Методическая разработка внеклассного мероприятия Осенняя катавасия

МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ:


«ОСЕННЯЯ КАТАВАСИЯ»




Разработала:
старшая вожатая
МКОУ СОШ № 6
пос. Медвеженский
Сидельникова Л.И.











Игра-путешествие.
Вожатая. Сегодня, ребята, наше внеклассное занятие посвящено осени.
Этому прекрасному времени года.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

- Мы отправимся с вами в путешествие, а куда, отгадайте.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес)

- Да, мы отправимся в лес.
А пригласил нас в лес в гости к осени Старичок-Листовичок.
Есть на свете старичок,
Старичок – Листовичок,
Носит он из пёстрых листьев
Разноцветный колпачок,
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные.
Сам в зелёном пиджаке.
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам
Ходит-бродит по травинкам
Старичок – Листовичок,
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь и в зной
Сторожит он мир лесной.

- Старичок – Листовичок принёс нам в шкатулке подарок, но пока он
добирался до нас, потерял ключ. Путешествуя по осеннему лесу, мы будем
искать ключ и, если выполним все задания Листовичка, обязательно его найдём.
- А как лучше путешествовать по лесу? (Пешком).
- Почему? ( Чтобы всё рассмотреть, полюбоваться красотой осеннего леса).
- А как называется остановка для отдыха у туристов? (Привал). Вот и мы с вами,
путешествуя по лесу, сделаем несколько привалов. На каждом привале нас

будут ждать помощники Старичка – Листовичка – лесные жители.
- А кто в лесу живёт? А что в лесу растёт? (Ответы детей).
- Ответьте на мои вопросы:
Какое сейчас время года? (Осень).
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
А какая бывает осень по времени года? (Ранняя, золотая, поздняя).
А сейчас какая осень? (Золотая).
Вожатая. Итак, мы приближаемся к лесу, а как надо вести себя в лесу?
(Ответы детей).
- А вот и лес! Мы долго шли до него, очень устали и вот

Первый привал «Листопадный».

А что такое листопад? Почему он происходит? (С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Лист меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. Так дерево готовится к зиме).

- А кто же встретит нас на этом привале, отгадайте:


Ранним утром в октябре,
Дворник ходит во дворе.
Подобрал он все иголки,
Что упали возле ёлки. (Ёж)


- А вот первое задание ёжика: отгадайте, о каких деревьях идёт речь?

Есть у родственницы ёлки, Что за дерево, ответьте?
Неколючие иголки, Всю весну, когда цветёт,
Но в отличие от ёлки Самый вкусный мёд на свете
Опадают те иголки. (Лиственница) Щедро пчёлам раздаёт? (Липа)

Что же это за девица - В белом сарафане
Не швея, не мастерица, Встала на поляне,
Ничего сама не шьёт, Летели две синицы –
А в иголках круглый год. (Ель) Сели на косицы. (Берёза)

- Ёжик предлагает нам ещё одно задание: отгадайте, какие деревья потеряли
свои листочки?
(Вожатая показывает осенние листья, ученики отгадывают,
с какого дерева этот лист.)

Второй привал «Игровой».
Здесь нас встречает белочка. Она предлагает поиграть.

Игра «Собери букет».
Два игрока с завязанными глазами переносят с одного стула
на другой по цветку. На каком стуле окажется больше цветов, тот и победил.


Игра «Мазай».
По считалке выбирается Мазай. Остальные играющие сговариваются,
какое движение будут ему показывать, например, рубка дров, косьба сена,
собирание грибов, ягод и т. д. Подходят и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем!

Показывают несколько движений. Если Мазай отгадывает, что показывают ребята, выбирается новый Мазай.

Конкурс «Блицтурнир»

Вопросы:
Живой кактус. (Еж)
Живой замок. (Собака)
Передвижной молокозавод. (Корова)
Овощ, в котором находят младенцев. (Капуста)
Нос снеговика. (Морковь)
Второй хлеб россиян. (Картофель)
Заготовка для кареты Золушки. (Тыква)
Краснощекий синьор. (Помидор)
Румяна с огородной грядки. (Свекла)
Овощной символ горечи. (Редька)
Боксерский фрукт. (Груша)
Фрукт для стрельбы. («Яблочко»)
Самый политический российский фрукт. (Партия «Яблоко»)
Царь грибов. (Боровик, или белый гриб)





Игра «Ручеёк».
Дети становятся друг за другом в ряд по одну сторону импровизированного ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и поют:

Мужичок, мужичок,
Стащи нас в ручеёк!
Кого стащишь в ручеёк,
Тот намочит сапожок!

Затем боком перепрыгивают через ручей на другую сторону, при этом друг другу мешают, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из ребят коснётся воды – из игры выбывает.

Третий привал «Литературный».

Свои знания вам предлагает показать лисица.

Стихи об осени.

Ходит осень по районам нашим,
По полям, по тропкам луговым.
Ходит осень по родным раздольям,
Изобильем дышит трудовым.

Всё студеней заря по утрам,
У рябины в рубинах кисти.
С горных высей срываясь ветра,
На опушках взметают листья.

Над поляной шелест листопада,
В синий пруд упали облака,
Аромат антоновки из сада
Ветерок принёс издалека.

Покраснели на бугре осинки
Журавли, трубят, на юг летя,
По стерне седые паутинки
Разбросал задумчивый октябрь.

Овеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветках шелестит.



Загадки.

Дождлива, да сытна. (Осень)

Без рук, без ног в подворотню лезет. (Ветер)

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

Кто такой? Летом одетый, а зимой нагой? (Лес)

В этом славном тереме бронзового цвета
Сидит маленький дубочек будущего лета. (Жёлудь)

Кто собирает яблоки спиной? (Ёжик)

Кто сушит грибы на дереве? (Белка)

У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши?
Как их называют? (У зайцев. Листопаднички.)



Доскажи пословицу:

Весна красна цветами, а осень(пирогами).
Осень – перемен(восемь).
Что припасёшь осенью – береги к(весне).
Рожь поспела – берись(за дело).
Весна красна, да голодна, осень дождлива
да(сытна).,


Четвёртый привал «Конкурсный».

Задания вам предлагает ещё один житель леса – зайчик.

1-й конкурс «Кто быстрее».
В мисках рис и фасоль для переборки.
(Пока звучит музыка, дети перебирают. Побеждают те, кто первым закончит.)





2-й конкурс «Угадай, что за овощ?»

Задание: нужно на ощупь угадать какой овощ лежит в мешке.

Пятый привал «Творческий».

Сценка «РЕКЛАМА ОВОЩЕЙ» 6 класс.

1-й ученик: Для детей, их пап и мам
Устроим мы турнир реклам.
Реклам не простых –
Витаминных, овощных.
2-й ученик: Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут.
1-й ученик: Для всего честного люда
Реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно,
Запоминайте старательно.
Лук: Лук зеленый – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зеленый:
Он полезен людям.
Витаминов в нем не счесть –
Надо лук зеленый есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи.
Морковь: А морковочка - подружка
Дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь,
Очищайте зубы.
Помидор: А я – толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту –
Возраст мой преклонный.
Сначала я зеленым был,
Но август-месяц наступил –
Стал краснеть я день за днем,
Чтобы взяли меня в дом.



2-й ученик: Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
Огурец: Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет все в порядке!
Репа: Наша желтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.
Картофель: Посадили мы картошку
Еще в мае-месяце.
Выросла она на диво –
И крупна, и так красива!
А картошка – хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела.
1-й ученик: Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше...
Дети (хором): О-во-щей!

Сценка « СПОР ОВОЩЕЙ» 5 класс.
Участвуют дети: Айболит, 1-й ведущий (девочка), 2-й ведущий (мальчик), баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка. У каждого ребенка на голове шапочка с изображением того или иного овоща; у Айболита - белый халат и докторская шапочка.
1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор Затевают длинный и серьезный спор. Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней? Кто при всех болезнях будет всем полезней? 2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек (весело): Я такой хороший зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу. 1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала: Свекла (важно): Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала: Свеклу надо для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай Лучше свеклы нету! Капуста (перебивая): Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи! А какие вкусные Пирожки капустные! Зайчики-плутишки Любят кочерыжки. Угощу ребяток Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно): Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный! А уж свежий огуречик Всем понравится, конечно! На зубах хрустит, хрустит... Я могу вас угостить! Редиска: (скромно): Я румяная редиска. Поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Морковь (кокетливо): Про меня рассказ не длинный. Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким! 2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго: Помидор: Не болтай, морковка, вздор. Помолчи немного! Самый вкусный и приятный Уж, конечно, сок томатный! Дети: Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем! 1-й ведущий: У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще, И тогда, как верный друг, К вам придет зеленый... Дети: Лук. Лук: Я приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Угадали? Я ваш друг. Я простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна, Слова не сказала. Но картошка всем нужна: И большим, и малым. Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна... 2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно! Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол. Лук: Кто-то, кажется, стучится. Входит Айболит. Картошка: Это доктор Айболит! Айболит: Ну, конечно, это я. Что вы спорите, друзья?

Баклажан: Кто из нас, из овощей, Всех вкусней и всех нужней? Кто при всех болезнях Будет всем полезней? Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть, Нужно овощи любить Все без исключенья! В этом нет сомненья. В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь, Кто из вас вкуснее, Кто из вас нужнее.


Вожатая. Молодцы, ребята, вы выполнили все задания Старичка–Листовичка и ключ от шкатулки найден. А в качестве подарка Старичок–Листовичок принёс дары Осени. Осень приходит к нам с дарами, ее считают самым щедрым временем года.
Кто-то из поэтов справедливо заметил: «Лежат осенние дары, как разноцветные миры...». Действительно, каждый подарок осени удивителен и неповторим,
у каждого своя история, своя легенда, каждый – огромный разноцветный мир.

Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа, и настала
Эта драгоценная пора. (М.И. Алигер)

Вот и подошел к концу наш праздник. Сейчас вы можете посмотреть нашу выставку «Чудо природы». Спасибо всем за участие в празднике.











Цель: прививать и воспитывать любовь к родному краю, пробуждать интерес к природе.

Задачи:

Развивать творческие способности детей.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки.
Развивать эстетические вкусы учащихся.
Знакомство детей со стихами русских поэтов об осени.
Выяснить, что дети знают о природе.
Познакомить детей с книгами о жизни леса, помочь увидеть его красоту.
Развивать творческую фантазию, умение находить и видеть прекрасное в природе.

Подготовка к празднику:

Украшение зала.
Выставка сельхозпродукции «Чудо природы».
Разучивание стихов, пословиц.
Рисунки-пейзажи на тему «Золотая осень»
Поделки из природного материала.
Выставка осенних букетов.