Интегрированный урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с воспитательским часом Осенняя мозаика


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Темрюка

проведённого в 4 "Б" классе
Учитель: Андреева Светлана Геннадиевна.
Воспитатель: Марченко Юлия Николаевна.

2015
Образовательные задачи:
обобщить и систематизировать знания детей об осени;
проверить степень усвоения учебного материала по темам "Ранняя осень!", "Золотая осень", "Поздняя осень".
Коррекционно-развивающие задачи:
коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы, подбор слов действий, слов - признаков, через работу с деформированным текстом;
коррекция и развитие памяти; внимания, развитие слухового, зрительного , тактильного восприятия,
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учёбе и предмету;
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).
Оборудование:, иллюстрации разных периодов осени, атрибуты для игры "Что куда", атрибуты для сценки "Спор овощей", карточки - ребусы для домашнего задания.
Ход урока.
I. Орг.момент.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.
- Ребята, какое сейчас время года? Какое сегодня число и месяц? Какой день недели?
II. Проверка домашнего задания
- Кто мне скажет, какое домашнее задание я вам задавала на прошлом уроке?
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
(Хоровое чтение скороговорки, чтение на скорость)
III. Введение в тему урока.
- Ребята, я вам сейчас загадаю загадки. а отгадки вы найдёте на доске, подойдете снимите, и тогда объясните, почему сняли именно эту картинку.
Оно нас зноем обжигает И всё его теплом согрето, Учёбу нашу прерывает. Какое время года это? (Лето)
Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу. (Весна)
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
(Дети снимают картинки и объясняют, почему её сняли.)
IV. Работа по теме урока.
Учитель:
- Ребята какое время года изображено на оставшихся картинках?
- Да, на оставшейся картинке изображена осень. И сегодня, несмотря на то, что уже наступила зима, мы с вами будем говорить об осени, а урок наш называется - "Осенняя мозаика" и проведём его мы вместе с Юлией Николаевной.
- Ну, а так как мы будем говорить об осени, то давайте вспомним её приметы. Ребята, как называется осень, которая только-только начинается? (Ранняя осень)
- Как называется первый месяц осени?
- Давайте вспомним приметы ранней осени.
Дети называют приметы ранней осени.
- Посмотрите на доску, есть здесь картинка с ранней осенью?
Воспитатель:
- Ребята, стихотворение об осени прочитает Игорь Припахайло. (Чтение стихотворения А Толстого "Осень")
Учитель:
- Закончилась ранняя осень, и начинается другая, красавица осень, её ещё сравнивают с драгоценным металлом. Как называется такая осень, и в каком месяце она начинается?
Дети называют приметы золотой осени.
- Серёжа, сними картинку с золотой осенью.
Воспитатель:
- Стихотворение об этом периоде Золотой осени прочитает Бабешко Павел (Чтение стихотворения И Токмаковой)
Учитель:
- Закончилась золотая осень, и начинается другая осень, хмурая, холодная, в каком месяце она начинается и как называется?
- Давайте вспомним приметы поздней осени.
Дети называют приметы поздней осени.
- Посмотрите, а на доске изображение какой осени? Относится ли она к поздней осени?
Воспитатель: (Краткий инструктаж по правилам безопасного поведения на льду)
- Ребята, вы сейчас рассматривали картинку, на которой изображена река покрытая льдом. А как вы считаете, можно ли ходить в это время года по льду?
(Ответы детей)
- Правильно, ребята, по льду поздней осенью ходить нельзя, так как морозы ещё очень неустойчивые, появляются, как правило, только ночью, а днём теплеет, то лед ещё очень тонкий, и, наступив на него можно провалиться, а если рядом не окажется взрослых, то и помочь будет некому. Поэтому ни в коем случае нельзя входить на лёд!
- А сейчас стихотворение о поздней осени прочитает Сафин Ильмир (Чтение стихотворения М. Трутневой "Поздняя осень").
Учитель:
- Ребята, мы сейчас вспоминали красавицу осень, такую долгую, такую тёплую, которая бывает только здесь, в крае, где мы с вами живём в - Краснодарском крае, на юге нашей России.
Воспитатель:
- Стихотворение об осени на Кубани прочитает Чумаченко Анна. (Чтение стихотворения В. Жорника)
- А сейчас, ребята, давайте немного разомнёмся, встанем, выйдем к доске и споём песню О. Осиповой "Наступила осень"
Учитель:
- Ребята, посмотрите, какой красивый осенний лист, а вон ещё маленький листочек.... Давайте посчитаем эти листики. (Зрительная гимнастика и устный счёт)
- Мы с вами вспомнили приметы осени и в нашей речи появились осенние слова, птицы, ветер, листья, тучи - давайте назовём эти слова ласково.
птицы - птички, ветер - ветерок,
листья - листочки, тучи - тучки.
- Молодцы! Теперь скажите, на какой вопрос отвечают названия действий? (Ответы детей)
- Подберите слова-действия к словам:
Осенью листья что делают? (Падают, кружатся, летят, осыпаются, краснеют, шуршат...)
- Осенью ветер что делает? (Дует, воет, срывает, кружит, несёт, качает...)
- Осенью дождь что делает? (Моросит, льёт, идёт..)
- Молодцы! А теперь ответьте, на какие вопросы отвечают названия признаков предметов?
- Ребята, какая бывает погода, если идёт дождь?
- Дует ветер?
- Если светит солнце?
- А если пасмурно?
- Молодцы! А сейчас послушайте новую пословицу. "Как лето со снопами - так осень с пирогами". Но, чтобы понять о чём говорит эта пословица, я вам объясню, что значит новое для вас слово - сноп. Сноп - это стебли пшеницы, связанные толстым пучком. (картинка). В старину, поля с пшеницей убирали вручную, мужчины выходили на поля с косами и косили пшеницу, а женщины и дети-подростки, ваши ровесники, шли следом и собирали скошенную пшеницу в снопы, которые составляли в определённом порядке. И
после уборки поле выглядело вот так - (картинка).
- И если летом было много снопов значит было много пшеницы, и осенью люди могли не экономить её, а печь пироги, и зерна хватало до следующего урожая.
Воспитатель:
- Ребята, а что ещё, кроме пшеницы люди собирают летом и осенью? (Ответы детей)
- Правильно! Летом и осенью люди собирают овощи и фрукты. Но люди не только собирают, но и ещё делают запасы на зиму. У вас дома мамы делают такие заготовки? (Ответы детей)
- Что они закатывают? (Ответы детей)
- А вы помогаете в это время маме? Вот сейчас мы и узнаем, помогаете вы или нет. Давайте сейчас поиграем в игру "Что куда". И конечно, у нас будет волшебный мешочек. Сейчас я вам объясню правила игры. Вы опускаете руку в мешочек, ощупываете предмет, называете его, а потом кладёте его в одну из корзин. Из продуктов одной корзины мы сварим борщ, из продуктов другой корзины сварим компот, ещё вам будут попадаться другие фрукты и овощи, их вы положите в другие корзины.
Игра "Что куда?"
Воспитатель:
- Ребята, мы увидели, что вы хорошо знаете что такое овощи, что такое фрукты, любите их кушать, а как вы думаете, они полезны для людей или мы их кушаем только потому, что они очень вкусные? (Ответы детей)
- Конечно все овощи и фрукты очень полезные, но вот однажды они так поспорили между собой, что чуть не поссорились.
Сценка "Спор овощей"
V. Итог урока:
Учитель:
- Ребята, урок наш заканчивается, оценки получают.....
- А теперь давайте подведём итог нашему уроку:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какое задание было самое трудное?- Что понравилось больше всего?
- Для самоподготовки мы с Юлией Николаевной приготовили вам индивидуальные карточки-ребусы. Вы найдёте здесь слова и соотнесёте их с осенью.