Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области искусства Фортепиано, Народные инструменты, Струнные инструменты, Ударные и духовые инструменты. Программа по учебному предмету Слушание музыки 4 года реализации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
Муниципального образования
«Холмский городской округ»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету ПО.02.УП.0

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ






Разработчик: Таран М.М.
Преподаватель теоретических дисциплин





Холмск 2014

Одобрено
Методическим советом ДШИ



«___»____________2014 г.

Утверждаю
Директор ДШИ

______________
(подпись)

«___»___________2014 г.





Программа учебного предмета разработана на основе программы Т. Первозванской «Мир музыки» полный курс теоретических дисциплин. Эта программа легла в основу как общеобразовательная развивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Муниципального образования
«Холмский городской округ»

Разработчик:
Таран М.М. - преподаватель теоретических дисциплин


Рецензент:
Малая О.Н. - преподаватель теоретических дисциплин


Рецензент:
Краснянская ОВ. – заместитель директора школы по учебной работе

__________________________________________________________


М.П.
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Слушание музыки» и виды промежуточной аттестации.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.



II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план.
2. Содержание тем программы учебного предмета.



III. Требования к уровню подготовки учащихся



IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Требования к промежуточной аттестации
3. Критерии оценок.



V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.



VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы



I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе программы Т. Первозванской «Мир музыки» полный курс теоретических дисциплин. Эта программа легла в основу как общеобразовательная развивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».

При составлении программы учитывались и федеральные государственные требования к дополнительным общеобразовательным развивающим программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и ориентирована:
– на развитие художественных способностей и формирование потребности общения с явлениями музыкального искусства;
– на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
– на формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музицирование» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи лет шести месяцев до одиннадцати лет, составляет 4 года.



3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Слушание музыки» и виды промежуточной аттестации:

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов

Классы
1
2
3
4


Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8


Аудиторные занятия
16
16
16
17
16
17
16
17
131

Самостоятельная работа
8
8
8
8,5
8
8,5
8
8.5
65.5

Максимальная учебная нагрузка
24
24
24
25,5
24
25,5
24
25.5
196.5

Вид промежуточной аттестации

Контр. урок

Контр. урок

Контрол.
урок

Контр.
урок



Для обучающихся 1-4 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу(40 минут). Затраты учебного времени на самостоятельную работу составляют 0,5 часа в неделю.
Максимальная нагрузка на учащегося составляет 196,5 часов. Из них на аудиторные занятия приходится 131 час, а на самостоятельную работу 65,5 часа.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока – 40 минут.


5. Цель и задачи предмета «Слушание музыки»
Цель:
– воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке;
знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;
развитие одного из важных эстетических чувств – синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);
развитие ассоциативно-образного мышления.

С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы – игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы учебного предмета «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки учащихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета используются следующие методы обучения:
– объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
– поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
– игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации предмета «Слушание музыки», оснащаются фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звуковую изоляцию.
Для обучения необходим набор авторских учебников Т. Первозванской «Мир музыки». Полный курс теоретических дисциплин. Комплект «Мир музыки» содержит: учебник сольфеджио. Рабочую тетрадь по сольфеджио, СД – приложение к учебнику и рабочей тетради, пособие «Слушаем музыку», СД – приложение к пособию «Слушаем музыку».

II. Содержание учебного предмета

Программа учебного предмета «Слушание музыки» построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг которой объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).
Подход к обучению по «Слушанию музыки» аналогичный урокам сольфеджио: сначала увлечь ребёнка доступным для его восприятия музыкальным произведением, а затем помочь раскрыть различные музыкальные явления. Параллельно с уроками сольфеджио проходит знакомство с музыкой композиторов определённой национальной школы.
Различные музыкальные понятия не изучаются отдельными темами в серии уроков. Всё происходит наоборот: сначала слушаем произведение, а потом выявляем что-то новое. Сложные понятия постепенно вводятся в обиход, и работа над их осознанием проходит несколько постепенно не только в течение года, но и в течение всего цикла обучения в музыкальной школе.

Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.

Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.
Активно расширяется словарь эпитетов, больше времени уделяется сравнению произведений. Логично, поэтому, возвращаться к пройденным произведениям и открывать в них новые черты.

Третий год обучения решает задачу восприятия художественного целого. Обучающиеся приобретают представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму – как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.
Четвёртый год обучения выводит ученика на новый уровень осмысления таких понятий как музыкальный образ, жанр, музыкальная форма, закрепление навыков слухового наблюдения за развитием музыкального действия. Знакомство с образцами музыки XX столетия.



1. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательное изучение произведений композиторов с указанием распределения учебных часов четвертям.
1 класс

№ п.п.
Наименование
темы
Общий объем времени (в часах)



Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия

1
А. Майкапар «Пастушок», «Эхо в горах»
1.5
0.5
1

2
Г. Свиридов «Дождик», «Парень с гармошкой»
1.5
0.5
1

3
Чайковский «Детский альбом»: «Нянина сказка», «Баба Яга»
1.5
0.5
1

4
В. Гаврилин «На тройке», «Танцующие куранты»
1.5
0.5
1

5
А. Лядов «Колыбельная»
1.5
0.5
1

6
А. Лядов «Кикимора»
1.5
0.5
1

7
С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Шествие кузнечиков»
1.5
0.5
1

8
Контрольный урок
1.5
0.5
1

2 четверть

9
А. Филипенко «На мосточке», «По малину»
1.5
0.5
1

10
А. Филипенко «Перепёлочка» - вариации
1.5
0.5
1

11
А. Блага «Песни»
1.5
0.5
1

12
А. Дворжак «Славянский танец»
1.5
0.5
1

13
Б. Сметана «Полька»
1.5
0.5
1

14
Г. Венявский. Мазурка «Деревенский музыкант» К. Шимановский «Фонтан Аретузы»
1.5
0.5
1

15
И. Дунаевский. Музыка кино. Увертюра к к к\ф «Дети капитана Гранта»
1.5
0.5
1

16
Контрольный урок
1.5
0.5
1


Всего
24
8
16

3 четверть

17
М. Чюрлёнис. Пьесы.
1.5
0.5
1

18
Н. Римский Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Три чуда
1.5
0.5
1

19
Р. Щедрин «Конёк – Горбунок». Девичий хоровод
1.5
0.5
1

20
Р. Шуман. «Альбом для юношества»: «Весёлый крестьянин», «Дед Мороз»
1.5
0.5
1

21
Л. Бетховен. «Немецкий напев», «Весело – грустно», «Контрданс»
1.5
0.5
1

22
В. Моцарт «Музыкальная шутка»
1.5
0.5
1

23
Ж. Бизе. Детские игры: «Волчок»
1.5
0.5
1

24
В. Моцарт. «12 вариаций на французскую тему»
1.5
0.5
1

25
К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: «Королевский марш львов», «Лебедь», «Финал»
1.5
0.5
1

26
Контрольный урок
1.5
0.5
1

4 четверть

27
Э. Денисов. Пение птиц (Синтезатор)
1.5
0.5
1

28
«Битлз»: «Жёлтая подводная лодка», «Колыбельная»
1.5
0.5
1

29
С. Джоплин. «Регтайм»
1.5
0.5
1

30
Японские песни
1.5
0.5
1

31
Г. Гладков. «Сказки»
1.5
0.5
1

32
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
24
8
16


Всего за 1 год обучения
48
16
32



2 класс

№ п.п.
Наименование
темы
Общий объем времени (в часах)



Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия

1четверть

1
А. Лядов. «Баба Яга»
1.5
0.5
1

2
П. Чайковский. «Детский альбом»: «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка»
1.5
0.5
1

3
Р. Щедрин. «Озорные частушки»
1.5
0.5
1

4
П. Чайковский. «Времена года»: «Сентябрь», «Охота»
1.5
0.5
1

5
А. Майкапар. «Сказочка», «Облака
плывут»
1.5
0.5
1

6
С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки. Вечер»
1.5
0.5
1

7
С. Прокофьев. «Сказочка», «Дождь и радуга»
1.5
0.5
1

8
Контрольный урок
1.5
0.5
1

2 четверть

9
Ф. Шопен. Мазурка.
1.5
0.5
1

10
А. Дворжак. Славянский танец.
1.5
0.5
1

11
Р. Щедрин. Кадриль из оперы «Не только про любовь»
1.5
0.5
1

12
Р. Щедрин. Фрагмент балета «Конёк-Горбунок»: Ночь
1.5
0.5
1

13
Н. Римский – Корсаков. Из оперы «Ночь перед рождеством»:
1.5
0.5
1

14
Рождественские песни. Г. Перселл. «Псалом»
1.5
0.5
1

15
Рождественские песни
1.5
0.5
1

16
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
24
8
16

3 четверть

17
Б. Бриттен. Морские интерлюдии из оперы «Питер Греймс»
1.5
0.5
1

18
Луи Амстронг. «Когда святые маршируют»
1.5
0.5
1

19
Дж. Гершвин. «Колыбельная»
1.5
0.5
1

20
Г. Свиридов. «Весна. Осень»
1.5
0.5
1

21
П. Чайковский «Времена года»: Март. «Детский альбом»: Песня жаворонка
1.5
0.5
1

22
П. Чайковский «Детский альбом»: Камаринская
1.5
0.5
1

23
П. Чайковский. Фрагмент из балета «Спящая красавица»
1.5
0.5
1

24
Р. Шуман. «Альбом для юношества»: Первая утрата.
1.5
0.5
1

25
Р. Шуман. «Альбом для юношества»: Незнакомец.
1.5
0.5
1

26
Контрольный урок
1.5
0.5
1

4 четверть

27
И. Брамс. «Колыбельная», « Вальс».
1.5
0.5
1

28
К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: Антилопы, Кукушка в чаще леса.
1.5
0.5
1

29
К. Дебюсси. «Детский уголок»: Снег танцует.
1.5
0.5
1

30
М. Равель. «Сказки матушки-гусыни»: Дурнушка, императрица пагод.
1.5
0.5
1

31
М. Равель. «Сказки матушки-гусыни»: Мальчик с пальчик.
1.5
0.5
1

32
С. Слонимский. «Мультфильм с приключениями»
1.5
0.5
1

33
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
25.5
8.5
17


Всего за 2 класс
49.5
16.5
33





3 класс

№ п.п.
Наименование
темы
Общий объем времени (в часах)



Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия

1 четверть

1
К. Дебюсси. «Детский уголок»: Кукольный кекуок
1.5
0.5
1

2
С. Прокофьев. «Детская музыка»: Раскаяние, Пятнашки.
1.5
0.5
1

3
А. Лядов. «8 русских народных песен»:
Колыбельная
1.5
0.5
1

4
Б. Барток. «Микрокосмос»: Сексты и терции. Кварты.
1.5
0.5
1

5
А. Дворжак. Славянский танец ми минор.
1.5
0.5
1

6
Ж. Рамо. «Тамбурин»
1.5
0.5
1

7
Ж. Рамо. «Ригодон»
1.5
0.5
1

8
Контрольный урок
1.5
0.5
1

2 четверть

9
Д. Гершвин «Волшебный мир»
1.5
0.5
1

10
Б. Бриттен. Морские интерлюдии из оперы «Питер Греймс»
1.5
0.5
1

11
С. Слонимский «Дюймовочка»
1.5
0.5
1

12
П. Чайковский «Трепак»
1.5
0.5
1

13
А. Лядов. «8 рнп»: «Я с комариком»
1.5
0.5
1

14
А. Лядов. «8 рнп»: «Коляда»
1.5
0.5
1

15
И.С. Бах Хорал
1.5
0.5
1

16
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
24
8
16

3 четверть

17
М. Равель. «Сказки матушки-гусыни»: Красавица и чудовище, Волшебный сад
3
1
2

18
А. Лядов. «8 рнп»: «Протяжная»
1.5
0.5
1

19
И. Стравинский «Петрушка»: сцена масленичных гуляний
1.5
0.5
1

20
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»: финал
1.5
0.5
1

21
Л. Боккерини. «Менуэт»
1.5
0.5
1

22
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» фа минор
1.5
0.5
1

23
Ф. Шуберт. «Вальс» си минор
1.5
0.5
1

24
Р. Шуман. «Отзвуки театра»
1.5
0.5
1

25
Контрольный урок
1.5
0.5
1

4 четверть

26
К. Вебер. Соната до мажор
1.5
0.5
1

27
А. Лядов. «8 рнп»: «Хороводная»
1.5
0.5
1

28
С. Прокофьев. «Петя и Волк»
1.5
0.5
1

29
С. Прокофьев. «Петя и Волк»
1.5
0.5
1

30
Джазовый стандарт: «Tea for two»
1.5
0.5
1

31
Джазовый стандарт: «Tea for two»
1.5
0.5
1

32
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
25.5
8.5
17


Всего за 3 класс
49.5
16.5
33





4 класс

№ п.п.
Наименование
темы
Общий объем времени (в часах)



Максимальная учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия

1 четверть

1
Средства музыкальной выразительности и простые формы изложения.
П. Чайковский. «Детский альбом».

1.5
0.5
1

2
Средства музыкальной выразительности и простые формы изложения.
С. Прокофьев. «Детская музыка»
1.5
0.5
1

3
Д. Шостакович. «Балетная сюита» №1
1.5
0.5
1

4
Вариации. Ж. Бизе. «Арлезианка»
1.5
0.5
1

5
Марш Преображенского полка. Дж. Верди Марш из оперы «Аида».
1.5
0.5
1

6
Ф. Шопен. Мазурка. Полонез. Вальс.
1.5
0.5
1

7
Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае». С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»
1.5
0.5
1

8
Контрольный урок
1.5
0.5
1

2 четверть

9
Вокальные жанры. Певческие голоса. Фольклорные записи. Русские романсы.
1.5
0.5
1

10
Оперные жанры. Бельканто. Дж. Россини. «Севильский цирюльник»
1.5
0.5
1

11
Дж. Россини. «Севильский цирюльник»: Кошки
1.5
0.5
1

12
Опера XX век. М. Равель. «Дитя и волшебство»
1.5
0.5
1

13
Программная музыка. XX век. Д. Мийо. «Скарамуш»
1.5
0.5
1

14
Б. Бриттен. «Путешествие по оркестру»
1.5
0.5
1

15
Б. Бриттен. «Путешествие по оркестру»
1.5
0.5
1

16
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
24
8
16

3 четверть

17
Полифонические жанры:
И.С. Бах «Маленькие прелюдии»
1.5
0.5
1

18
Полифонические жанры:
И.С. Бах «Инвенции»
1.5
0.5
1

19
Полифонические жанры:
И.С. Бах «Сицилиана»
1.5
0.5
1

20
Полифонические жанры:
И.С. Бах «Оркестровые сюиты»
1.5
0.5
1

21
Сонатная форма:
Й. Гайдн. Соната Ре мажор.
1.5
0.5
1

22
Л. Бетховен. Увертюра к трагедии «Эгмонт»
1.5
0.5
1

23
Музыка и театр: Э. Григ «Пер Гюнт»
1.5
0.5
1

24
Музыка и театр: Э. Григ «Пер Гюнт»
1.5
0.5
1

25
Музыка и театр: М. Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»
1.5
0.5
1

26
Контрольный урок
1.5
0.5
1

4 четверть

27
Музыка и театр: П. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик»
1.5
0.5
1

28
А. Лядов. «Волшебное озеро»
1.5
0.5
1

29
Мусоргский «Картинки с выставки»
1.5
0.5
1

30
Мусоргский «Картинки с выставки»
1.5
0.5
1

31
Джазовые стандарты
1.5
0.5
1

32
Джазовый стандарт
1.5
0.5
1

33
Контрольный урок
1.5
0.5
1


всего
25.5
8.5
17


Всего за 4 класс
49.5
16.5
33





2. Содержание программы учебного предмета

1год обучения
Понятия: звук, нота, мелодия, аккорд, темп, регистр, динамика, штрихи, ритм, длительности, доля, остинато, мелодическая линия, фраза, акцент, форшлаг, аккомпанемент, фактура, кульминация, партитура, соло, тутти. Музыкальная форма: запев и припев, вариация, реприза. Танцевальные жанры: полька, мазурка. Джаз, регтайм. Музыка кино: увертюра. Музыкальные инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, туба, литавры, барабан, треугольник, тарелки.
Композиторы: Свиридов Г.В. ,Чайковский П. И., Гаврилин В.А., Лядов А.К., Прокофьев С.С., Дворжак А., Сметана Б., Шимановский К., Дунаевский И., Римский – Корсаков Н.А., Щедрин Р.К., Шуман Р., Бетховен Л., Моцарт В., Бизе Ж., Сен – Санс К.
Самостоятельная работа: сочинение музыкальных «шагов» какого-либо персонажа сказки «Теремок». Зрительно-слуховой анализ средств выразительности в пьесах из собственного исполнительского репертуара.
Музыкальный материал: смотри тематический план.
Письменная работа: отметить знаками-символами смену динамики, регистра, темпа, речевой интонации. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Одноголосная фактура, унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая фактура, многоголосие полифонического типа, первое знакомство с имитацией и контрапунктом.


2 год обучения

Понятия: вокальная и инструментальная музыка, музыкальная интонация, консонансы и диссонансы. Полифония и гомофония, полифоническая фактура, имитация. Гармония. Созвучия: интервалы, аккорды, кластеры. Жанры музыки. Контраст. Музыкальный инструмент орган. Импровизация. Блюз. Джаз. Свинг. Программная музыка.
Композиторы: Шопен Ф., Бриттен Б., Армстронг Л., Гершвин Дж., Брамс И., Дебюсси К., Равель М., Слонимский.
Самостоятельная работа: подбор иллюстраций к музыкальным стилям, мелодические линии раскраска, раскраска фактуры пьесы, обозначение частей мелодии, границы вариаций.
Музыкальный материал: смотри тематический план
Самостоятельная работа: запись в тетрадь примеров программной музыки из своего репертуара.


3 год обучения
Понятия: повторение понятий границы формы, штрихи, динамические оттенки, ритмические особенности, смена регистров, смена тональностей, разные варианты музыкальной фактуры. Тестирование по разным темам. Повторение композиторов, их творчества, их Родина. Нахождение разных средств выразительности .Приёмы развития музыкального действия: повтор, варьирование, импровизация, полифоническое развитие, секвенция. Музыкальные инструменты: клавесин. Музыкальные жанры: песня, марш и танец. Менуэт.
Композиторы: Барток Б., Рамо Ж., Бах И., Боккерини Л., Шуберт Ф., Вебер К.
Музыкальный материал: смотри тематический план



4 год обучения
Новый уровень осмысления таких понятий, как музыкальный образ, музыкальный жанр, музыкальная форма. Закрепление навыков слухового наблюдения за развитием музыкального действия. Изучение образцов музыки XX столетия.
Музыкальная форма: период, простая двухчастная, двухчастная репризная, период с кодой, простая трёхчастная, трёхчастная репризная, рондо, сонатное аллегро.
Фактура: гомофонно – гармоническая, полифоническая, аккордовая.
Инструменты симфонического оркестра. Виды маршей: похоронный, церемониальный, траурный, сказочный. Певческие голоса. Музыка в кино: увертюра. Музыкально – сценические жанры: музыка в драматическом театре, опера, балет, мюзикл. Либретто. Полифония. Виды полифонии: контрастная, имитационная, подголосочная.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание музыки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– наличие первоначальных знаний о музыке, как вида искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
– способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
– первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;
– владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Преподаватель оценивает следующие виды деятельности учащихся:
– умение давать характеристику музыкальному произведению;
– создание музыкального сочинения;
– «узнавание» музыкальных произведений;
– элементарного анализа строения музыкальных произведений;
- активность учащегося на уроке и демонстрация верных ответов;
- анализ текста произведения, ответы на поставленные вопросы и задачи.




IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации учащихся
Цель аттестации:
установить соответствие уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения обучающегося. Формы текущего контроля: беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу, представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, рисунки и др.).
Промежуточный контроль: контрольный урок в конце 2, 4 полугодия, зачет в конце 6 полугодия. Контрольный урок (зачет) проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия. Оценка за итоговый зачет (6-е полугодие) заносится в свидетельство об окончании школы.

2. Требования к промежуточной аттестации

Класс
Форма промежуточной аттестации
требования
Содержание промежуточной аттестации

1
Контрольный урок – обобщение пройденного понятийного и музыкального материала.
Наличие первоначальных знаний и представлений о средствах выразительности, элементах музыкального языка.
Наличие умений и навыков:
– слуховое восприятие элементов музыкальной речи, интонации;
– умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения);
– воспроизведение в жестах, пластике, графике, в песенках-моделях ярких деталей музыкальной речи (невербальные формы выражения собственных впечатлений).
Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, метр, фактура, кантилена, речитатив, скерцо, соло, тутти, кульминация, диссонанс, консонанс, основные типы интонаций, танцевальные жанры, инструменты симфонического оркестра.
Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в незнакомых произведениях с ярким программным содержанием: Э. Григ, К. Сен-Санс, детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, И. С. Баха, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина

2
Контрольный уро-наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о способах развития темы и особенностях музыкально-образного содержания.
Наличие умений и навыков:
– умение охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных интонаций;
– умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в незнакомых произведениях.
Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления:
– выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа;
– способы развития музыкальной темы (повтор, контраст);
– исходные типы интонаций (первичные жанры);
– кульминация в процессе развития интонаций.
Осознание особенностей развития музыкальной фабулы и интонаций в музыке, связанной с театрально-сценическими жанрами и в произведениях с ярким программным содержанием.

3
Итоговый зачет.
Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о музыкальных жанрах, простых формах, инструментах симфонического оркестра.
Наличие умений и навыков:
– умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности;
– зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы;
– умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей детали музыкальной ткани и развития интонаций;
– навык творческого взаимодействия в коллективной работе.
Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления об исполнительских коллективах, о музыкальных жанрах, о строении простых музыкальных форм и способах интонационно-тематического развития.
Музыкально-слуховое осознание и характеристика жанра и формы в произведениях разных стилей: А. Вивальди, И. Бах, К. Глюк, Ж. Рамо, Г. Гендель, Д. Скарлатти, Дж. Россини, В. Моцарт, Э. Григ, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Бородин, А. Лядов, С. Прокофьев, Б. Бриттен.



3. Критерии оценки
Оценка 5 (отлично) – осмысленный и выразительный ответ, учащийся уверенно ориентируется в пройденном материале.
Оценка 4 (хорошо) – осознанное восприятие материала, но учащийся не активен, допускает ошибки.
Оценка 3 (удовлетворительно) – учащийся часто ошибается, слабо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работ.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – учащийся крайне плохо ориентируется в пройденном материале, допускает много ошибок в ответах, не активен, не проявляет инициативы.



4. Примерные таблицы, тесты, музыкальные викторины:


Музыкальная викторина для 1 класса по теме:

«ВИДЫ МЕЛОДИИ».

Выбрать № произведения и № вида мелодии, соединить эти цифры.
1.Шуберт. Аве Мария. 1.кантилена
2.Бах. Аве Мария. 2.вьюнок
3.Мусоргский. Прогулка. 3.стрела
4.Мусоргский. Балет невылупившихся 4.пятно-скерцо
птенцов.
5.Римский-Корсаков. Полёт шмеля. 5.вьюнок-стрела
6.Бетховен. Соната№8 6.пружинка
7.Моцарт. Турецкое рондо. 7. Речитатив
8.Даргомыжский. Старый капрал.
9.Мусоргский. С няней.
10.Мусоргский. В углу.
11.Бах. Токката ре минор.
12.Прокофьев. Гавот.

КЛЮЧ: 52, 107, 21, 44, 75, 117, 63, 126, 87, 11.


Музыкальная викторина для 3 класса
Прослушать данные произведения и определить, признаки какого первичного жанра в них присутствуют (песня, танец, марш, речь, сигнал, звукоизобразительность).
1.


Э. Григ «Утро» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»


2.


Э.Григ «В пещере горного короля» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»


3.


А.Вивальди «Времена года». Концерт «Осень», 3 часть – «Охота»


4.


С.Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»


5.


П.Чайковский «Святки» из цикла «Времена года»


6.


П.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»


7.


П.Чайковский «Мама» из «Детского альбома»


8.


П.Чайковский «Новая кукла» из «Детского альбома»


9.

Н. Римский – Корсаков тема Петушка из оперы «Золотой петушок»


10.


Н. Римский – Корсаков тема Звездочёта из оперы «Золотой петушок»




Таблица для1 класса

Послушай произведения и напиши подходящие определения к «шагам» данных героев:

Композитор
№ произвед.
На кассете
Образы
Определения «шагов»


Н.А.Римский - Корсаков
№7
«Три чуда»

Город
Леденец
1.




Белочка
2.




Богатыри
3.




Царевна –Лебедь
4.


М.П.Мусоргский
№8«Прогулка»
Шествие на выставке картин
1.


№9
«Быдло»
Тяжёлая повозка , которую тащит вол.
1.


М.И.Глинка
№10 «Марш Черномора»
Шествие злого волшебника
1.

П.И.Чайковский

№13 «Марш деревянных солдатиков»
Шагающие на парад солдатики
1.



№14 «Болезнь куклы»
Поломанная кукла
1.


Слова: торжественные, тяжёлые, шуршащие, грациозные, лёгкие, плавные, понурые, упругие, давящие, страдающие, мягкие, осторожные, плывущие, пританцовывающие.



Таблица для 2 класса по теме «Метр и размер»
Послушай произведения, определи и запиши метр, попробуй танцевать, подбери и запиши нужные определения к движениям:

Композитор
Танец
Метр
Движения

С.Прокофьев
№11 Гавот из балета»Золушка»




№12 Гавот из «Классической симфонии»



П.И.Чайковский
«Детский альбом»
№15Вальс




№16Полька




В.А. Моцарт
Менуэт
(слушали в классе)




Слова: подпрыгивающие, скользящие, с подскоком, активные, мягкие, кружащие, пружинистые, притоптывающие, мелкие шажки, реверансы.

Таблица по теме: «Танцы».
Впиши в таблицу: темп, размер и характер прослушанных танцев.
Название танца
Родина танца
Темп, размер, характер танца

Павана

Италия, Испания
16 -17век


Гальярда
Италия 15-17 век


Аллеманда
Германия 16-17 в.


Куранта

Италия, Франция
17-18 век.


Сарабанда

Испания, Италия
16-17 век.


Жига, Экосез,
Контрданс
Англия 16-17 век.


Бурре
Мюзетт
Франция 16-17 век


Тамбурин
Ригодон
Франция 18век


Рондо

Бытовал во всей Европе 16-19 век


Гавот

Франция 16-18 век


Менуэт

Франция 16-18 век


Тарантелла

Италия 17-18 век


Пассакалия

Италия, Испания
16 -17век
Торжественно-траурный хар-р, медл.,3\4, минор

Канари

Франция, Италия
16-17век
Разновидность жиги

Камаринская (песня-танец)
Россия


Трепак


Россия


Барыня (песня-танец)


Россия


Гопак

Украина


Казачок

Украина


Бульба

Белоруссия


Крыжачок

Белоруссия


Лявониха

Белоруссия


Лезгинка

Кавказ


Узундара

Кавказ


Хоруми

Кавказ


Кабардинка

Кавказ


Мазурка

Польша


Полонез

Польша


Вальс, лендлер

Австрия


Полька

Чехия



Таблица №1 в 3 классе по теме: «Марши и маршевость.»
Послушай произведения и укажи: вид марша и его признаки.

Название произведения
Вид марша
Признаки марша

1.

Мендельсон. Марш из » Сон в летнюю ночь»



2.

С.Прокофьев.
Марш кузнечиков



3.
Ф. Шопен. Марш.



4.

Соловьёв-Седой. Марш нахимовцев.



5.

Глинка. Марш Черномора.



6.

Агапкин . Марш Прощание славянки»



7.

Верди. Марш из оперы «Аида».



8.

С.Прокофьев. Марш из сборника «Детская музыка»



9.

Ф. Шопен. Прелюдия №20, до минор







V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации преподавателям
В основу преподавания предмета «Слушание музыки» положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов – уроки-беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, практические и творческие задания. Преподаватель, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, используя при этом беседу, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения преподаватель ведет детей к вопросам содержания музыки.
С целью активизации слухового внимания используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.
На уроке создаются модели-конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей учащимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).
Примеры игрового моделирования:
– отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
– сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
– графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;
– игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;
– исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.
В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: давать меньше готовых определений и строить работу так, чтобы вызвать активность детей, подводить к терминам и определениям путем живого наблюдения за музыкой. Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему.
Главное на уроке – встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

2. Методические формы:
При работе с пособием Т. Первозванской необходимо использовать следующие приёмы включения в процесс слушания музыки, которые применяются, прежде всего, для того, чтобы увлечь ребёнка эмоционально, помочь приобрести навыки слухового наблюдения, осознать мир музыки как особую реальность:

«следим указкой по нотам». Развивает способность «вглядывания» в текст, слышания его и представление себя исполнителем.

«раскрашиваем нотный текст». Этот приём позволяет разглядеть и эффективно расслышать отдельные элементы фактуры и музыкального языка: регистры, мелодические линии, фразы, части формы, проанализировать различия, для запоминания зрительного ряда.

«исполняем ритмический аккомпанемент». Развивает у учащегося чувство ритма, метра, доли.

«исполняем звуковой аккомпанемент». Это не сплошная ритмическая партитура, а ритмические уместные вкрапления.

«слушаем музыку без нот». Работа со всевозможными карточками: для динамического плана произведения, части произведения, композитор, название произведения и другие

«рисуем музыку в воздухе и на бумаге». Мелодические линии, динамику, штрихи.

«рисуем музыкальные образы».

«играем в дирижёра оркестра или хора». Разные задачи: показать окончания фраз, разную динамику, штрихи, музыкальный процесс (начало, развитие, кульминацию, завершение), инструменты разных оркестровых групп.

«отвечаем на вопросы» - это задание перед прослушиванием или после него




3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Для полноценного усвоения материала предусмотрена самостоятельная работа, на которую отводится 0,5 часа в неделю. Самостоятельная работа выполняется в форме домашних заданий (сочинение музыкальных интонаций, выполнение рисунков, чтение сказок, работа с нотным текстом, подбор иллюстраций и др.). Выполнение самостоятельной работы (домашнего задания) проверяется преподавателем на каждом уроке.




VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978
2. Выгодский Л. Психология искусства. А., 1968
3. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996
4. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
6. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М., 1986
7. Книга о музыке. Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988
8. Конен В. Театр и симфония. М., 1975
9. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979
10. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990
11. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982
12. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1-2. Родная земля. М., 1997
13. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. «Композитор* С-Петербург» ,2004
14. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951
15. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Сост. Г. Ушпикова. А., 1996
16. Русское народное музыкальное творчество. Сост. З. Яковлева. М., 2004
17. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973
18. Слушание музыки. 1-3 класс. Сост. Г. Ушпикова. СПб, 2008
19. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972
20. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М., 2007
21. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Учебные пособия (с аудиозаписями), 1, 2, 3 классы. М., 2007
22. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1988








13PAGE \* MERGEFORMAT143015




15