ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Шестиструнная гитара

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Николаевская ДШИ».








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Шестиструнная гитара
















р.п.Николаевка
2015г.


Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Учебная литература;
Учебно-методическая литература;
Методическая литература

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «шестиструнная гитара», далее – «Специальность (шестиструнная гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
с семи до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»:

Срок обучения
5 лет
6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)
924
214,5

Количество часов на аудиторные занятия
363
82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
561
132


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока
1класс два раза в неделю – 30 минут .
2-5(6) классе два раза в неделю – 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель предмета «Специальность (шестиструнная гитара)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на шестиструнной гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Программа направлена на решение следующих задач:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на шестиструнной гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на шестиструнной гитаре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Материально-технические условия
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу гитары необходимых принадлежностей:
Инструменты (гитары).
Разноуровневые подставки под ноги или суппорты (устройства, позволяющие играть в классической посадке без использования подставки под ногу и держать ноги на одном уровне).
Гитарные чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
9. Связь с другими предметами программы
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

Специальность,
Ансамбль,
Фортепиано,
Хоровой класс.
Теория и история музыки:
Сольфеджио,
Слушание музыки,
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
В дополнение к названным, предмет «Оркестровый класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 5 (6) лет

Распределение по годам обучения

Класс
1
2
3
4
5
6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
33
33
33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2,5
2,5
2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия
363
82,2


445,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
3
3
3
4
4
4

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
561
132


693

Максимальное количество
часов занятия в неделю
5
5
5
6,5
6,5
6,5

Общее максимальное
количество часов по годам
165
165
165
214,5
214,5
214,5

Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
924
214,5


1138,5


Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Срок обучения 5 ( 6) лет с дополнительным годом обучения
 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс

этюды
4 -6
4-6
2 -4
2 - 4
2 -3
2-3

народные песни и танцы
5-8
4-6
2-3
2-3
1-2
1-2

пьесы
6-8
4-7
3-4
2
2
1-2

Кантилена или произведения с элементами полифонии
1
1
1
1
1
1

Произведение крупной формы
-
1
1
1
1
1

ансамбль
2-4
2-4
2-3
2-3
2-3
2-3

Всего:
18-27
16-25
11-16
10-14
9-12
8-12



Технический минимум
Срок обучения 5-6 лет с дополнительным годом обучения
Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.    
класс

· полугодие

·
· полугодие

1 класс
Музыкальные  термины: f, p, mf, mp.
Муз. термины: legato, crescendo и diminuendo, Moderato, Allegretto.

2 класс
Мажорные (с –dur) однооктавные гаммы в первой позиции.
Муз.термины, встречающиеся в нотном тексте
 
Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой и второй позициях.
Муз.термины, встречающиеся в нотном тексте.

3 класс
Двухоктавные гаммы в 1 позиции (Е, А).  арпеджио в пройденных тональностях.
Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegrettо
 
Минорные двухоктавные гаммы в 1 позиции, арпеджио в пройденных тональностях.
Стаккато, легато, нон легато.

4 класс
Мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении (однооктавные  во второй  и третьей позициях) - G-dur A- dur, B- dur, C- dur.
арпеджио  в пройденных тональностях.
 Accelerando, ritenuto, rubato.
Минорные  гаммы в 1 позиции с переходом в другие позиции  a, e, f (три вида минора)
 
A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto.

5 класс
Повторение гаммового комплекса 4 класса.  Двухоктавные в разных  позициях G, A, g, a.
Двухоктавные гаммы от 1-5 лада
Dolce, cantabile, maestozo, adgitato
Мажорные двухоктавные гаммы со сменой позиций арпеджио в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur
 

6 класс
Повторение гаммового комплекса 5 класса.  Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор),арпеджио в них.
Assai, subito, molto.
Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков ( три вида минора) и арпеджио в них.
Poco a poco, piu mosso, meno mosso


График промежуточной и итоговой аттестации
класс
Вид контрольного прослушивания
Месяц проведения
Программные требования

1 класс
Академический концерт
Декабрь
2 разнохарактерных произведений


Экзамен
май
3 разнохарактерных произведений

2 класс
Технический зачет
Октябрь
Гаммы, этюды термины


Академический концерт
Декабрь
2 разнохарактерных произведения


Технический зачет
Февраль
Гаммы, этюд


экзамен
май
2 разностилевых, разнохарактерных произведения

3класс
Технический зачет
Октябрь
Гаммы, этюд термины


Академический концерт
Декабрь
2 разнохарактерных произведения


Технический зачет
Февраль
Гаммы, этюд


экзамен
май
1 разностилевое, разнохарактерное произведение, произведение крупной формы

4 класс
Технический зачет
Октябрь
Гаммы, этюд термины


Академический концерт
Декабрь
Полифоническое произведение, пьеса (народная песня, танец)


Технический зачет
Февраль
Гаммы, этюд, термины

декабрьПолифоническая пьеса, этюд
экзамен
май
Произведение крупной формы, пьеса

прослушивание
5 класс
прослушивание
декабрь
Произведение крупной формы, пьеса


прослушивание
февраль
Произведение крупной формы, этюд, пьеса.

6 класс
прослушивание
апрель
Полифоническая пьеса, этюд


экзамен
май
Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса

 

Годовые требования по классам
Срок обучения 5 (6) лет
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.



Первый класс
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (V-V
·
·). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных  арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Хорошо подготовленным учащихся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариаций и гамм в одну - две октавы в первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.

Второй класс
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизв-лечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники баррэ.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах четырех первых позиций (i-nt, тирандо).
Третий класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации Прием апояндо. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником 14-18 различных произведений, в том числе, 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Хроматическая гамма в первой позиции. Хорошо подготовленным и профессионально ориентированным учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии формулами i-m и т-а (тирандо и апояндо), а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.
Четвертый класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях. Искусственные флажолеты.
В течение учебного года следует проработать с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные мелодические гаммы.
Учащимся исполнительских отделений и профессионально ориентированным предлагается включать в план не менее 4 полифонических пьес, 2 произведений крупной формы, 6 этюдов на различные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.


Пятый класс
Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над зву-коизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.
Шестой класс
Развитие музыкального мышления и исполнительских навыков. Совершенствование техники левой руки: легато, мелизмы, различные виды соединения позиций, двойные ноты и аккордовая игра. Работа над звукоизвлечением и координацией действий обеих рук.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником 11-17 произведений, в том числе 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 этюдов. Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется дальнейшее совершенствование гамм в аппликатуре А. Сеговии, а также освоение гамм двойными нотами.

Примерные программы контрольных прослушиваний
Помещаемые ниже примеры составления программ для различного рода контрольных прослушиваний, безусловно, не могут отразить весь спектр гитарного репертуара. Ограничив указанный выбор, в основном, классическими произведениями, я не исключаю возможности внесения в индивидуальный план учащихся сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов. На исполнительских отделениях рекомендуется знакомить учащихся с соответствующими их уровню произведениями В. Козлова, Н. Кошкина, П. Панина, И. Рехина, Л. Брауэра, К. Доменикони, Дж. Дюарта, Ж. Зенамона, Ф. Клейнжанса, Н. Леклерка и других авторов.
ПЕРВЫЙ КЛАСС
1 вариант:
·        Каркасси М. Вальс до мажор.
·        Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор.
·        Джулиани М. Этюд до мажор, op. 100 № 1
2 вариант:
·        Карулли Ф. Аллегретто ми минор.
·        Поврозняк Ю. Марш.
·        «Ходила младешенька», обр. В. Яшнева.
3 вариант:
·        Неизвестный автор XVII в. Ария.
·        Каркасси М. Андантино ля минор.
·        Нейланд В. Галоп.
4 вариант:
·        Молино Ф. Рондо до мажор.
·        Фортеа Д. Вальс ля минор.
·        Сор Ф. Этюд до мажор, ор. 31.
5 вариант:
·        Филипп И. Колыбельная.
·        Каркасси М. Аллегретто до мажор, № 2.
·        Мессоньер А. Немецкая песенка
ВТОРОЙ КЛАСС
1 вариант:
·        Паганини Н. Вальс.
·        Иванов-Крамской А. Танец.
·        Таррега Ф. Этюд ми минор.
2 вариант:
·        Шуман Р. Военный марш.
·        Гречанинов А. Мазурка.
·        Каркасси М. Аллегретто ре мажор.
3 вариант:
·        Вайс С. Л. Менуэт.
·        «I шумить, i гуде», обр. А. Иванова-Крамского.
·        Каркасси М. Вальс фа мажор.
4 вариант:
·        «Чешская песенка», обр. Л. Шумеева
·        де Визе Р. Менуэт.
·        Сагрерас X. Этюд ре мажор.
5 вариант:
·        Карулли Ф. Ларгетто.
·        Агуадо Д. Маленький вальс соль мажор.
·        «Мазурка», обр. К. Сосиньского.
ТРЕТИЙ КЛАСС
1 вариант:
·        Бах И. С. Менуэт ми минор.
·        Карулли Ф. Рондо соль мажор.
·        Таррега Ф. «Слеза» (прелюдия).
·        «Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Иванова-Крамского.
2 вариант:
·        Бах И. С. Менуэт соль мажор.
·        Паганини Н. Сонатина до мажор, № 2 (для синьоры де Лукка).
·        «Уж, как пал туман», обр. М. Высотского.
·        Сор Ф. Этюд ля минор, ор. 31. № 20.
3 вариант:
·        Галилей В. Лютневая пьеса си минор
·        Кост Н. Рондолетто.
·        Чайковский П. И. «В церкви».
·        Каркасси М. Этюд ля минор, ор. 60, № 7.
4 вариант:
·        Гендель Г. Ф. Сарабанда ми минор.
·        Сор Ф. Аллегретто фа мажор.
·        «Сосница», обр. М. Александровой.
·        Джулиани М. Этюд ля минор, ор. 100, № II.
5 вариант:
·        Санс Г. Эспаньолета и Руджеро.
·        Калатаюд Б. Гавот.
·        Рокамора М. Мазурка.
·        Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 3.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
1 вариант:
·        Вайс С. Л. Фантазия.
·        Джулиани М. Сонатина до мажор, ор. 71. № I, I ч.
·        «Ох, болит, что болит», обр. М. Высотского.
·        Сор Ф. Этюд си минор, ор. 35, N° 22.
2 вариант:
·        Бах И. С. Бурре ми минор, BWV 996
·        Паганини Н. Сонатина до мажор.
·        Лауро А. Негрито (венесуэльский вальс).
·        Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60. № 15.
3 вариант:
·        Бах И. С. Сарабанда (и Дубль) си минор
·        Иванов-Крамской А. Вальс.
·        «Аргентинская народная мелодия», обр. М.-Л. Анидо.
·        Джулиани М. Этюд ми минор, ор 48. №5.
4 вариант:
·        Галилей В. Канцона и Гаяьярда.
·        Таррега Ф. «Аделита» (мазурка).
·        Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков.
·        Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 23.
5 вариант:
·        де Визе Р. Пассакалья
·        Кост Н. Рондо соль мажор.
·        Кардосо X. Милонга.
·        Джулиани М. Этюд ми минор, ор. 100, № 13.
ПЯТЫЙ КЛАСС
1вариант:
·        Бах И. С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007.
·        Паганини Н. Соната до мажор.
·        Понсе М. «Звездочка».
·        Дамас Т.- Таррега Ф. Этюд-скерцо ля мажор.
2 вариант:
·        Бах И. С. Прелюдия ре минор, BWV 999.
·        Альберт Г. Соната ми минор, № 1,1ч.
·        Лауро А. Венесуэльский вальс № 2.
·        Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 9.
3 вариант:
·        Бах И. С. Гавот ми мажор, BWV 1012.
·        Сор Ф. Рондо ре мажор.
·        Лауро A. La negra (венесуэльский вальс).
·        Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48, № 9.
4 вариант:
·        Бах И. С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002.
·        Альберт Г. Соната ми минор, № 1, III ч. (Рондо).
·        Иванов-Крамской А. «Грезы».
·        Каркасси М. Этюд ре мажор, ор. 60, №14.
5 вариант:
·        Санс Г. Канариос.
·        Фулич С. Прелюд.
·        Савио И. Музыкальная шкатулка.
·        Каркасси М. Этюд ми минор, ор. 60, № 19.
ШЕСТОЙ КЛАСС
1 вариант:
·        Бах И. С. Прелюдия ля мажор, BWV 1009.
·        Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор. 15 bis.
·        Понсе М. Мексиканское скерцино.
·        Джулиани М. Этюд до мажор, ор. 48, №19.
2 вариант:
·        Понсе М. Гавот (в стиле С. Л. Вайса)
·        Джулиани М. Сонатина соль мажор, ор. 71, №2, 1
·        Морель X. Романс.
·        Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 22.
3 вариант:
·        Бах И. С. Куранта ля мажор, BWV 1009.
·        Джулиани М. Сонатина ре мажор, ор. 71, № 3, IV
·        Вила-Лобос Э. Шоро № 1.
·        Пухоль Э. «Шмель» (этюд).
4 вариант:
·        Бах И. С. Аллеманда ля минор, BWV 996.
·        Диабелли А. Соната до мажор, 1 ч.
·        Альбенис И. «Шумы залива» (малагенья).
·        Вила-Лобос Э. Этюд № 1.


Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
знать основы музыкальной грамоты;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре;
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования;
приобрести навык транспонирования и подбора по слуху;
приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
знание художественно-исполнительских возможностей гитары;
знание музыкальной терминологии;
знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (шестиструнная гитара)» охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Вид контроля
Задачи
Формы

Текущий контроль
поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
контрольные
уроки,
академические
концерты,
прослушивания
к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация
определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
зачеты (показ части программы, технический зачет),
академические концерты,
переводные зачеты,
экзамены

Итоговая аттестация
определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.
экзамен – проводится в
выпускных классах: 5 (6).


Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Специальность (шестиструнная гитара)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 5 (6) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса, а также обработок на народные и популярные мелодии. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности гитары.
В классе шестиструнной гитары при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.


2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий – каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.


3. Дидактическое обеспечение
В ДШИ имеется библиотека для шестиструнной гитары, содержащая более 25 единиц методических пособий и нотных сборников, а также электронная библиотека (более 100 произведений). Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методические пособия
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор. – 189 с.
2. Учебная литература
Альбом для детей и юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. 4./ Сост. Г. Ларичев. – М.: 2004. – 56 с.
Воспоминание: Произведения для шесиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 2004. – 48 с.
Калинин В. Юный гитарист. – М.: Музыка, 2009. – 125 с.
Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2. / Составитель Г. Гарнишевская. – СПб.: Композитор, 2003. – 42 с.
Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 1 тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004. – 63 с.
Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Средние классы ДМШ. 3 тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004. – 66 с.
Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь./ Сост. Г. Фетисов. – М.: Катанский, 2003. – 56 с.
Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. – 104 с.
Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы./ Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2004. – 80 с.
Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.: Феникс, 2000. – 72 с.
Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2006. – 55 с.
Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2005. – 88 с.
Хрестоматия юного гитариста. 2.-4 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. – 76 с.
Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. – 96 с.
Хрестоматия юного гитариста: репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 96 с.
Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. – М.: Катанский, 2007. – 40 с.
Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих. Сост. И. Пермяков.– СПб.: Композитор, 2007. – 40 с.
















































































15