Выступление на школьном МО учителей гуманитарных наук на тему: Самоанализ педагогической деятельности



Самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы МКОУ Волошинская основная общеобразовательная школа Нитченко Валентины Егоровны.
Окончила Обоянское педагогическое училище Курской области, после чего обучалась заочно в Воронежском ордена «Знак Почёта» государственном педагогическом институте на факультете «Педагогика и методика воспитательной работы». С 1980 года работаю в МКОУ Волошинская ООШ Острогожского района. С 1988 года назначена учителем русского языка и литературы. Общий стаж педагогической деятельности к настоящему моменту 38 лет, в данном образовательном учреждении – 36, в данной должности 28 лет. Имела первую квалификационную категорию, подтверждённую 13 апреля 2011 года (Приказ Департамента от 13.04.2011 год №334-Ф). Впервые её получила в 2001 году. В 2016 году подала на 1 КК.
В 1992 году награждена Почётной грамотой Главного Управления образования Воронежской области.
В 2009 году – Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации №813/К-Н, приказ от 05.06.2009 года, за подписью зам. министра В.Фридлянова. Выдана за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников и многолетний плодотворный труд.
В 2009 году губернатором Воронежской области объявлена благодарность за активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой молодёжи. Указ губернатора области от 18.12.2009 года №548-у.
За последние пять лет пройдены курсы:
6. 08.04.2012-
06.06.2012 ГБОУ ДКО (ПК)ВОИПКиПРОКурсы повышения квалификации по программе «Теория и практика управления в образовательной системе»
108 Свидетельство о повышении квалификации, регистрационный №5499, Воронеж, 2013 год
05.11.2013– 12.12.2013 ГБОУ ДКО (ПК)ВОИПКиПРОКурсы повышения квалификации по программе «Модели образовательных систем и инновационные технологии, обеспечивающие современное качество общего образования по русскому языку и литературе» 108 Удостоверение о повышении квалификации №417, регистрационный №Ф-1834, Воронеж, 2013 год
02.02.2015-30.04.2015 Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Институт современного образования» Курсы повышения квалификации по программе «Содержание и практические механизмы реализации ФГОС ООО для учителя русского языка и литературы основной школы» 108 Удостоверение о повышении квалификации 362402412024, регистрационный №779, г. Воронеж, дата выдачи 30.04.2015 года
14.09.2016– 12.10.2016 ООО Учебный центр «Профессионал», Москва, 2016 год Курсы по программе повышения квалификации «История русской литературы конца 20-начала 21 вв. и особенности её преподавания в новой школе». 72 Удостоверение о повышении квалификации, регистрационный №2534
ООО Учебный центр «Профессионал», Москва, 2016 год
В текущем году преподаю русский язык в 7 и 8 классах, литературу – в 5, 7, 8 и 9 классах. В 2015-2016 году в 9 классе вела предпрофильный курс «Лексическое богатство русского языка» и «Анализ литературных произведений».

Рабочие программы составляю в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, базисного учебного плана. В своей работе использую рабочую программу по русскому языку и литературе для 5-9 классов, разработанную на основе Примерных программ основного общего образования по русскому языку и литературе, соответствующих  ФГОС по предметам.
Программа по литературе составлена под редакцией В.Я.Коровиной.  Автор-составитель УМК по литературе для 5-9 классов – В.Я.Коровина. Учебники по литературе также одобрены Российской академией наук и Российской академией образования, а также рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации. Считаю, что в учебниках этих авторов подобраны интересные для учащихся произведения, которые способствуют обучению и воспитанию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Главным в своей работе считаю всестороннее повышение эффективности каждого урока. Моя цель не только дать детям сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся, вызвать интерес к русскому языку и литературе, пробудить устойчивое стремление знать родной язык и правильно оценивать литературные произведения.
При планировании учебной работы исхожу из комплекса требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. Большую роль уделяю специальным урокам предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно использую для актуализации знаний учащихся по проверяемым, в рамках ОГЭ, элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Большое внимание уделяю реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения, процессу оптимизации объема изучаемого материала.
Один из применяемых мною педагогических методов – создание проблемных ситуаций, порождающих задачу, необходимость её решения, побуждающих школьников к мышлению. В 5-9 классах нашей школы обучающихся мало: от двух до четырёх, но ребята разные по уровням обученности и обучаемости – использую зачастую индивидуальный и дифференцированный подход. Со способными детьми использую методы интенсивного обучения, «мозговые штурмы», исследовательские проблемные методики, творческие работы. К обучающимся с пониженным уровнем обученности применяю приёмы поощрения, привитие интереса, индивидуальные задания.
Использую различные формы взаимоконтроля, табличные способы систематизации и обобщения материала, диспуты по предмету, индивидуально – групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний, которые позволяют вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность. Применяются компьютерные технологии, показ видеофильмов, используются возможности Интернета.
Уроки провожу в форме доброжелательной, непринуждённой беседы. В общении и диалоге ни на одном уроке обучающимся не отказываю. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества.
Осуществляю дифференцированный подход при подборе домашних и классных заданий по литературе. Ежегодно провожу в школе предметные олимпиады для сильных учеников по русскому языку и литературе, предметные недели и дни.
Уровень успеваемости у учащихся 100 %. Средний балл по литературе 4,5 балла, по русскому языку 4 балла.
В последние три года в ходе государственной итоговой аттестации у девятиклассников были такие результаты:
Год Кол-во уч-ся «5» «4» «3»
2013 1 1
2014 4 1 3
2016 4 2 2
Из 4 учащихся минувшего 2015-2016 года два человека окончили школу с отличием, два - на «4» и «5».
В школе возглавляю МС. Выступаю с сообщениями по разным методическим и учебно-воспитательным вопросам на педсоветах, МС, на общешкольных родительских собраниях, в средствах массовой информации. Выступила на педсовете в базовой МКОУ СОШ №6 г. Острогожска по теме «Использование инновационных форм обучения на уроках» (Педсовет состоялся в МКОУ СОШ №6 от 11.01.2014 г.). Систематически участвую в разработке порядка проведения первого этапа школьного конкурса «Учитель года», в подведении его итогов.
В учебно-методическом пособии «Психологические эффекты при различных педагогических подходах» В. В. Васильева (книга 24-я, Воронеж, 2009 год) на страницах 48-49 описан мой опыт работы по применению на уроках авторского эффекта «рыбалки» и эффекта «рыбака».
Приглашаю родителей учащихся на свои уроки, на классных родительских собраниях провожу консультации по отдельным темам уроков. Стараюсь детям и их родителям привить любовь к русскому языку.
Систематически привлекаю обучающихся к предметным и внеурочным конкурсам, заочным олимпиадам. В муниципальных этапах Всероссийского конкурса сочинений и на районных краеведческих конференциях последние три года мои учащиеся занимают призовые места.
Активно использую компьютерные технологии.
В дальнейшей работе планирую на своих уроках продолжать вовлекать обучающихся в различные конкурсы и предлагать творческие задания. Систематически осуществлять творческий подход в обучении и воспитании учащихся, в выборе форм и методов уроков, при изучении нового материала. Содержательно и ярко проводить открытые мероприятия, интегрированные уроки. На уроках и внеурочной деятельности буду продолжать использовать инновационные технологии и интересно проводить предметные дни и недели.
Внимательно буду относиться к проблемам учащихся, родителей и учителей.
Письменные слова благодарности в мой адрес от родителей учащихся есть на школьном сайте http://voloshinoschool.ostredu.ru в разделе «Гостевая книга» от мая 2016 года «Учителю хотим сказать: «Спасибо!» (Хасанова Наргила Асимовна, член родительского комитета 9 класса) и от июня 2016 года «Слова признательности за знания детей» (Гоцкина Светлана Александровна и Шахпазова Фахрия Азалхановна).
Нитченко Валентина Егоровна