где любая творческая личность сталкивается с потребностью самовыражения и решает, что она хочет выразить) является «Композиция станковая», она связывает воедино и использует для воплощения идеи произведения, знания графической и живописной культуры, пластических свойств материалов, цветоведения, полученные на занятиях рисунка, живописи, истории искусства.
Предмет «Композиция станковая» призван научить обучающегося видеть взаимосвязь элементов, переходящую в гармонию целого окружающего нас мира и природы, воплощение единства и соподчиненности форм, цвета для реализации своего творческого замысла.
Теоретические основы обучения базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.
Цель программы - формирование и развитие композиционного мышления у детей.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы;
- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- использовать навыки работы по композиции.
2. Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию
учебного предмета
Вид учебной работы количество часов
Максимальная учебная нагрузка ( всего) 924
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 363
в том числе: практические занятия 338
Теоретические знания 25
Самостоятельная работа обучающегося (всего) выполнение фор-эскизов, выполнение этюдов с натуры и по памяти, композиций и живописных проектов 561
Промежуточная аттестация в форме выставки -просмотра 4
Итоговая аттестация в форме выставки – просмотра учебных работ 2
3.Формы и методы контроля
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Текущий контроль в форме:
Промежуточная аттестация
- устное и письменное тестирование на определение уровня усвоения теоретических компетенций учебного предмета;
- просмотр практических заданий по каждому разделу учебной дисциплины.
Подведение итогов проводится в конце каждого полугодия в форме просмотра.
Просмотр – это выставка (экспозиция) всех учебных работ (этюдов) выполненных за полугодие.
Количество работ должно соответствовать требованиям тематического плана учебной программы.
Итоговая аттестация
- просмотр-выставка аттестационных творческих работ обучающихся;
- защита аттестационных творческих работ обучающихся.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания). Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
1 2
Умения: применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах; Формы:
Контрольные уроки (аттестационная работа);
Просмотр-выставка;
Итоговая аттестация (просмотр)
Методы:
Обсуждение выставленных творческих работ обучающихся;
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических работ, выполнении домашних работ и других видов текущего контроля
использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности; находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; использовать навыки работы по композиции. Знания: основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
Формы:
Контрольные уроки (аттестационная работа);
Просмотр-выставка;
Итоговая аттестация (просмотр)
Методы:
Обсуждение выставленных творческих работ обучающихся;
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических работ, выполнении домашних работ и других видов текущего контроля
принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла;
Критерии оценок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
Класс Критерии оценивания работ Оценка учебных работ
1 Грамотное расположение листа бумаги для композиции.
Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов с учетом тяжести и равновесия.
Грамотно выбрать масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.
Владение приемами и знание законов композиции. «5» - ставится если обучающимся соблюдены и выполнены все требования критерии «4» - при условии невыполнения обучающимся первых двух пунктов данного критерия«3» - при невыполнении четырех пунктов критерии«2» - при невыполнении более четырех требований, предъявляемых данным критерием оценки творческой работы.
2 1.Грамотное расположение листа бумаги для композиции.
2. Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов с учетом тяжести и равновесия.
4. Грамотно выбрать масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.
Владение приемами и знание законов композиции. «5» - ставится если обучающимся соблюдены и выполнены все требования критерии «4» - при условии невыполнения обучающимся первых двух пунктов данного критерия«3» - при невыполнении четырех пунктов критерии«2» - при невыполнении более четырех требований, предъявляемых данным критерием оценки творческой работы.
3 1.Грамотное расположение листа бумаги для композиции.
2. Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов с учетом тяжести и равновесия.
4. Грамотно выбрать масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.
Владение приемами и знание законов композиции. «5» - ставится если обучающимся соблюдены и выполнены все требования критерии «4» - при условии невыполнения обучающимся первых двух пунктов данного критерия«3» - при невыполнении четырех пунктов критерии«2» - при невыполнении более четырех требований, предъявляемых данным критерием оценки творческой работы.
4 1.Грамотное расположение листа бумаги для композиции.
2. Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов с учетом тяжести и равновесия.
4. Грамотно выбрать масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.
Владение приемами и знание законов композиции. «5» - ставится если обучающимся соблюдены и выполнены все требования критерии «4» - при условии невыполнения обучающимся первых двух пунктов данного критерия«3» - при невыполнении четырех пунктов критерии«2» - при невыполнении более четырех требований, предъявляемых данным критерием оценки творческой работы.
5 1.Грамотное расположение листа бумаги для композиции.
2. Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов с учетом тяжести и равновесия.
4. Грамотно выбрать масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.
Владение приемами и знание законов композиции. «5» - ставится если обучающимся соблюдены и выполнены все требования критерии «4» - при условии невыполнения обучающимся первых двух пунктов данного критерия«3» - при невыполнении четырех пунктов критерии«2» - при невыполнении более четырех требований, предъявляемых данным критерием оценки творческой работы.
5.Методические рекомендации
На занятиях по композиции используются различные методы обучения: наглядный (чучела птиц, различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей и т.д.), словесный и практический.
Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия, беседа. Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Форма выполнения работы - фронтальная и индивидуальная.
На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поискового материала к композиции.
В программе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся.
Программа построена по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению.
Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Реалистическое рисование – это связующая нить всех видов занятий на художественном отделении. Отличаясь друг от друга рядом особенностей, они имеют общее – возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности. Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры.
Одна из задач - знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, восковыми и акварельными мелками, тушью, углем, сангиной. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу.
Материалы, используемые на занятиях, предоставляются школой или приобретаются за счет материальной помощи родителей. Школа предоставляет мольберты, планшеты и др.
6.Учебно-тематический план
Название темы Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа Количество часов
1 класс
Раздел 1.
Основы композиции
Тема1.1.Законы и правила композиции. Содержание учебного материала
1. Вводная беседа. Знакомство с предметом "Станковая композиция". Познакомить с содержанием предмета, его целями и задачами.
Законы композиции: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу. 1
2. Правила композиции: передача ритма; выделение сюжетно-композиционного центра; симметрия, асимметрия; расположение главного на втором пространственном плане ; формат и масштаб; статика – динамика.
1
Типы композиции по эмоциональному содержанию
по типу организации пространства:
а) открытом
б) закрытом
в) кулисном
г) поэтапном
Дать представление о композиционной организации картинной плоскости, о связи содержания замысла с пластическим воплощением.
Дать представление о статической композиции и её основе – симметрии:
а) вертикально-симметричном расположении элементов композиции;
б) горизонтально-симметричном расположении элементов композиции;
в) диагонально-симметричноем расположении элементов композиции;
г) тетро симметричноем расположении элементов композиции. 1
Практические занятия
Выполнение 4-х декоративных рисунков из геометрических линий и фигур на основе симметрии:
а) вертикально симметричный;
б) горизонтально симметричный;
в) диагонально симметричный;
г) тетро симметричный.
Формат А-4, Материал: гуашь 5
Выполнить 6 декоративных работ посредством линии, пятна, цвета, тона, создающих следующие типы движения: вертикальное, горизонтальное, диагональное, центробежное, центростремительное, пересекающееся.
Формат А-4, Материал: гуашь 6
Выполнение 4-х декоративных работ на достижение композиционного равновесия посредством:
а) линии,
б) тона,
в) пятна,
г) цвета.
Формат А-4.
Материал: гуашь, акварель 6
Самостоятельная работа обучающихся
работа над эскизами, доработка идеи. 48
Раздел 2.
Средства композиции.
Тема 2.1.
Трансформация средств композиции. Содержание учебного материала
1 Средства композиции: точка; линия; штрих-линия; пятно (тон, цвет).
Дать представление о рапортных схемах, о рапортном модуле, ритмической организации рапорта. 1
2. Познакомиться с тремя основными типами линий:
прямой, ломаной, дугообразной. Освоить трансформацию прямой и ломанной линий и их разнообразие.
Освоить понятие ритма и ритмического повтора. 1
3. Освоить трансформацию дугообразной линии и её разнообразие. 1
4. Познакомиться с основными видами геометрических фигур:
квадратом, треугольником, кругом.
Освоить понятие идеального прямоугольника – квадрата и разнообразие его модификаций. 1
5. Освоить способы стилизации
изображений растительных форм на основе сложно-комбинированных геометрических линий и фигур. 1
6. Освоить способы стилизации изображений насекомых, птиц, животных, человека на основе сложно-комбинированных геометрических линий и фигур.
Освоить способы стилизации изображений на основе сложно-комбинированных геометрических линий и фигур.
1
Практические занятия
Основные линии. Прямая линия. Ломаные линии. Выполнить 2-3 орнаментальные строки комбинаций прямых линий с условием их ритмического повтора непрерывности.
Выполнить две орнаментальные строки из комбинаций прямых линий и две орнаментальные строки из комбинаций ломанных линий с условием их повтора и ритмической непрерывности.
Формат А-3.Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 2
Дугообразные линии. Выполнить 3 орнаментальные строки комбинаций из дугообразных линий с условием их ритмического повтора и непрерывности
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 2
Комбинирование линий. Выполнить 4 орнаментальные строки комбинаций:
а) из прямых и ломаных линий
б) из прямых и дугообразных линий
в) из ломаных и дугообразных линий,
г) из прямых, ломаных и дугообразных линий с условием их ритмического повтора и непрерывности.
Формат А-3.Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 2
Геометрические фигуры. Квадрат. Выполнить 2-3 орнаментальные строки комбинаций из прямоугольных геометрических фигур с условием их ритмического повтора, непрерывности и тональной разработки элементов строки
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 3
Треугольник. Выполнить 2-3 орнаментальные строки из комбинаций треугольных геометрических фигур с условием их повтора, непрерывности и тональной разработки.
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор
3
Круг. Выполнить 2-3 орнаментальные строки из комбинаций круглых геометрических фигур с
условием их повтора, непрерывности и тональной разработки.
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 3
Комбинирование геометрических фигур. Выполнить 5
орнаментальных строк комбинаций прямоугольников и треугольников, прямоугольников и кругов, треугольников и кругов, прямоугольников, треугольников и кругов
с условием их повтора, непрерывности и тональной разработки. Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор. 2
Стилизация растительных изображений. Выполнить
2 -3 орнаментальные строки стилизованных изображений
насекомых с условием их ритмического повтора, непрерывности и тональной разработки
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 3
Стилизация изображений насекомых. Выполнить
2 -3 орнаментальные строки стилизованных изображений
насекомых с условием их ритмического повтора, непрерывности и тональной разработки
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 2
Стилизация изображений птиц.
Выполнить 2 -3 орнаментальные строки стилизованных
изображений птиц с условием их ритмического повтора,
непрерывности и тональной разработки
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 3
Стилизация изображений животных. Выполнить 2 -3 орнаментальные строки стилизованных изображений животных с условием их ритмического повтора, непрерывности и тональной разработки.
Аттестационная работа.
Формат А-3. Материал: карандаш, гелевая ручка, тушь на выбор 3
Самостоятельная работа обучающихся
работа над эскизами, доработка идеи. 51
2 класс
Раздел 3.
Средства композиции.
Тема3.1.
Типы композиции.
Содержание учебного материала
Типы композиции.
Динамика. Дать представление о динамичной композиции и её основе ритме: линий, пятен, цветовом ритме, тоновом ритме. Дать представление о типах движения: а) вертикальном,
б) горизонтальном,
в) диагональном,
г) центробежном,
д) центростремительном,
е) пересекающимся. 1
Композиционное равновесие. Дать представление о способах создания композиционного равновесия – симметричном и асимметричном.
Развиваем логику, абстрактное мышление. 1
Способы выделения композиционного
центра. Дать представление о способах выделения композиционного
центра:
а) сгущением и разряжением;
б) направлением ритмического движения элементов композиции;
в) акцентом по форме;
г) акцентом по величине (большое на малом, малое на большом);
д) тоновым контрастом (тёмное на светлом, светлое на тёмном);
е) цветовым контрастом (дополнительные цвета)
ж) контрастом тёплых и холодных цветов (тёплое на холодном, холодное на тёплом) 1
Практические занятия Выполнение 4-х декоративных работ на достижение композиционного равновесия посредством:
а) линии,
б) тона,
в) пятна,
г) цвета.
Формат А-4.
Материал: гуашь, акварель 10
Творческая работа по мотивам русских народных сказок. Выполнить рисунок согласно поставленным задачам на выбор в декоративной или станковой манере.
1 и 2 занятие – работа над эскизом.
3 и 4 занятие – исполнение подготовительного рисунка.
5,6 и 7 занятие – исполнение в материале: гуашь, акварель
Формат А-2. 10
Композиция на тему «Праздничный город», «Сказочные замки». Выполнение одной работы согласно поставленным задачам. Аттестационная работа.
Формат А-2. Материал: акварель, гуашь 10
Самостоятельная работа обучающихся
Приобретение навыков работы над эскизами, доработка идеи. Выполнение фор-эскизов. 48
Раздел 4.
Приемы композиции
Тема 4.1.
Ассоциативные и тактильные композиции Содержание учебного материала Приемы композиции: пространство; колорит; точка зрения; горизонтали и вертикали.
Научиться создавать художественные зрительные образы на основе звуковых ассоциаций, посредством пятна, линий, тона, цвета. 1
Практические занятия Творческая работа на тему «Ассоциативное изображение чувств» (ассоциативно-эмоциональные образы)
«Покой». Выполнение упражнений:
а) создание образа эмоции через тоновое пятно;
б) создание образа эмоции через линию;
в) создание образа эмоции через цветовое пятно;
г) создание единого эмоционального образа
Формат А-3. Материал на выбор 9
Работа с ассоциациями. Ассоциативно-эмоциональный образ «Радость». Выполнение упражнений:
а) создание образа эмоции через тоновое пятно
б) создание образа эмоции через линию
в) создание образа эмоции через цветовое пятно
г) создание единого образа.
Формат А-4 и А-3. Материал на выбор 8
Работа с ассоциациями. Ассоциативно-эмоциональный образ «Радость». Выполнение упражнений:
а) создание образа эмоции через тоновое пятно
б) создание образа эмоции через линию
в) создание образа эмоции через цветовое пятно
г) создание единого образа.
Формат А-4 и А-3.
Материал на выбор
Работа с ассоциациями. Ассоциативно-эмоциональный образ «Гнев». Выполнение упражнений:
а) создание образа эмоции через тоновое пятно
б) создание образа эмоции через линию
в) создание образа эмоции через цветовое пятно
г) создание единого образа.
Формат А-3. Материал на выбор. 8
Работа с ассоциациями. Ассоциативная композиция «Музыкальный образ». Выполнение работы согласно поставленным задачам. Аттестационная работа.
Формат А-2 .Материал: гуашь, тушь, акварель и др. 8
Самостоятельная работа обучающихся
Приобретение навыков работы над эскизами, доработка идеи. Выполнение фор-эскизов. 51
3 класс
Тема 4.2.
Стилизация модульной формы. Содержание учебного материала Стилизация на основе создания фактурного образа
Модульной формы. Образ текучести, шероховатости,
Липкости, шелковистости или колючести. Освоить
многообразие способов создания фактурного образа на
основе сложно-комбинированных геометрических линий и фигур с тональной разработки. 1
Практические занятия Выполнение рисунка, согласно поставленным задачам.
Стилизация на основе создания фактурного образа
Модульной формы. Образ текучести.
Формат А-3. Материал: тушь, карандаш, гель и др. 9
Выполнение рисунка, согласно поставленным задачам.
Стилизация на основе создания фактурного образа
Модульной формы. Образ шероховатости
Формат А-3. Материал: тушь, карандаш, гель и др. 8
Выполнение рисунка, согласно поставленным задачам.
Стилизация на основе создания фактурного образа
Модульной формы. Образ липкости. Формат А-3. Материал: тушь, карандаш, гель и др. 8
Выполнение рисунка, согласно поставленным задачам.
Стилизация на основе создания фактурного образа
Модульной формы. Образ шелковистости или колючести.
Формат А-3. Материал: тушь, карандаш, гель и др. 8
Самостоятельная работа обучающихся
Приобретение навыков работы над эскизами, доработка идеи. Выполнение фор-эскизов. 48
Раздел 5.
Тематическая станковая композиция. Содержание учебного материала Освоить процесс работы над тематической композицией по схеме:
а) выбор сюжета;
б) работа над эскизом;
в) выделение смыслового композиционного центра;
г) ритмическая организация всех элементов композиции и
пространства композиции по типу открытого, закрытого, кулисного, поэтапного;
д) тональное и живописное решение композиции 1
Научиться работать с историческими материалами. Самостоятельно выбрать сюжет и самостоятельно исполнить композицию, используя ранее изученную схему последовательной работы над тематическим рисунком 1
Практические занятия Архитектурный облик древних городов.
Выполнение рисунка согласно поставленным задачам.
Исполнение станковым способом:
работа над эскизом и выполнение
подготовительного рисунка, с занятие исполнение в материале.
Формат А-2. Материал: акварель, гуашь 12
Образ исторической эпохи через интерьер.
Исполнение работы согласно поставленным задачам.
Станковый вариант. Работа с эскизами и исполнение подготовительного рисунка, выполнение работы в материале. Аттестационная работа.
Формат А-2. Материал - на выбор. 20
Самостоятельная работа обучающихся
Приобретение навыков работы над эскизами, доработка идеи. Выполнение фор-эскизов. 51
4 класс

Содержание учебного материала
Оформление книги. Обложка. Дать представление об оформлении книги, конструкции книги, о функциональном назначении обложки, о значении шрифта. Освоить процесс работы над оформлением книги. 1
Иллюстрация. Дать представление о функциональном назначении иллюстрации в книге, о стилевых требованиях к иллюстрации. Освоить процесс работы над оформлением книги. 1
Заставка. Дать представление о функциональном назначении заставки в оформлении книги, о требованиях к её исполнению.
1
Оформление книги. Концовка. Дать представление о функциональном назначении концовки в оформлении книги, о требованиях к её исполнению. 1
Свободная тема. Уметь самостоятельно выбрать тему, работать с подсобным материалом. Самостоятельно организовать сюжетное, композиционное, пластическое, тональное и живописное решение задуманного образа.
1
Практические занятия Обложка. Выполнение работы:1-3 занятия – работа над эскизами и выполнение подготовительного рисунка,4-7 занятия – выполнение в материале.
Формат А-2.Материал и техника исполнения выбирается индивидуально 15
Иллюстрация.Выполнить 1 иллюстрацию. 1-3 занятия – работа над эскизом и выполнение подготовительного рисунка,
4-7 занятия – выполнение в материале.
Формат А-2. Материал и техника исполнения выбирается индивидуально 15
Заставка. Выполнение работы.
Формат А-4, А-5.Материал и техника исполнения выбирается индивидуально 6
Концовка. Выполнение работы.
Формат А-4, А-5.
Материал и техника исполнения выбирается индивидуально 6
Свободная тема. Исполнение работы согласно поставленным задачам.
1-3 занятия – работа с эскизами и исполнение подготовительного рисунка;
4-13 занятия – выполнение работы в материале. Аттестационная работа.
Формат А-2. Материал - на выбор. 21
Самостоятельная работа обучающихся
Приобретение навыков работы над эскизами, доработка идеи. Выполнение фор-эскизов. 132
5 класс

Содержание учебного материала
Анализировать творчество художника (композиционные приемы, техника, колорит и т.п.). Как можно точнее передать почерк и приемы данного автора, школы. Серия в композиции. Ритм серии: напряжение, разрядка, единство замысла 1
Интерпретация. Сделать зримыми образы, убедительно и интересно передать среду, события. 1
Тематическая композиция. «Мир природы», «Явления природы», «Праздники» и т.д.
Освоить процесс работы над тематической композицией по схеме:
а) выбор сюжета;
б) работа над эскизом;
в) выделение смыслового композиционного центра;
г) ритмическая организация всех элементов композиции и пространства композиции;
д) тональное и живописное решение композиции.
1
Освоить процесс работы над тематической композицией по схеме:
а) выбор сюжета;
б) работа над эскизом;
в) выделение смыслового композиционного центра;
г) ритмическая организация всех элементов композиции и пространства композиции;
д) тональное и живописное решение композиции.
1
Практические занятия Интерпретация.Стилизация творчества художника (композиционные приемы, техника, колорит и т.п.). Интерпретация. Сделать зримыми образы, убедительно и интересно передать стиль и технические приемы выбранного художника.
Волнение декоративным способом.
1 2 и 3 занятие – работа над эскизом и выполнение подготовительного рисунка, с 4-8 занятие – исполнение в материале.
Формат А-2. Материал: гуашь 23
Тематическая композиция. «Мир природы», «Явления природы», «Праздники». Выполнение рисунка согласно поставленным задачам.
Исполнение декоративным способом.
1 2 и 3 занятие – работа над эскизом и выполнение подготовительного рисунка, с 4-8 занятие – исполнение в материале.
Формат А-2. Материал: гуашь 23
Тематическая композиция. «Стаффаж в пейзаже». Освоить процесс работы над тематической композицией по схеме:
а) выбор сюжета;
б) работа над эскизом;
в) выделение смыслового композиционного центра;
г) ритмическая организация всех элементов композиции и
пространства композиции по типу открытого, закрытого, кулисного, поэтапного;
д) тональное и живописное решение композиции.
Формат А-2. Материал: гуашь 25
Свободная тема. Исполнение работы согласно поставленным задачам. Аттестационная работа
1-3 занятия – работа с эскизами и исполнение подготовительного рисунка;
4-13 занятия – выполнение работы в материале. Аттестационная работа.
Формат А-2. Материал - на выбор. 26
Самостоятельная работа обучающихся
Приобретение навыков работы над эскизами, доработка идеи. Выполнение фор-эскизов. 132
* Объем часов указывается по каждой позиции.
Условия реализации учебного предмета
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета рисунка и живописи;
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя с ПК;
-мольберты по количеству обучающихся;
- планшеты по количеству обучающихся;
- подставки под краски;
- учебная доска;
- учебно-методический фонд: комплект учебно-наглядных пособий по цветоведению, учебные образцово-показательные работы, дидактические таблицы и альбомы;
Технические средства обучения: видео CD и DVD фильмы, электронные образовательные ресурсы.
Технические средства обучения, в том числе аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором.
Диагностика и оценка результатов обучения.
Диагностика результатов обучения проводится в виде контрольных тем. В конце I и II полугодия проводятся рабочие просмотры в классах с приглашением администрации и родителей, а также ведущих педагогов по предмету. Анализируется работа класса в целом, дается индивидуальная характеристика работы каждого ученика.
При завершении обучения учащиеся выполняют итоговую композицию: в которой должны четко просматриваться результаты обучения: владение приемами и знание законов композиции, самостоятельный выбор сюжета и его разработка.
Общая оценка качества подготовки обучающихся включает:
Оценку уровня усвоения дисциплины;
Оценку компетенции обучающихся;
Творческая деятельность, участие обучающихся в творческих и тематических конкурсах в области изобразительного искусства различного уровня
( грамоты, дипломы и сертификаты за участие).
Литература
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.Алёхин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М., Просвещение, 1984. 2.Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
3.Волков И П. Художественная студия в школе. М., Просвещение, 1993.
4.Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
5.Журналы « Юный художник», « Художественный совет».
6.Кузин В. С. Наброски и зарисовки.- М., 1982 г.
7.Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964.
8.О композиции: Сб. статей. М; 1959.
9.Сокольникова Н. М. Основы композиции ( 5-8 классы) Обнинск; Титул, 1996.
10.Сокольникова Н. М. Краткий словарь ( 5-8 классы) Обнинск, Титул, 1996.
11.Шорохов Е. В., Козлов Н. Г., Композиция. М., Просвещение, 1978.
12.Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.
13.Шорохов Е. Композиция. М.,1986.
14.Уильям Ф. Пауэлл. Цвет и как его использовать. М., А С Т- Астрель, 2005.
15.Алёхин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Школа. М., Просвещение, 1984.
16.Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
17.Волков И П. Художественная студия в школе. М., Просвещение, 1993.
18.Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
19.Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964.
20.Декор. Композиция М.: ВЛАДОС 2008
21.Основы композиции М.: Изобразительное искусство, 1977
Искусствознание
Дополнительная литература
1.Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Научные издание Л.: Искусство, 1986
2.Виппер Б. Р. Введение в истории изучение искусства. Научные издание М.: Искусство, 1974
3.Арихеим Р. Искусство и визуальное восприятие. Научные издание. М.:Изобразительное искусство
4.Раушехбах Б. В. Геометрия картины и зрит. Восприятия М.: Искусство
5.Лебедева Е. В., Черновых Р. М. Искусство художника оформителя. М.: Сов. Худ. 1998
6.Стоп И. Н. Декоративная живопись М.: МГТУ 2004