Кыпчакское ханство (первая половина XI- начало XIIIвв).


Число: 25.10.14
Класс: 7«б» История средневекового Казахстана.
Тема урока: Кыпчакское ханство (первая половина XI- начало XIIIвв). Цель: 
1. Сформировать знания у учащихся о процессе формирования Кыпчакского ханства: территория, этнический состав, общественный строй, политическое положение и хозяйство. 
2. Развивать навыки самостоятельной работы, умение выбирать главное. 3. Воспитывать внимание 
Тип урока: Изучение нового материала. 
Вид урока: Комбинированный 
Оборудование : Учебник 13, атлас, энциклопедия. 
Проверка домашнего задания.(фронтальный опрос) 
1. Кто такие каракитаи?(потомки киданьских племен) 
2. В каком году племена киданей создали гос-во Ляо? (924г) 
3. Какую территорию занимало гос-во Ляо? (от Тихого океана до Алтая) 4. В каком году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и г Баласагун? (1125г) 
5. Была ли сохранена наследственная власть у каракитаев ? (ДА) 
6. Обладали ли женщины правом наследования власти? (да) 
7. Назовите основные занятия каракитаев. (кочевое и полукочевое скотоводство и земледелие) 
8. Как назывался земельный налог, который платили правители крупных городов гурхану?(харадж) 
План урока. 
1.Расселение кыпчаков. 
2. Этнический состав. 
3.Общественный строй.
 4. Политическое положение. 
5. Хозяйство. 
Учитель, знакомя учеников с одной из важных частей отечественной истории- истории кыпчаков, сохраняет единство содержания темы, удерживает внимание и постоянный интерес учеников к развитию событий. Культура и история кыпчаков, должна подаваться таким образом, чтобы развивать знания, воспитывать в них любовь к истории своего народа. Материал должен быть органически связан с предыдущими темами. В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу. Кыпчаки древние тюркские племена, которые послужили основой формирования казахского народа и других тюркоязычных народов. Крупное политическое объединение, населявшие в средние века территорию Центральной Азии и Восточной Европы. В мусульманских источниках их называют кыбшаками, кипчаками, в западноевропейских-команы, а в русских летописях – половцами. Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих двух племен тесно связаны . 
Таблица 1. 
Название государства
Хронологические рамки
Территория
Столица
Правители
Этнический состав
Причины распада
Первая половина XI- начало XIII вв. От Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге Правое крыло- Сарайчик, левое-Сыгнак. Табыр–хан, Кадыр – Буга, АлыпДерек, властитель Отрара- Каир 2 группы племен.
1-западное объединение-ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др. 
2-восточное из 16 племен: 8 крупных и 8 мелких Усиление междоусобной борьбы за власть-столкновение с Хорезмом -нашествие монгольских завоевателей
Определяем территории заселения кыпчаков.
Изучение третьего пункта плана. Составляем схему. 
ХАН (ПЛЕМЯ ЕЛЬБОРИЛИ) 
ЗНАТЬ ТАРХАНЫ, БАСКАКИ, БЕКИ,БАИ 
ВОЖДИ ПЛЕМЕН И РОДОВ 
НАРОД- БЕДНЯКИ И ЖАТАКИ(занимались земледелием) 
РАБЫ(бедные должники и пленные) 
Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились лишь представители племени ельборили. Название племен бори говорит о культе волка как идола, объекта поклонения.Ханская ставка называлась -ордой. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки- ханы, тарханы, баскаки, беки. Роды и племена также разделялись по социальной значимости.  Имущественное неравенство у кыпчаков можно проследить по захоронениям умерших. В захоронениях влиятельных и богатых кыпчаков были найдены дорогостоящие предметы и вещи, а в захоронения простых людей- одни только скелеты. Неравенство наблюдалось и в землепользовании. Знатные люди , имевшие много скота владели и пастбищами, водными источниками, то бедняки попадали в прямую зависимость к богатым.  По четвертому вопросу можно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.  Читая текст, ученики составляют хронологический календарь. 
№ Дата События Результат
Для закрепления знаний по 4 вопросу , учащимся предлагаем ответить на вопросы. 
1.Какие территории были заселены кыпчаками в XI веке?(Вся территория Казахстана кроме Жетысу). 
2.Какие земли стремились захватить кыпчаки (Южные города Казахстана и Средней Азии,южные степные районы Руси). 
3.Какое соседнее государство переживало тяжелый упадок? (Огузское государство). 
4.Как называли кыпчаков на Руси? ( Половцами) 
5 В каком году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха? (1133г). 
5 вопрос плана –Хозяйство. 
Самостоятельное изучение. Выполните тесты. 
1. Сколько видов скота разводили кыпчаки? 
А) 3 
Б)5 В)4 Г)2 2.Кто из путешественников отмечал, что у кыпчаков много скота? А)Плано Карпини 
Б) Аль Омари 
В) Петахья 
Г) Ибн Батутта 
3.Кто из путешественников упоминал о повозках, в которые запрягали 10 волов? А) аль - Омари 
Б) Петахья 
В) Плано Карпини 
Г)Ибн Батутта 
4. Что являлось одним из важных источников существования, кроме земледелия и скотоводства? 
А) охота 
Б) собирательство 
В) ремесла 
Г) обмен 
Вывод : основным занятием кыпчаков было скотоводство, но среди кыпчаков были и земледельцы и охотники. 
Закрепление изученного материала.. Вместо точек напишите правильный ответ. 
Дешт- и Кыпчак- это земли между………………(Алтаем и Волгой) 
Кыпчакские ханы были выходцами из племени…………..(ельборили) История кыпчаков тесно связана с историей ………………(кимаков) Махмуд Кашгари называл рабов в Кыпчакском ханстве………(яланкугами) 
Кыпчаки вели упорую борьбу с……………….(Хорезмом) 
Кыпчакских хан Текеш в 1195 году захватил город…............……..(Сыганак)Кыпчаки поклонялись священному животному ……………(волку)
Выставление оценок:
Домашнее задание: